Наталья Юминова
Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников
(Методическое пособие по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста)
Составитель: Юминова Наталья Владимировна
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Данное пособие содержит различный наглядный занимательный материал, который способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста разнообразных реалистических представлений о природе. Это пособие можно использовать для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий.
Представленный материал адресован воспитателям старших и подготовительных групп дошкольных организаций, а также может использоваться родителями, заинтересованными в экологической грамотности своих детей.
Экологическое воспитание дошкольников с использованием инновационных технологий
(Методическое пособие по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста)
Введение
Экологическое состояние нашей планеты требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности, и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.
Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль.
В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, потому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности.
В своей работе мы используем различный наглядный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции произведений известных художников, презентации. Весь этот материал активно используется нами в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий.
Особенно нашим воспитанникам нравится смотреть презентации. По экологическому воспитанию в группе имеется подборка разнообразных презентаций: «Что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить природу», «Берегите воду», «Лес и человек», «Лесные опасности», «Огонь – это опасно», «Правила поведения в природе весной», «Правила поведения в природе летом», «Правила поведения в природе зимой», «Правила поведения в природе осенью», «Сохраним Землю», «Экологические ситуации», «Ядовитые и съедобные грибы», «Ядовитые и съедобные растения», «Монолог царя зверей» и другие.
Проведенная работа показала, что благодаря использованию наглядности, в частности презентаций, гораздо легче возбудить у воспитанников интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, формировать у детей разнообразные представления о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Они успешно дополняют наблюдения за природой, существенно расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей.
Инновационные технологии в дошкольном образовании
Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социально-экономическом укладе. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• самостоятельно добывать новые необходимые знания;
• умело использовать их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
• творчески мыслить;
• быть коммуникабельными, контактными, работать в команде.
Решение этих задач связано с поиском и разработкой новых эффективных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному развитию подрастающего поколения.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.
Педагогические инновации способны или изменить процессы обучения и воспитания, или совершенствовать.
Одним из перспективных методов, способствующим совершенствованию образовательного процесса, мы считаем медиатехнологии. В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности воспитателей дошкольных образовательных организаций, а также родителей в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания!
Мультимедийные технологии уже находят широкое применение в дошкольном образовании и имеют преимущество перед традиционным проведением организованной образовательной деятельности.
На своих занятиях мы все чаще используем компьютер и считаем, что это новое педагогическое средство позволяет более эффективно решать поставленные задачи общего, интеллектуального развития ребенка.
Мультимедийные технологии
Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка.
Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития ребенка!
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.
Мультимедиа предполагает одновременное использование различных форм представления информации: аудио-, видеоизображения, анимацию текста.
Таким образом, воздействуя и через слуховой, и через зрительный канал, мультимедиа создаёт условия для получения и усвоения информации.
В дошкольном учреждении мультимедийные технологии могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций. Компьютерные программы обычно приобретают готовыми, а создание слайдов-фильмов и презентаций по силам большинству педагогов. «Презентация - это - обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для воспитателя и родителей рассказать детям об окружающем, не выходя из дома и не летая в дальние страны»
Строя свои занятия с дошкольниками, мы столкнулись с проблемой недостаточности наглядного материала. Хочется не только рассказать детям об окружающем нас мире, но и показать, дать прочувствовать свою принадлежность к этому миру. И здесь как нельзя кстати можно использовать компьютер (в частности презентации, различные фотографии по темам, мультфильмы, документальные фильмы, детские электронные книги (ДЭК).
Множество презентаций по дошкольному образованию можно найти в интернете, это очень удобно, позволяет экономить время педагога, и разнообразить наглядный материал на занятиях.
Но мы в своей работе используем не только готовый материал, но и создаем свои презентации, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Особенно интересно проходят занятия по экологическому воспитанию, если дети имеют возможность не только услышать, но и своими глазами увидеть, прочувствовать преподносимый материал.
Тематика презентаций может быть разнообразна.
Пособия, имеющиеся в нашей группе для использования на занятиях по экологии с использованием компьютера.
1. Видеоклип «Не рвите цветы» (познание, музыкальное сопровождение);
2. Презентация «Какие бывают животные» (познание, коммуникация);
3. Презентация «Что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить природу» (познание);
4. Презентация «Лес и человек» (познание, коммуникация);
5. Презентация «Берегите воду» (познание);
6. Презентация «Лесные опасности» (познание, коммуникация);
7. Презентация «Огонь – это опасно» (познание);
8. Песня "Пусть всегда будет солнце". (музыкальное сопровождение);
9. Презентация «Правила поведения в природе весной» (познание);
10. Презентация «Правила поведения в природе летом» (познание);
11. Презентация «Правила поведения в природе зимой» (познание);
12. Презентация «Правила поведения в природе осенью» (познание);
13. Презентация «Сохраним Землю» (познание);
14. Презентация «Экологические ситуации» (познание);
15. Презентация «Ядовитые и съедобные грибы» (познание, коммуникация);
16. Презентация «Ядовитые и съедобные растения» (познание, коммуникация);
17. Презентация «Монолог царя зверей» (познание);
18. Большая детская энциклопедия (ДЭК) (познание, коммуникация).
