Получи документы

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта

Светлана Рябишева
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой - понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с родной природой – первые шаги в познании родного края, в воспитании любви к родине, в изучении особенностей земли отцов и дедов. Что имеют наши дети? Каких невосполнимых богатств и сокровищ они лишены? Радиационные дожди; плоды, покрытые ядохимикатами; обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота; вырубленные кедровники и виноградные лозы - вот это наше наследство. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Публикация «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» размещена в разделах

Поэтому понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования. Осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все связаны друг с другом и исчезновение одной цепочки повлечёт за собой исчезновение многих других цепочек.) и в то же время каждое звено имеет свою экологическую нишу и все могут существовать одновременно. И сейчас, если только всем миром осознаем то, что мы на краю гибели и каждый, именно каждый, на своем месте, по крупицам упорно и добросовестно будет восстанавливать, залечивать, выращивать добро, под корень искоренять зло, то может быть, через десяток лет, природа вновь поверит нам, улыбнется солнышком, прольется живительными дождями.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с моей точки зрения, предполагает:

воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранить и приумножить её красоту. Ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д. Воспитанники детского сада должны понять, что охрана природы - это наша жизнь. Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии.

Духовно-нравственное воспитание идей вплотную связано с экологическим воспитанием. Оно является главным направлением в работе детского сада, конечной целью является формирование нравственно-экологической культуры – видеть красоту животных и растений, создавать благоприятные условия для их жизни, сохранить и приумножить природные объекты, проявлять правильное отношение к окружающей природе.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, ведь дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Поскольку важнейшим условием успешной реализации экологического воспитания является создание среды, наши педагоги личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Наш педагогический коллектив разработал модель экологического центра (центр экспериментирования или поисково-исследовательской деятельности, уголок природы, календарь природы). В ходе этой работы, педагоги проявили творчество и фантазию. В каждой группе был создан свой нетрадиционный богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, а так же оборудованием в уходе за ними, разнообразным материалом для экспериментирования и опытнической деятельности. Здесь дети знакомятся с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, наблюдают и получают первые практические навыки.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями наши педагоги используют экспериментальную деятельность. Ведь любой опыт всегда строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младших и средних – используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети учатся рассуждать, делать умозаключения. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Поисково-исследовательская деятельность формирует у детей познавательный интерес к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. На прогулках воспитатели организуют игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Наши педагоги используют художественную литературу о природе, что глубоко воздействует на чувства детей. Еще одной формой экологического воспитания являются праздники и развлечения. Важно в таких праздниках воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, а особенно включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки педагоги стараются вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям. Очень тесно в нашем саду ведтся работа по экологическому воспитанию с семьй. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей педагоги детского дошкольного учреждения используют традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы).

Именно эколого-педагогическая деятельность позволяет формировать у дошкольников такие ценности как красота, гармония, родная земля, заповедная природа, духовный мир человека, а так же интерес к жизни, сочувствие ко всему живому, ответственность за участие в общем деле.

Красота родной природы, человеческого труда, желание сделать свой край еще прекраснее – вот что важно объяснить детям. Приумножение природных богатств, сколько человек вкладывает труда, чтобы леса и озера, поля и реки радовали всех нас.

Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научит детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Тропинка в природу лежит через труд, любовь к Родине, людям, своему краю. Донести это до наших детей должны не только педагоги, но и родители.

Публикации по теме:

Конспект занятия на тему «Уважение к родителям. Воспитание нравственности» Конспект занятия на тему: Уважение к родителям и старшим. Цель: Формировать представление о нравственности. Объяснить значение пятой заповеди.

Консультация «Воспитание нравственности у старших дошкольников» «…одна из наиболее трудных вещей в нравственном воспитании: учить человека делать добро и вместе с тем избегать прямолинейных советов…».

Консультация «Экологическое воспитание — воспитание нравственности, духовности и интеллекта» РЕФЕРАТ ТЕМА: «Экологическое воспитание – воспитание нравственности, духовности и интеллекта» «Детский сад №16 с. Первомайское».

Музыка и экологическое воспитание Данный материал был составлен мной на основе нескольких источников, вложенных в сети интернет, и представлен для наполнения папок-передвижек.

Нравственно-этическое воспитание младших школьников с нарушением интеллекта Проблемы, связанные с воспитанностью детей с умственной отсталостью, постоянно находятся в центре внимания. Задача воспитанности школьников.

Экологическое воспитание Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Радуга» с. Матраево» муниципального.

Консультация «Экологическое воспитание» Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы – нашего общего дома с другими живыми существами: животными, растениями, с общим Солнцем,.

Консультация «Экологическое воспитание» Экологическое воспитание дошкольников Какова роль природы в экологическом воспитании дошкольников? Природа – первый источник эстетического.

Экологическое воспитание дошкольника Экологическое воспитание дошкольников. Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №244» Тимаева Венера Тявфиковна Все на свете, на свете.

Экологическое воспитание дошкольников Педагогическая статья «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта
Опубликовано: 22 октября 2018 в 12:02
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рябишева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД