Наталья Плеханова
Экологическое экспериментирование «Загадки профессора Всезнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое экспериментирование
Конспект проведения НОД
в разновозрастной группе
МАОУ Кирилловская ООШ на тему:
«Загадки профессора Всезнайки»
Воспитатель: Плеханова Н. В.
2018 год
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Программное содержание:
Публикация «Экологическое экспериментирование „Загадки профессора Всезнайки“» размещена в разделах
Способствовать закреплению и уточнению представлений детей о свойствах воздуха: он вокруг нас, невидим, но необходим человеку, животным, растениям, его можно обнаружить, почувствовать; имеет вес, может двигать предметы. Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
Развивать любознательность, мышление: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия; интерес к исследовательской деятельности.
Воспитывать у детей желание расширять свой кругозор,бережно относиться к своему здоровью, окружающей среде, чувство взаимопомощи.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предварительная работа: информационно-исследовательский 2-х недельный проект «Воздух- невидимка».
Материал и оборудование:
• карта с исследованиями, письмо
• музыкальное сопровождение;
• халаты и шапочки для детей
• полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
• стаканы,
• графин с водой
• коктельные трубочки (по количеству детей);;
• вееры, вертушки (по количеству детей);
• 2 воздушных шара, прикреплённых к палочке
• воздушный шарик.
• вертушки
• свечка
• подарки для детей
Ход НОД:
Дети приветствуют гостей.
Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку:
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу и нашим гостям - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки. Воспитатель показывает детям карту с перевё рнутыми схемами: «Посмотрите, сегодня в группе я нашла нашу карту с исследованиями, но почему-то она пуста, а вот и записка к ней, зачитывает письмо: «Дорогие ребята! В нашей научной лаборатории случилась беда: во время очередного эксперимента произошёл выброс пара, он уничтожил все результаты наших совместных опытов. Меня срочно вызвали в главную лабораторию. Очень надеюсь на вашу помощь, думаю, что вы сможете справиться и восстановить карту исследований. Профессор Всезнайка.»
Воспитатель:
- Без результатов этих опытов Всезнайка не сможет сделать новое научное открытие. Согласны ли вы ему помочь? (Ответы детей.)
Воспитатель:
- Тогда я приглашаю вас в лабораторию. Мы уже много раз были в лаборатории профессора Всезнайки.
- Что такое лаборатория?
Дети:
- Это помещение, где много оборудования и приборов для опытов.
- Правильно.
-Какие правила поведения нужно соблюдать в лаборатории?
• Не толкать соседа во время работы.
• Когда опыт закончился, положить все на место.
• Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу.
• Не пробовать ничего на вкус.
• Не засовывать ничего в нос и уши.
Воспитатель: - Прошу подготовиться и занять свои места. Дети надевают халаты и шапочки, занимают места за столами.
Воспитатель:
- Уважаемые коллеги! Посмотрите, эти карточки можно перевернуть только тогда, когда мы вспомним, что мы узнали во время опытов и докажем, что это действительно так. Помните ли вы, что мы исследовали?
Дети:
-Да, мы исследовали воздух.
Воспитатель:
-Что же мы о нем узнали?
Дети:
- Мы узнали, что воздух существует, он вокруг нас, он занимает место.
Воспитатель:
- Сможете ли вы это доказать?
1)Дети (по желанию) демонстрируют опыты.
Ребё нок: Воздух есть вокруг нас, но мы его не видим. Попробуем поймать его пакетом. Закручиваем его. Пакет надулся. Сдавить его не получается, потому что внутри находится воздух.
Воспитатель:
Посмотрите через пакет друг на друга? Вы видите своего соседа?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Давайте сделаем вывод: воздух вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный. Приобретает форму того предмета, в который он попадает. Демонстрирует.
- Люди используют это свойство воздуха? Как?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Давайте проверим, действительно ли внутри находится воздух? Предлагает всем детям наполнить пакеты воздухом. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение) .
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Воспитатель:
Ваши выводы убедительны, попробуем перевернуть первую схему. Посмотрите, всё верно! (переворачивает схему «Воздух вокруг нас»)
Воспитатель:
-Что же ещё мы знаем о воздухе?
Дети:
- Воздух живет внутри людей.
Воспитатель:
-Как это проверить?
Ребё нок:
- Нужно взять стакан с водой и соломинку, соломинку отпустить в воду и дуть в неё.
Показывает.
- В стакане появляются пузырьки воздуха, значит мы выдыхаем воздух.
Воспитатель:
- Какой же вы сделаете вывод, коллега?
Ребё нок: Воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Но как он к вам попадает?
Дети:
- Мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.
Вот видите, все вы в итоге отпустили нос, чтобы подышать.
Делаем ещё один вывод: человек не может жить без воздуха.
- Кому ещё нужен воздух?
Дети:
- Животным, растениям.
