Светлана Рябишева
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой - понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с родной природой – первые шаги в познании родного края, в воспитании любви к родине, в изучении особенностей земли отцов и дедов. Что имеют наши дети? Каких невосполнимых богатств и сокровищ они лишены? Радиационные дожди; плоды, покрытые ядохимикатами; обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота; вырубленные кедровники и виноградные лозы - вот это наше наследство. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
Публикация «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» размещена в разделах
Поэтому понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования. Осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все связаны друг с другом и исчезновение одной цепочки повлечёт за собой исчезновение многих других цепочек.) и в то же время каждое звено имеет свою экологическую нишу и все могут существовать одновременно. И сейчас, если только всем миром осознаем то, что мы на краю гибели и каждый, именно каждый, на своем месте, по крупицам упорно и добросовестно будет восстанавливать, залечивать, выращивать добро, под корень искоренять зло, то может быть, через десяток лет, природа вновь поверит нам, улыбнется солнышком, прольется живительными дождями.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с моей точки зрения, предполагает:
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранить и приумножить её красоту. Ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д. Воспитанники детского сада должны понять, что охрана природы - это наша жизнь. Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии.
Духовно-нравственное воспитание идей вплотную связано с экологическим воспитанием. Оно является главным направлением в работе детского сада, конечной целью является формирование нравственно-экологической культуры – видеть красоту животных и растений, создавать благоприятные условия для их жизни, сохранить и приумножить природные объекты, проявлять правильное отношение к окружающей природе.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, ведь дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Поскольку важнейшим условием успешной реализации экологического воспитания является создание среды, наши педагоги личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Наш педагогический коллектив разработал модель экологического центра (центр экспериментирования или поисково-исследовательской деятельности, уголок природы, календарь природы). В ходе этой работы, педагоги проявили творчество и фантазию. В каждой группе был создан свой нетрадиционный богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, а так же оборудованием в уходе за ними, разнообразным материалом для экспериментирования и опытнической деятельности. Здесь дети знакомятся с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, наблюдают и получают первые практические навыки.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями наши педагоги используют экспериментальную деятельность. Ведь любой опыт всегда строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младших и средних – используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети учатся рассуждать, делать умозаключения. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Поисково-исследовательская деятельность формирует у детей познавательный интерес к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. На прогулках воспитатели организуют игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Наши педагоги используют художественную литературу о природе, что глубоко воздействует на чувства детей. Еще одной формой экологического воспитания являются праздники и развлечения. Важно в таких праздниках воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, а особенно включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки педагоги стараются вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям. Очень тесно в нашем саду ведтся работа по экологическому воспитанию с семьй. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей педагоги детского дошкольного учреждения используют традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы).
Именно эколого-педагогическая деятельность позволяет формировать у дошкольников такие ценности как красота, гармония, родная земля, заповедная природа, духовный мир человека, а так же интерес к жизни, сочувствие ко всему живому, ответственность за участие в общем деле.
Красота родной природы, человеческого труда, желание сделать свой край еще прекраснее – вот что важно объяснить детям. Приумножение природных богатств, сколько человек вкладывает труда, чтобы леса и озера, поля и реки радовали всех нас.
Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научит детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Тропинка в природу лежит через труд, любовь к Родине, людям, своему краю. Донести это до наших детей должны не только педагоги, но и родители.