Зверева Любовь
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание для дошкольников
Зверева Любовь Николаевна
Аннотация. В статье рассматриваются важные аспекты экологического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются основные направления экологического воспитания детей, методы и средства его совершенствования у детей дошкольного возраста.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольный возраст, экологические проблемы, методы и средства экологического воспитания.
Экологические проблемы являются одной из главных проблем современного мира. Человечество живет в эпоху, когда Земля находится под угрозой на разных уровнях: загрязнение воздуха, воды и земли, глобальное потепление, утилизация отходов, вырубка леса, изменение климата, вымирание видов и т. д. Усилий, которые прилагает человек, чтобы изменить ситуацию, недостаточно.
Эту проблему можно минимизировать, начиная с курса экологического воспитания в дошкольном возрасте, путем повышения осведомленности об экологических проблемах, получение фактических знаний, изменение мышления людей, приобретение навыков решения проблем [3].
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте должно присутствовать на всех этапах образовательного процесса, чтобы помочь детям стать любопытными и увлеченными природой, изменением климата, проблемами окружающей среды и защитой своей планеты. Поощряя и мотивируя в дошкольном возрасте, можно создать условия для воспитания поколения защитников окружающей среды, которые будут продолжать вести устойчивый образ жизни и во взрослой жизни [4].
Для более эффективного экологического воспитания в детском саду детям необходимо предоставить факты. Необходимо дать им знания, для понимания того, что происходит в их окружении. Отношение педагога должно быть таким же, как и у детей, он должен быть исследователем, творцом, размышляющим и, прежде всего, осознавать, что в вопросах окружающей среды все люди – учащиеся, и нужно осознавать, что это должно быть больше, чем просто тема урока. Это должно стать образом жизни [2].
Практика показывает, что наиболее эффективными методами повышения экологической грамотности могут стать наглядно-объяснительные, так как в дошкольном возрасте доминирующим является наглядно-образное мышление. К таким методам можно отнести:
1. Организация экологических троп в детском саду (рис. 2)
Рис. 1 Оформление экологической тропы
2. Использование наглядного материала (знаки охраны природы, обучающие картинки, настольные игры, например «Собери мусор по контейнерам» по экологическому воспитанию и т. д. (рис 2, 3)
Рис. 2 Наглядный материала по экологическому воспитанию
Рис. 3 Игра-пазл «Собери мусор по контейнерам» по экологическому воспитанию
3. Можно организовать конкурс рисунков по экологическому воспитанию (рис. 4)
Рис. 4 Рисунки детей по экологическому воспитанию
Таким образом, экологическое воспитание развивает навыки критического и творческого мышления и вдохновляет детей на более активное участие в жизни общества. Оно помогает детям понять, почему окружающая среда так важна, и дает им строительные материалы, необходимые для того, чтобы вести экологически чистый и устойчивый образ жизни, сохраняя свою планету от исчезновения. Дети – это будущее, поэтому необходимо передавать им знания. Экологическое воспитание, начиная с дошкольного возраста, сформирует мышление ваших детей и сделает их экологически осведомленными и ответственными.
Список литературы
1. Газина О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / О. М. Газина, В. Г. Фокина. – М. : Прометей, 2013. –254 с.
2. Иванова Г. А. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. А. Иванова, В. Л. Курашова //Дошкольное воспитание. – 2014. – № 3. – С. 10-12.
3. Козина Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников / Е. Ф. Козина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ЮРАЙТ, 2024. – 454 с
4. Николаева С. Н. Порицательная программа «Юный эколог. Экологическое воспитание. Новые подходы 3-7 лет/ С. Н. Николаева. – М. : -Синтез, 2022. – 176 с.
5. Теория и технологии экологического образования детей: учебное пособие / авт. -сост. Л. Н. Мартынрва. – Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина,2020 – 90 с.