Данные презентации знакомят детей с мерами охраны водоёмов, учат беречь воду, обобщают знания о значении растений в жизни животных и человека, учат бережно, относиться к растениям. Также активизируют интерес детей к окружающему миру. Презентации «Правила поведения в природе весной», «Правила поведения в природе летом», «Правила поведения в природе зимой», «Правила поведения в природе осенью» выполнены по стихам Г. Шалаевой. Они познакомят детей с правилами поведения в природе во все времена года. Некоторые презентации содержат контрольные задания в виде тестов для определения уровня сформированности экологических знаний старших дошкольников.
Презентации можно использовать не только на фронтальных занятиях, но также в индивидуальной работе с дошкольниками.
Какие же возможности в обучении дошколят таят в себе мультимедийные презентации?
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:
• Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что-то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому-то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
• Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
• Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?
• Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие воспитатели и родители отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.
• Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно! Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.
• Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
• Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.
Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду
Работая с детьми по теме "Экологическое воспитание", мы учим каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаем, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.
Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов, многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с воспитателями, что очень важно для экологического образования.
В помощь родителям мы оформляем «Экологический стенд», где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, наблюдения, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, можно провести анкетирование.
• Что такое экология?
• Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
• Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
• Посадили ли Вы дерево?
• Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
• Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
• Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
• Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
• Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
• Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?
• Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
• Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
• Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
• Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
• Из каких источников вы черпаете недостающие знания об окружающем?
Многие семьи имеют дома компьютер с доступом к интернету, и многие дети в старшем дошкольном возрасте уже свободно пользуются компьютером. Возможность дистанционного обучения родителей - это ещё один плюс мультимедиа. Родители хотели бы заниматься развитием своих детей, однако часто не знают, чем именно заниматься с ребёнком, или делают это методически неграмотно. Проблему можно решить, предлагая родителям диски с занятиями для закрепления дома того материала, с которым они знакомились в детском саду, или советуя различные детские развивающие сайты для родителей и детей, где они смогут почерпнуть информацию о природе, животных, природных явлениях, жизни под водой, о растениях, насекомых, птицах, временах года, грибах, человеке, транспорте, правилах поведения, здоровье и многом другом. Таким путём ребёнок, пропустивший по разным причинам большое количество занятий, может получать необходимые знания и навыки дома. Такую практику можно распространить и на детей, по состоянию здоровья не посещающих детский сад. Также это учит детей самостоятельно добывать необходимые знания и расширять полученные.
Мы, конечно же, помним, что наши дети очень любят играть. И помня об этом, также предлагаем родителям обучающие игры-презентации.
Обучающие игры – презентации
Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые выполнены в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint.
• Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка.
• Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
• Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
• В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
• Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
• Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
• Маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму.
Здоровьесбережение детей при работе с компьютером
Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о "засиживании" за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования! Нужно об этом помнить!
ВЫВОД. Формирование личности ребенка в семье - это двусторонний процесс: не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дошкольники оказывают не меньшее влияние на пап и мам. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Заключение
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
В этих быстро меняющихся условиях педагог дошкольного образования должен уметь ориентироваться в многообразии подходов к развитию ребенка, в огромном выборе современных технологий. Педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на активизацию развития познания ребенка.
Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое всё прекрасно, сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). А также открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает воспитателей и родителей в состоянии творческого поиска.
Литература.
1. Булыгина И. В. Экологическое воспитание в семье. – http://irvic25.ucoz.ru/publ/roditelskie_sobranija/ehkologicheskoe_vospitanie_v_seme/
2. Вренёва Е. Мультимедийные технологии
3. Журнал «Дошкольное воспитание», №12/ 2010
4. Зачем маленьким детям нужно знать, что такое экология. // Мир природы. – http://detsad61.ru/mir_prirody
5. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2000, N 7. – С. 58-63.
6. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию. // Дошкольное воспитание. N 7. – С. 10-12.
7. Интернет ресурсы: www.images.yandex.ru, www.zanimatika.ru, viki.rdf.ru
8. Копцова Г. А. Организация работы с родителями в современном ДОУ. // Всё для детского сада. – http://www.moi-detsad.ru/
9. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001.
10. Тюлина Л. М. Воспитание положительного отношения к природе. // Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. – http://www.doshvozrast.ru/
11. Фотографии из личного архива с согласия родителей воспитанников.