МААМ-картинки

Психологические основы сенсорного воспитания

Дина Владимировна Кислица
Психологические основы сенсорного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Психологические основы сенсорного воспитания.

Содержание и методы сенсорного воспитания в дошкольной педагогике опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей.

Первое положение. В отечественной психологии такие познавательные процессы, как ощущение и восприятие рассматриваются как рефлекторные процессы, что позволяет их рассматривать как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.

Темочки:

Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями. Для новорожденного ребёнка характерно общее, слитное и недифференцированное отражение окружающего мира. И только с развитием и совершенствованием различных обследовательских действий осуществляется формирование сложных адекватных образов, т. е. осуществляется предметное восприятие.

Второе положение. Развитие восприятия у ребенка рассматривается в педагогической науке как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивает систему перцептивных действий – обучение ребенка действиям обследования предмета. В результате чего восприятие ребенка расширяется, совершенствуется по мере овладения новыми перцептивными действиями. Каждое новое перцептивное действие, осваиваемое ребенком, дает возможность открывать в предметах новые свойства и качества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеют сенсорные эталоны.

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного детства и выходит за его пределы. Освоение эталонных значений качеств проходит три периода:

- первый период длится до начала третьего года жизни - это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, — некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т. д;

- второй период длится в среднем до пяти лет: ребёнок пользуется предметными предэталонами, т. е. образы свойств предметов соотносятся к определенным предметам. Так, овал определяется через форму огурца (как огурчик).

- третий период характеризуется усвоением систем общепринятых эталонов, которое происходит в возрасте пяти лет и старше, в этот период ребенок уже соотносит качества предметов, предметы с освоенными общепринятыми эталонами: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т. д.

Овладение системами перцептивных (обследовательских) действий и системами эталонов проходит в тесном единстве и взаимосвязи. С одной стороны, перцептивные действия обеспечивают выделение различных свойств, которые затем обобщаются и приобретают эталонное значение. С другой — овладение эталонами перестраивает перцептивные действия, делает их более обобщенными, свернутыми и целенаправленными. Это освоение общественно выработанных эталонов и овладение перцептивными действиями меняет характер восприятия : ребенок получает возможность видеть известное в незнакомом, получает возможность самостоятельного обобщенного познания окружающего, формирования расчлененных и полных представлений.

Третье положение касается условий формирования сенсорных процессов.

Отечественная психология утверждает, что развитие восприятия происходит в процессе содержательных деятельностей: на первом году жизни оно связано с предметной деятельностью ребенка, а в дальнейшем — с более сложными деятельностями: изобразительной, конструктивной, трудовой, игровой, учебной. Развитие разных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает и сенсорное развитие : формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов. Но каждая деятельность обладает своими сенсорными основами, поэтому совершенствование любой деятельности будет зависеть от уровня развития сенсорных процессов.

Таким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности сенсорного развития ребенка и развития разных видов его деятельности.

Психологические основы сенсорного воспитания определяют задачи, содержание, условия, методы, приемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы.

1. Пастюк О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах – Ростов н/ Д: Феникс, 2009г.

2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М. : Академия, 2004.

4. Дошкольная педагогика/Под. Ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой – М. : Просвещение, 1988г.

5. Реан. А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб. : Питер, 2006. – 432с.

Публикации по теме:

Формирование основ экологического воспитания посредством сенсорного развития Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение.

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания» Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания». Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование.

Необходимость сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание необходимо для полноценного развития ребенка. Во многом успешность человека в будущем, его умственное, физическое,.

Основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста МБОУ №35 «Малышок» г. Шадринск Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое.

Основы экологического воспитания у старших дошкольников Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период.

Программа Сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. ПРОГРАММА Сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. (из опыта работы) Составила воспитатель.

Теоретические основы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВоспитание культуры поведения как задача нравственного воспитания.

Условия успешности сенсорного воспитания дошкольников Сенсорное воспитание является основой умственного развития и воспитания ребенка. Оно направлено, прежде всего, на развитие зрительного,.

Влияние сенсорного воспитания на развитие творческих способностей детей Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этот период у детей происходит становление всех.

Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические основы сенсорного воспитания
Опубликовано: 17 марта 2018 в 19:40
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические основы сенсорного воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Дина Владимировна Кислица (УИ 1391899) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД