Получи документы

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность «Огород на подоконнике»

Наталья Чикалкина
Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность «Огород на подоконнике»
▼ Скачать +Заказ

Паспорт проекта

Тема: «Огород на подоконнике»

Вид проекта : познавательно-исследовательский

Продолжительность: среднесрочный (февраль - март)

Участники проекта : педагоги, дети старшей группы и родители воспи-танников.

Объект исследования: огород на подоконнике.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность „Огород на подоконнике“» размещена в разделах

Предмет изучения: процесс выращивания культурных растений в ком-натных условиях.

Актуальность. Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать позна-вательную и творческую активность, самостоятельность, умение планиро-вать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обу-чению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве дет-ского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы привлекают детей красо-той, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обога-щает свой чувственный опыт. Огород на подоконнике в детском саду спо-собствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, не-обходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение ра-доваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследователь-ской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи:

-Способствовать расширению знаний детей о культурных и дикорастущих растениях.

-Продолжить знакомство детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, морковь, огурцы, томат, овес, бобовые, редис и др.).

-Способствовать обобщению представлений детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для благоприятного роста растений.

-Способствовать закреплению умения детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

-Способствовать развитию чувства ответственности за благополучное со-стояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).

-Продолжать способствовать развитию наблюдательности, умения заме-чать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

-Способствовать развитию познавательных и творческих способностей у детей.

-Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

-Воспитывать у детей чувство любви к природе и бережное отношение к ней.

Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический уголок.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлече-ний, картотека дидактических игр и т. д.

4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, телевизор и т. д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :

Воспитатель : занимается подбором нужного материала, организует обра-зовательные ситуации (посадка культур, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта

№ Этапа

Содержание деятельности

Срок реализации Ответственные за выполнение

1. Подготовительный:

- Определение цели и задач проекта.

- Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

- Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)

- Разработка комплексно - тематического плана работы

- Создание условий для организации работы в «огороде на окне»

2. Основной:

- Рассматривание семян микрозелени, фасоли, гороха. Посадка семян и лука.

- Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

- подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;

- оформление огорода на окне;

- Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматривании и фиксации рисунков и схем.

- Отражение результата через художественно-творческую деятельность.

3. Заключительный:

- Анализ полученных результатов.

- Составление фотоальбома «Наш зеленый огород.

- Презентация проекта «Огород на окошке».

Этапы работы по реализации проекта :

Подготовительный (сбор информации).

1. Постановка цели и задач проекта;

2. Изучение методической и детской литературы;

3. Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;

4. Выставка книг, иллюстраций, альбомов о культурных растениях;

5. Подбор настольных, подвижных, пальчиковых, дидактических игр, ин-тересных вопросов и упражнений по теме проекта.

6. Подготовка семян овощных культур и газонной травы, а также необхо-димого инвентаря для выращивания и посадки семян и рассады.

7. Поисковая деятельность – смогут ли культурные растения вырасти в комнатных условиях и сможем ли мы получить урожай?

Основной:

1. Проведение с детьми бесед по теме проекта : «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы», «Огород на окне», «Откуда берутся овощи?», «Орудия труда. Безопасная работа в огороде», «Как нужно ухаживать за овощными культурами». Создать условия для уточнения знаний детей об овощных культурах, ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком). Создать условия для знакомства детей с интересными представителями мира растений.

2. Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстра-ций. Вызвать интерес к овощным культурам и природе в целом;

3. Слушание музыки: П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», Ю. Чичков «Это называется природа», Б. Можжевелова «Огород-ная – хороводная». Прослушивание русской народной песни «Во саду ли в огороде». Способствовать развитию способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, способствовать развитию творческого вообра-жения и фантазии, совершенствовать навыки слуховой культуры;

4. Рассматривание схем, моделей строения растений, составление схем их роста и развития. Способствовать развитию внимание, память, логическое мышление;

5. Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чипполино», Н. Но-сов «Огородники», «Огурцы», Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали, Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка», В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша». Заучивание сти-хотворений В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», Г. Сапгир «Са-довник». Чтение пословиц, поговорок, загадок об овощах и огороде. По-знакомить детей с произведениями русских и зарубежных поэтов, воспи-тывать уважение и бережное отношение к растениям. Вызвать интерес к овощным культурам, желание заботиться о них. Способствовать углубле-нию и расширению знаний детей о культурных растениях.

6. Проведение дидактических игр по теме: «Найди растение по описа-нию», «Угадай овощ по описанию», «Угадай овощ по загадке», «Угадай название овоща», «Угадай на ощупь», «Узнай на вкус», «Вершки-корешки», «От какого растения часть», «Один - много», «Скажи ласково», «Чудесный мешочек». Способствовать закреплять умение различать ово-щи, называть их быстро, находить нужный овощ среди других, называть его. Способствовать закреплению умения детей группировать растения по цвету, месту роста.

