Дина Владимировна Кислица
Психологические основы сенсорного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические основы сенсорного воспитания.
Содержание и методы сенсорного воспитания в дошкольной педагогике опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей.
Первое положение. В отечественной психологии такие познавательные процессы, как ощущение и восприятие рассматриваются как рефлекторные процессы, что позволяет их рассматривать как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Психология. Работа психолога
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями. Для новорожденного ребёнка характерно общее, слитное и недифференцированное отражение окружающего мира. И только с развитием и совершенствованием различных обследовательских действий осуществляется формирование сложных адекватных образов, т. е. осуществляется предметное восприятие.
Второе положение. Развитие восприятия у ребенка рассматривается в педагогической науке как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивает систему перцептивных действий – обучение ребенка действиям обследования предмета. В результате чего восприятие ребенка расширяется, совершенствуется по мере овладения новыми перцептивными действиями. Каждое новое перцептивное действие, осваиваемое ребенком, дает возможность открывать в предметах новые свойства и качества.
Большое значение в сенсорном воспитании имеют сенсорные эталоны.
Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного детства и выходит за его пределы. Освоение эталонных значений качеств проходит три периода:
- первый период длится до начала третьего года жизни - это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, — некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т. д;
- второй период длится в среднем до пяти лет: ребёнок пользуется предметными предэталонами, т. е. образы свойств предметов соотносятся к определенным предметам. Так, овал определяется через форму огурца (как огурчик).
- третий период характеризуется усвоением систем общепринятых эталонов, которое происходит в возрасте пяти лет и старше, в этот период ребенок уже соотносит качества предметов, предметы с освоенными общепринятыми эталонами: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т. д.
Овладение системами перцептивных (обследовательских) действий и системами эталонов проходит в тесном единстве и взаимосвязи. С одной стороны, перцептивные действия обеспечивают выделение различных свойств, которые затем обобщаются и приобретают эталонное значение. С другой — овладение эталонами перестраивает перцептивные действия, делает их более обобщенными, свернутыми и целенаправленными. Это освоение общественно выработанных эталонов и овладение перцептивными действиями меняет характер восприятия : ребенок получает возможность видеть известное в незнакомом, получает возможность самостоятельного обобщенного познания окружающего, формирования расчлененных и полных представлений.
Третье положение касается условий формирования сенсорных процессов.
Отечественная психология утверждает, что развитие восприятия происходит в процессе содержательных деятельностей: на первом году жизни оно связано с предметной деятельностью ребенка, а в дальнейшем — с более сложными деятельностями: изобразительной, конструктивной, трудовой, игровой, учебной. Развитие разных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает и сенсорное развитие : формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов. Но каждая деятельность обладает своими сенсорными основами, поэтому совершенствование любой деятельности будет зависеть от уровня развития сенсорных процессов.
Таким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности сенсорного развития ребенка и развития разных видов его деятельности.
Психологические основы сенсорного воспитания определяют задачи, содержание, условия, методы, приемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы.
1. Пастюк О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах – Ростов н/ Д: Феникс, 2009г.
2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М. : Академия, 2004.
4. Дошкольная педагогика/Под. Ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой – М. : Просвещение, 1988г.
5. Реан. А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб. : Питер, 2006. – 432с.