Ирина Веренцова
Экологическое воспитание младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Человечество вступило в новую эпоху, которая характеризуется дестабилизацией окружающей среды, вызванной потребительским отношением самого человека к природе, низким уровнем экологической культуры населения. Для благоприятного существования цивилизации нужен разумный подход и нравственное отношение к природе, где важным звеном является экологическое воспитание и образование детей в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте знания об окружающей среде переходят в убеждения о ценности природы, ребенку прививается умение адекватно с ней взаимодействовать, что затем перерастает в экологические потребности.
Публикация «Экологическое воспитание младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблемы экологического воспитания разработаны в трудах И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Б. Т. Лихачева, Н. М. Мамедова, Л. П. Салеевой, И. Т. Суравегиной и других. Так, Б. Т. Лихачев определяет экологическое воспитание как «целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы». Результатом этой работы является формирование у младших школьников экологической культуры.
Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т. А. Бабановой, Н. А. Городецкой, Н. В. Добрецовой, которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно, поэтому, так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Как показывает практика, большинство педагогов, осознавая актуальность экологических проблем, не владеют технологиями экологического воспитания. Одним из инновационных методов, который позволяет добиться позитивных результатов в воспитании младших школьников, является метод проектов. За последние годы значительный вклад в разработку проблемы использования метода проектов как инновационной технологии обучения и воспитания школьников, внесли исследования О. Б. Волжиной, Ю. В. Киримовой, М. М. Морозовой, Е. В. Рогалевой, И. С. Сергеева, Н. В. Серегиной, Т. С. Цыбиковой и др.