Дина Владимировна Кислица
Психологические основы сенсорного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические основы сенсорного воспитания.
Содержание и методы сенсорного воспитания в дошкольной педагогике опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей.
Публикация «Психологические основы сенсорного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Первое положение. В отечественной психологии такие познавательные процессы, как ощущение и восприятие рассматриваются как рефлекторные процессы, что позволяет их рассматривать как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.
Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями. Для новорожденного ребёнка характерно общее, слитное и недифференцированное отражение окружающего мира. И только с развитием и совершенствованием различных обследовательских действий осуществляется формирование сложных адекватных образов, т. е. осуществляется предметное восприятие.
Второе положение. Развитие восприятия у ребенка рассматривается в педагогической науке как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивает систему перцептивных действий – обучение ребенка действиям обследования предмета. В результате чего восприятие ребенка расширяется, совершенствуется по мере овладения новыми перцептивными действиями. Каждое новое перцептивное действие, осваиваемое ребенком, дает возможность открывать в предметах новые свойства и качества.
Большое значение в сенсорном воспитании имеют сенсорные эталоны.
Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного детства и выходит за его пределы. Освоение эталонных значений качеств проходит три периода:
- первый период длится до начала третьего года жизни - это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, — некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т. д;
- второй период длится в среднем до пяти лет: ребёнок пользуется предметными предэталонами, т. е. образы свойств предметов соотносятся к определенным предметам. Так, овал определяется через форму огурца (как огурчик).
- третий период характеризуется усвоением систем общепринятых эталонов, которое происходит в возрасте пяти лет и старше, в этот период ребенок уже соотносит качества предметов, предметы с освоенными общепринятыми эталонами: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т. д.
Овладение системами перцептивных (обследовательских) действий и системами эталонов проходит в тесном единстве и взаимосвязи. С одной стороны, перцептивные действия обеспечивают выделение различных свойств, которые затем обобщаются и приобретают эталонное значение. С другой — овладение эталонами перестраивает перцептивные действия, делает их более обобщенными, свернутыми и целенаправленными. Это освоение общественно выработанных эталонов и овладение перцептивными действиями меняет характер восприятия : ребенок получает возможность видеть известное в незнакомом, получает возможность самостоятельного обобщенного познания окружающего, формирования расчлененных и полных представлений.
Третье положение касается условий формирования сенсорных процессов.
Отечественная психология утверждает, что развитие восприятия происходит в процессе содержательных деятельностей: на первом году жизни оно связано с предметной деятельностью ребенка, а в дальнейшем — с более сложными деятельностями: изобразительной, конструктивной, трудовой, игровой, учебной. Развитие разных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает и сенсорное развитие : формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов. Но каждая деятельность обладает своими сенсорными основами, поэтому совершенствование любой деятельности будет зависеть от уровня развития сенсорных процессов.
Таким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности сенсорного развития ребенка и развития разных видов его деятельности.
Психологические основы сенсорного воспитания определяют задачи, содержание, условия, методы, приемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы.
1. Пастюк О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах – Ростов н/ Д: Феникс, 2009г.
2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М. : Академия, 2004.
4. Дошкольная педагогика/Под. Ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой – М. : Просвещение, 1988г.
5. Реан. А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб. : Питер, 2006. – 432с.