Переворачивают соответствующие карточки.
Воспитатель:
- А как вы думаете, каким должен быть воздух, чтобы человеку, животным, растениям он приносил пользу?
Дети:
- Он должен быть чистым.
Воспитатель:
- Предлагаю вам немножко прогуляться. Игра: «Прогулка»
Дети под музыку идут по кругу, вокруг разложенных картинок:
Мы по улице гуляли,
Свежим воздухом дышали.
Кто же весел и здоров?
Кто забыл про докторов?
Поднимают картинку, объясняют, загрязнён ли воздух на их картинке или нет, вредно или полезно дышать таким воздухом, удачна ли была прогулка. В завершении игры воспитатель, оставляет только те иллюстрации, где воздух не загрязнен.
Воспитатель:
- Как хорошо, что всем нам удалось подышать чистым воздухом и набраться здоровья и полюбоваться красотой. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы воздух всегда оставался чистым?
Дети: Воздух не нужно загрязнять!
1- реб. Вероника В.
Береги свою планету!
Есть одна планета -сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят.
2-реб. Полина Л.
Здесь лишь утро золотое,
Воздух нежно-голубой,
Дышится легко и вволю.
3-реб. Настя П
Забываем мы порой-
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян,
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
4- реб. Карина К
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету!
Воспитатель:
-Приглашаю вас вернуться в лабораторию. Посмотрите, у нас осталось ещё несколько неразгаданных картинок.
- Что же мы ещё знаем о воздухе?
Дети:
- Воздух имеет вес. Если взять за серединку палочку, к концам которой привязаны одинаковые воздушные шарики, то мы увидим, что палочка не наклоняется, воздуха в шариках равное количество, но если мы один шарик проколем и выпустим из него воздух, то он поднимется вверх. Этот шарик стал легче, а шарик, который наполнен воздухом тяжелее, он опустился вниз.
Воспитатель:
-Что же это доказывает?
Дети:
- Воздух имеет вес.
Воспитатель:
- Посмотрите, мы восстановили почти всю карту, остались только две карточки. что же ещё интересного мы знаем о свойствах воздуха?
Дети:
-Воздух может двигать предметы.
Ребёнок дует на вертушку. Выдыхаемый воздух, попадая на лопасти, начинает их вращать.
Ребё нок:
- Я вдыхаю и выдыхаю, воздух движется и заставляет вращаться лопасти вертушки.
Воспитатель переворачивает схему:
- Верно, воздух обладает силой, может двигать предметы. Люди используют это свойство воздуха?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Посмотрите, а эта карточка не перевёрнута, что –то на ней нарисовано такое, что мы о воздухе ещё не знаем. Я поняла, это загадка от профессора Всезнайки Вы поможете её разгадать? Посмотрите, что нарисовано на карточке? (нарисованы две свечи, расположенные вверху и внизу, у приоткрытой двери) Есть ли у вас какие-то догадки? Что бы это такое могло быть?
Высказывания детей.
Воспитатель:
Я предлагаю провести этот опыт, сделать то, что нарисовано на картинке. Вы согласны?
Воспитатель: Сейчас мы приоткроем дверь на улицу и зажжём свечу.
Держит свечу вверху у образовавшейся щели.
-Посмотрите, куда наклоняется пламя свечи?
(пламя верхней свечи будет направлено наружу, нижней - внутрь комнаты).
Почему так происходит? Какой воздух у нас в комнате?
Правильно. У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.
Перемещает свечу вниз.
- Куда сейчас наклоняется пламя свечи?
Какой воздух поступает к нам с улицы?
- Холодный.
Правильно. С улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз, поэтому предпочитает оставаться у земли.
- Откуда он будет входить к нам в комнату - сверху или снизу?
-Значит, вверху дверной щели пламя свечи "наклоняется" тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу, а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами).
Воспитатель:
- Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт "другой", холодный.
- А что будет с холодным воздухом в комнате?
- А если откроем дверь, будет тёплый воздух улетать на улицу?
- Значит воздух будет двигаться.
- Как вы думаете, почему Всезнайка нарисовал в серединке ветер?
Ответы детей.
Может быть, оттого, что движется холодный и тёплый воздух и получается ветер? Ветер - это движение воздуха.
Воспитатель:
Карта исследований восстановлена. Мы не только восстановили карту исследований, но и разгадали загадку профессора Всезнайки и узнали как появляется ветер.
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик».
- Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать, что вам сегодня показалось в лаборатории интересным больше всего?
Воспитатель:
- Почему мы смогли справиться со всеми заданиями?
Воспитатель:
Посмотрите, в конверте с письмом что- то ещё есть. Да это же подарки от профессора Всезнайки, он знал, что мы отгадаем все его загадки и приготовил нам сюрприз.
Благодарит детей, раздаёт подарки. Дети прощаются, уходят.