Наталья Анатольевна Колечко
Экологическое воспитание средствами живой природы в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание средствами живой природы в подготовительной группе
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды.
Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы.
Публикация «Экологическое воспитание средствами живой природы в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мир живой и неживой природы не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию природы, и поэтому я считаю, что основы экологического воспитания должны закладываться еще в младшем дошкольном возрасте. Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, которое появляется во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании с неразрывностью с ней. Влияние природы на ребенка огромно.
Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями:
- на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми;
- наблюдают за падающими снежинками;
- слушают стихи, рассказы;
- дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли;
- ухаживают за растениями и животными в уголке природы.
Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. В течение многих лет в нашем детском саду ведётся работа по экологическому воспитанию дошкольников. Это одно из многих направлений работы нашего дошкольного учреждения, которое ведётся через все виды. Самое простое, с чего мы начали - это чтение добрых книг о зверятах, разглядывание и изучение животных и птиц в детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие игры, экологическую тропу, любование растениями. Все это развивает навык доброжелательного общения с природой.
Важное место в работе занимает игра — несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им. С самого начала года мы многократно рассказываю и разыгрываю сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды, знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать их детям.
Тему домашних животных я представляла с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Я даю возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок. Кроме сказок используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.
С помощью родителей мы приобрели дидактические игры «Дикие животные», «Домашние животные», «Ягоды», «Грибы», «Овощи», «Во саду ли в огороде», «Круглый год»,»Зверята». В разных источниках мы нашли экологические сказки, которые помогают детям уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы, активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь. Чтобы сформировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, привить детям ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – мы используем эколого-психологические тренинги. На несколько минут мы с детьми «превращаемся» в жучков, бабочек, божьих коровок, котят и зайчиков. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Ежедневно, во время прогулок, мы с детьми наблюдаем за погодой, изменениями в природе, прилетающими на участок птицами, за насекомыми, любуемся красотой окружающей природы. Весной мы сажали огород на окне, где дети самостоятельно поливали ростки. Результатом нашей работы по экологическому воспитанию мы считаем следующее:
- в группе созданы условия, способствующие развитию элементарных экологических знаний, воспитанию экологической культуры у дошкольников;
- дети имеют первоначальные представления о живой и неживой природе;
- знают основные потребности растений и животных (тепло, вода, пища);
- знают характерные особенности времен года,
- с удовольствием принимают участие в уходе за растениями.
- бережнее относятся не только к животным, за которыми они ухаживают, но и к тем живым существам, которых они раньше и не замечали, например, к насекомым.
Ведя работу по воспитанию экологической культуры, я уверена, что ребенок, которого мы выпускаем из детского сада в большую жизнь, сумеет постоять за окружающий нас мир, сумеет помочь нуждающемуся.