Мальцева Евгения Владимировна
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Автор: Мальцева Евгения Владимировна
МБДОУ № 8 «Сказка»
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель приро-ды и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастро-фы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное измене-ние этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического воспитания дошкольников.
Экологическое образование и воспитание, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на их основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потреб-ность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохране-ния. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколе-ния в особенности.
Основная идея экологического воспитания дошкольника – взаимосвязь ребенка со всем окружающим миром, так как главными проблемами чело-вечества в XXI веке будут экологические.
Существует множество идей и подходов к изучению экологического материала в системе природоведческих знаний, но перед ними стоит одна цель – природа должна стать для ребёнка второй родиной, где быть чужа-ком вредно и стыдно. У истоков этого подхода стояли немецкий натуралист и поэт И. В. Гётте с его благоговейным отношением к природе и естествоиспы-татель, географ, путешественник А. Гумбольдт, который считал, что богат-ство естествознания заключается не в обилии фактов, а в их взаимной обу-словленности.
Ещё В. А. Сухомлинский, размышляя о том, с чего необходимо начи-нать знакомство детей с окружающим миром, пришёл к выводу, что начи-нать нужно с воспитания гуманности – чувства тревоги за не накормленного щенка, не политое дерево. В. А. Сухомлинский писал: «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детско-му коллективу радость взаимопонимания».
По Павленко в основе экологического воспитания и образования нахо-дятся следующие проблемы:
Защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения, истоще-ния;
Сохранение многообразия видов организмов и их целостности сооб-ществ;
Охрана природы как необходимого условия здоровья человека;
Преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе;
Забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружа-ющей среды.
Тенденции развития содержания экологического воспитания и образо-вания : максимальный учёт возрастных особенностей дошкольников, созда-ние обязательного минимального ядра содержания, опора на идеи комплекс-ной экологии – биологической, глобальной, социальной экологии человека.
Современная экология исследует экосистемную структуру природы Земли, природные законы, которые определяют условия жизни и существо-вания человека и общества, социально-экологические и нравственные прин-ципы природопользования. Необходимо у дошкольника формировать поня-тие о природе как взаимосвязанной и чувствительной вмешательству челове-ка; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружаю-щей среды.
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимо-действие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, воспитатели используют различные формы работы в этом направлении.
Один из видов работ – экскурсии на природу. Вступительная беседа перед экскурсией, во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе.
Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. Необходимо объяснять детям правила поведения в местах отдыха на природе.
Формирование экологических понятий у дошкольников основывается на расширении уже имеющихся экологических представлений и их конкрети-зации на знакомых местных предметах и явлениях. Все это предполагает по-этапное знакомство с экологическими проблемами ближайшего окружения, города, края, страны и всей планеты. Через конкретные объекты и явления дети составляют общие представления о региональных и глобальных эколо-гических проблемах.
Все это способствует тому, что пойдя в школу дети будут иметь эле-ментарные навыки об охране экологической среды, и в школьном образова-нии эти навыки будут укрепляться и расширяться, что будет способствовать формированию общества с активной экологической позицией, чего так не хватает сегодня.