7. Рисование красками, карандашами, мелками, используя разные прие-мы: «Как растут овощи», «Мой огород на окне, каким он будет», «Овощ-ные фантазии», «Дневник наблюдений». Организованна выставка рисун-ков. Упражнять детей в рисовании цветными карандашами и красками, пе-редавая форму и внешний вид овощей, рассады, а также закрепить знание овощных культур.

8. Лепка: «Овощи», «Наш урожай». Способствовать закреплению умения детей передавать основной формы, характерных деталей, способствовать развитию творческих способностей.

9. Аппликация: «Огород на окне». Способствовать закреплению умения вырезывания различными способы и располагать свою композицию в центре листа, подбирать цвета композиции.

10. Подвижные игры: «Урожай», «Картошка», «Огородники», «Зайцы в огороде», «Баба сеяла горох», «Кабачок», «Посади и собери картофель». Способствовать расширению знаний детей об овощных культурах; спо-собствовать пополнению словарного запаса, развитию умения действовать по сигналу, согласовывать движения со словами, развитию ловкости.

11. Проведение сюжетно-ролевых игр: «Овощной магазин», «Агроном», «Механизатор». Познакомить детей с профессиями агронома, механизато-ра. Способствовать формированию умения распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли.

12. Наблюдения: рассматривание семян гороха, фасоли, микрозелени че-рез лупу. Наблюдение за ростом лука, за всходами и ростом растений и рассады, вытягиванием её к солнцу, за состоянием и изменением листьев растений в утреннее и полуденное время. Способствовать закреплению умения детей замечать изменения в росте и развитии растений, делать вы-воды, устанавливать причинно-следственные связи.

13. Труд в огороде на окошке : полив рассады и опрыскивание травянчи-ков. Способствовать развитию интереса к выращиванию рассады и лука, воспитывать бережное отношение к растениям и уходу за ними.

14. Проведение опытов и исследовательно - поисковой деятельности :

Опыт «Выбор почвы» : рассматривание различных видов почвы через лупу, что из чего состоит, сравнение почв. В какой почве быстрее пророс-ли семена? Создать условия для выявления влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Опыт «Выбор семян» : рассматривание овощных семян через лупу. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.

Опыт «Как быстрее» : определение при каких условиях семена прорастают быстрее, где растение быстрее пускает корни – в воде или без неё. Создать условия для выделения благоприятные условия для роста и развития растений, выявить зависимость растений от почвы. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Опыт «С водой и без воды» : если долго не поливать рассаду, листочки увядают, а цветок падает. Что произошло с растением, когда ее полили? Создать условия для выделения факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Способствовать закреплению умения находить причинно-следственные связи, делать выводы, воспитывать бережное отношение к растениям.

Опыт «Где быстрее растут растения» : выращивание рассады из семян и наблюдение за их проращиванием и ростом (оформление календаря роста рассады). Наблюдения за тем, где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей). Способствовать закреплению приемов посадки и выращивания рассады, формированию навыков посадки и ухода за растениями.

Заключительный

1. Оформление коллекции семян овощных и цветочных культур.

2. Оформление огорода на подоконнике и уход за ним.

3. Оформление дневника наблюдений.

4. Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на под-оконнике».

Практическая значимость работы

Знание особенностей формирования познавательного интереса у детей, а также особенностей организации экспериментальной деятельности, позво-ляет целенаправленно строить обучающую и развивающую работу с детьми. Работа в данном направлении может быть адаптирована к любому дошкольному возрасту.

Ожидаемые результаты: в ходе проектной деятельности дети научатся различать микрозелень и овощи, их особенности и различия.

- С помощью опытническо-исследовательской работы будет выявлено многообразие и разнообразие посевного материала, дети получат знания о необходимых условиях для роста и развития растений в комнатных усло-виях, научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, закрепят умение делать простые выводы, устанавливать при-чинно - следственные связи.

- Будет повышен интерес детей и родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности.

- Собрана коллекция семян овощных и цветочных культур.

- Создан в группе огород на подоконнике.

- Оформлен дневник наблюдений за ростом лука.

- Должны сформироваться навыки культурного поведения в природе, уме-ние беречь и заботиться о ней.

- Будет сформировано у детей уважительное отношения к труду.

- Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положи-тельные эмоции от полученных результатов.

Литература

-Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший до-школьный возраст. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагоги-ческого образования, 2009

-Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. -М. : Издательский центр «Академия», 2001

-Николаева С. Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

-Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. — Волгоград: Учитель, 2011

-Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Экологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластикаЭкологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластика Экологическое образование дошкольников необходимо рассматривать с разных сторон. В первую очередь это знания об окружающем мире. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность «Огород на подоконнике»
Опубликовано: 23 февраля 2024 в 09:53
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность «Огород на подоконнике»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чикалкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД