Такленок Ольга
Экологическое воспитание: психологические основы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание :психологические основы
Составила: О. В. Такленок, педагог-психолог
Основная задача экологического воспитания - формирование у детей гуманного отношения к природе.
Публикация «Экологическое воспитание: психологические основы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель экологического воспитания – именно формирование в ребенке отношения к живому, которое должно базироваться на его чувственно- эмоциональном опыте. Знания в дошкольном возрасте ребенок получает при эмоциональном общении с животными, тактильном контакте, прямом взаимодействии.
Специфические качества животных (теплота, мягкость, упругость, пушистость, определенного тембра и ритма звуки, наличие «лица» и др.) вызывают положительно-эмоциональную реакцию у детей; способность к общению создает оптимальные условия для удерживания внимания. Животные – прекрасные «тренажеры» для развития восприятия и моторики, партнеры для игры. Кроме того, они активно принимают и отдают любовь и ласку, не судят и не оценивают действия ребенка, что определяет их «психотерапевтические» свойства.
Однако порой усвоению материала отводится так много внимания, что не остается времени (возможности) на обучение сопереживанию, на эмоциональное включение, на рефлексию своих впечатлений и переживание животного, на эстетическое восприятие и т. д. Наверное, важнее создать предпосылки, которые в дальнейшем будут стимулировать детей на самостоятельное желание освоить эти знания.
«Внутренний мир» животного, т. е. умение по внешнему виду (позе, реакциям, движениями, мимике, звукам) определить его состояние. Зная его, ребенок учится сопереживать, учится понимать эмоциональное состояние животного, относиться к нему как к субъекту, имеющему такое же право на жизнь, как и он. Тогда в дальнейшем ребенок сможет самостоятельно контролировать процесс взаимодействия, игры с животными.
Влияние животных на детей в плане коррекции, профилактики нарушений в развитии.
Общение с животными влияет на развитие эмоциональной сферы, формирует общегуманистическую ориентацию личности. Общение с животными – это ко всему ещё психотерапевтический прием при некоторых формах расстройствах здоровья детей, известный в практической психологии как «анималотерапия». Иными словами, общение и игры с животными полезны для детей с повышенной возбудимостью, тревожностью, замкнутостью, аутичных, испытывающих трудности в общении, с нарушением эмоционального контакта со взрослыми.