Жанна Большакова
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое!
Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».
В. А. Сухомлинский
В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. К числу самых волнующих причин, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М. М. Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.
Главная цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Почему экологическое воспитание важно для детей?
- экологическое воспитание помогает детям развивать чувство ответственности. Когда дети понимают, что их действия могут повлиять на окружающую среду, они начинают проявлять более заботливое и ответственное поведение. Это включает в себя более экономичное использование ресурсов, уменьшение количества отходов и использование экологически чистых материалов.
- экологическое воспитание помогает детям понимать взаимосвязь между животными, растениями и окружающей средой; они также могут проявлять большую заботу о животных и растениях и участвовать в различных программах по их защите.
- экологическое воспитание помогает детям развивать творческое мышление и предпринимательские навыки. Решение экологических проблем требует креативного и инновационного подхода, что стимулирует детей находить новые способы решения проблем.
- экологическое воспитание помогает детям развивать уважение к окружающей среде и культурным традициям. Это включает в себя уважение к местным экосистемам, к местным обычаям и традициям, которые могут быть связаны с охраной окружающей среды. Например, многие культуры имеют обряды, связанные с почитанием природы и животных, и понимание этих традиций может помочь детям уважать и беречь окружающую среду. Это также помогает детям понимать, что мы все живем вместе на одной планете и что мы все в ответе за ее благосостояние.
В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
•воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
•формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
•развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
•участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
•понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значение для человека;
•освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
•проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе)
В процессе экологического воспитания дошкольников могут иметь место следующие виды деятельности:
- наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивающая получение информации о природе и деятельности людей в природе;
- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне дошкольной организации (труд в природе, а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
- создание изобразительной продукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями.
создание экологической среды - это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.
-просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
В процессе экологического образования у детей формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. те личностные качества ребенка.
Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.
Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.