Наталья Чикалкина
Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность «Огород на подоконнике»
▼ Скачать +Заказ
Паспорт проекта
Тема: «Огород на подоконнике»
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Продолжительность: среднесрочный (февраль - март)
Участники проекта : педагоги, дети старшей группы и родители воспи-танников.
Объект исследования: огород на подоконнике.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предмет изучения: процесс выращивания культурных растений в ком-натных условиях.
Актуальность. Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать позна-вательную и творческую активность, самостоятельность, умение планиро-вать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обу-чению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве дет-ского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы привлекают детей красо-той, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обога-щает свой чувственный опыт. Огород на подоконнике в детском саду спо-собствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, не-обходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение ра-доваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследователь-ской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи:
-Способствовать расширению знаний детей о культурных и дикорастущих растениях.
-Продолжить знакомство детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, морковь, огурцы, томат, овес, бобовые, редис и др.).
-Способствовать обобщению представлений детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для благоприятного роста растений.
-Способствовать закреплению умения детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
-Способствовать развитию чувства ответственности за благополучное со-стояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
-Продолжать способствовать развитию наблюдательности, умения заме-чать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
-Способствовать развитию познавательных и творческих способностей у детей.
-Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
-Воспитывать у детей чувство любви к природе и бережное отношение к ней.
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлече-ний, картотека дидактических игр и т. д.
4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, телевизор и т. д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель : занимается подбором нужного материала, организует обра-зовательные ситуации (посадка культур, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
№ Этапа
Содержание деятельности
Срок реализации Ответственные за выполнение
1. Подготовительный:
- Определение цели и задач проекта.
- Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
- Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
- Разработка комплексно - тематического плана работы
- Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2. Основной:
- Рассматривание семян микрозелени, фасоли, гороха. Посадка семян и лука.
- Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
- оформление огорода на окне;
- Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматривании и фиксации рисунков и схем.
- Отражение результата через художественно-творческую деятельность.
3. Заключительный:
- Анализ полученных результатов.
- Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
- Презентация проекта «Огород на окошке».
Этапы работы по реализации проекта :
Подготовительный (сбор информации).
1. Постановка цели и задач проекта;
2. Изучение методической и детской литературы;
3. Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;
4. Выставка книг, иллюстраций, альбомов о культурных растениях;
5. Подбор настольных, подвижных, пальчиковых, дидактических игр, ин-тересных вопросов и упражнений по теме проекта.
6. Подготовка семян овощных культур и газонной травы, а также необхо-димого инвентаря для выращивания и посадки семян и рассады.
7. Поисковая деятельность – смогут ли культурные растения вырасти в комнатных условиях и сможем ли мы получить урожай?
Основной:
1. Проведение с детьми бесед по теме проекта : «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы», «Огород на окне», «Откуда берутся овощи?», «Орудия труда. Безопасная работа в огороде», «Как нужно ухаживать за овощными культурами». Создать условия для уточнения знаний детей об овощных культурах, ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком). Создать условия для знакомства детей с интересными представителями мира растений.
2. Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстра-ций. Вызвать интерес к овощным культурам и природе в целом;
3. Слушание музыки: П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», Ю. Чичков «Это называется природа», Б. Можжевелова «Огород-ная – хороводная». Прослушивание русской народной песни «Во саду ли в огороде». Способствовать развитию способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, способствовать развитию творческого вообра-жения и фантазии, совершенствовать навыки слуховой культуры;
4. Рассматривание схем, моделей строения растений, составление схем их роста и развития. Способствовать развитию внимание, память, логическое мышление;
5. Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чипполино», Н. Но-сов «Огородники», «Огурцы», Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали, Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка», В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша». Заучивание сти-хотворений В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», Г. Сапгир «Са-довник». Чтение пословиц, поговорок, загадок об овощах и огороде. По-знакомить детей с произведениями русских и зарубежных поэтов, воспи-тывать уважение и бережное отношение к растениям. Вызвать интерес к овощным культурам, желание заботиться о них. Способствовать углубле-нию и расширению знаний детей о культурных растениях.
6. Проведение дидактических игр по теме: «Найди растение по описа-нию», «Угадай овощ по описанию», «Угадай овощ по загадке», «Угадай название овоща», «Угадай на ощупь», «Узнай на вкус», «Вершки-корешки», «От какого растения часть», «Один - много», «Скажи ласково», «Чудесный мешочек». Способствовать закреплять умение различать ово-щи, называть их быстро, находить нужный овощ среди других, называть его. Способствовать закреплению умения детей группировать растения по цвету, месту роста.
7. Рисование красками, карандашами, мелками, используя разные прие-мы: «Как растут овощи», «Мой огород на окне, каким он будет», «Овощ-ные фантазии», «Дневник наблюдений». Организованна выставка рисун-ков. Упражнять детей в рисовании цветными карандашами и красками, пе-редавая форму и внешний вид овощей, рассады, а также закрепить знание овощных культур.
8. Лепка: «Овощи», «Наш урожай». Способствовать закреплению умения детей передавать основной формы, характерных деталей, способствовать развитию творческих способностей.
9. Аппликация: «Огород на окне». Способствовать закреплению умения вырезывания различными способы и располагать свою композицию в центре листа, подбирать цвета композиции.
10. Подвижные игры: «Урожай», «Картошка», «Огородники», «Зайцы в огороде», «Баба сеяла горох», «Кабачок», «Посади и собери картофель». Способствовать расширению знаний детей об овощных культурах; спо-собствовать пополнению словарного запаса, развитию умения действовать по сигналу, согласовывать движения со словами, развитию ловкости.
11. Проведение сюжетно-ролевых игр: «Овощной магазин», «Агроном», «Механизатор». Познакомить детей с профессиями агронома, механизато-ра. Способствовать формированию умения распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли.
12. Наблюдения: рассматривание семян гороха, фасоли, микрозелени че-рез лупу. Наблюдение за ростом лука, за всходами и ростом растений и рассады, вытягиванием её к солнцу, за состоянием и изменением листьев растений в утреннее и полуденное время. Способствовать закреплению умения детей замечать изменения в росте и развитии растений, делать вы-воды, устанавливать причинно-следственные связи.
13. Труд в огороде на окошке : полив рассады и опрыскивание травянчи-ков. Способствовать развитию интереса к выращиванию рассады и лука, воспитывать бережное отношение к растениям и уходу за ними.
14. Проведение опытов и исследовательно - поисковой деятельности :
Опыт «Выбор почвы» : рассматривание различных видов почвы через лупу, что из чего состоит, сравнение почв. В какой почве быстрее пророс-ли семена? Создать условия для выявления влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Опыт «Выбор семян» : рассматривание овощных семян через лупу. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.
Опыт «Как быстрее» : определение при каких условиях семена прорастают быстрее, где растение быстрее пускает корни – в воде или без неё. Создать условия для выделения благоприятные условия для роста и развития растений, выявить зависимость растений от почвы. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Опыт «С водой и без воды» : если долго не поливать рассаду, листочки увядают, а цветок падает. Что произошло с растением, когда ее полили? Создать условия для выделения факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Способствовать закреплению умения находить причинно-следственные связи, делать выводы, воспитывать бережное отношение к растениям.
Опыт «Где быстрее растут растения» : выращивание рассады из семян и наблюдение за их проращиванием и ростом (оформление календаря роста рассады). Наблюдения за тем, где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей). Способствовать закреплению приемов посадки и выращивания рассады, формированию навыков посадки и ухода за растениями.
Заключительный
1. Оформление коллекции семян овощных и цветочных культур.
2. Оформление огорода на подоконнике и уход за ним.
3. Оформление дневника наблюдений.
4. Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на под-оконнике».
Практическая значимость работы
Знание особенностей формирования познавательного интереса у детей, а также особенностей организации экспериментальной деятельности, позво-ляет целенаправленно строить обучающую и развивающую работу с детьми. Работа в данном направлении может быть адаптирована к любому дошкольному возрасту.
Ожидаемые результаты: в ходе проектной деятельности дети научатся различать микрозелень и овощи, их особенности и различия.
- С помощью опытническо-исследовательской работы будет выявлено многообразие и разнообразие посевного материала, дети получат знания о необходимых условиях для роста и развития растений в комнатных усло-виях, научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, закрепят умение делать простые выводы, устанавливать при-чинно - следственные связи.
- Будет повышен интерес детей и родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности.
- Собрана коллекция семян овощных и цветочных культур.
- Создан в группе огород на подоконнике.
- Оформлен дневник наблюдений за ростом лука.
- Должны сформироваться навыки культурного поведения в природе, уме-ние беречь и заботиться о ней.
- Будет сформировано у детей уважительное отношения к труду.
- Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положи-тельные эмоции от полученных результатов.
Литература
-Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший до-школьный возраст. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагоги-ческого образования, 2009
-Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. -М. : Издательский центр «Академия», 2001
-Николаева С. Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
-Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. — Волгоград: Учитель, 2011
-Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001