Лучший педагог года

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — методы обучения и воспитания

Ольга Потапова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — методы обучения и воспитания

Развитие современной экономики, науки, техники и технологий, а также возникающие в следствия этого печальные экологические обстоятельства делают задачу создания усовершенствованной системы подготовки человека в различных сферах одним из основных условий прогресса страны.

Функционирование системы экологического образования обеспечивает формирование нового, творчески и социально активного поколения, способного ставить и решать перспективные экологические задачи, связанные с охраной окружающей среды, принимать независимые решения в социально-политической жизни, владеющих общими и профессиональными навыками.

На сегодняшний день задача приобретает более широкий смысл: достичь посредством образования детей снижения экологической угрозы, нависшей над окружающим миром.

Экологическое образование готовит нас к жизни в биосфере. Целью экологического образования является формирование у детей

и всего общества экологического образования, ответственности за охрану окружающей среды и за своё здоровье.

Фундаментом как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека с окружающей средой. На смену прежним ориентирам, направленным исключительно на развитие экономики, должна прийти

стратегия, в центре которой находятся человек и окружающий его мир.

С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

Дошкольный возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире.

Экологическое образование детей дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Мы - часть многообразия живого мира, поэтому необходимо уважать природу, заботиться о ней. Важно научить детей любить растения, беречь животных, беречь природные ресурсы, не бросать мусор, не загрязнять природу. Любовь детей к природе начинается с понимания ее ценностей. Ценить разнообразие природы, быть благодарным ее дарам, восхищаться красотой, всему этому может научить только семья.

Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различные виды деятельности: порыхлить землю, протереть листочки от пыли, полить растения. В процессе работы необходимо говорить о том, что благодаря нашему уходу за растениями они растут такими яркими и красивыми, но, если перестать за ними ухаживать, они быстро погибнут. В дошкольном возрасте дети очень эмоциональны и восприимчивы, они начинают сочувствовать растению и сообщать о замеченных неполадках или наоборот радуются распустившимся цветкам.

Воспитатель должен вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Экологическое воспитание осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Воспитатель осуществляет экологическое воспитание детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр с игрушками, изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые образовательные ситуации, с поисковыми действиями, чтением книг, с играми, использованием потешек, поговорок, с музыкальной деятельностью. Благодаря игре ребенок усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивается мышление и речь.

Развитие правильного отношения к природе тесно связано с особой организацией воспитательного процесса, основанной на нравственно положительных переживаниях человека в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях.

Наблюдения проводятся и на территории детского сада. Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, растениями сада, узнают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения – живые существа, что для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух.

При наблюдениях, детям необходимо предоставлять свободу выбора, не ограничивая выполнением конкретных заданий. В процессе наблюдений за конкретным деревом некоторые ребята переключали внимание на другие деревья или кустарники и самостоятельно рассказывали, что увидели. К любым наблюдениям ребят необходимо относиться серьезно, хвалить их как можно чаще за то, что увидели какое - либо изменение в природе.

Первыми источниками знаний о природе являются и животные. Видя их, ребенок узнает их названия, отмечает особенности поведения, повадки. Животные способствуют развитию логического мышления. На основе представлений о животных дети учатся устанавливать взаимосвязи. Животные привлекают внимание своей динамичностью, подвижностью, издаваемыми звуками. Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно.

Для развития нравственно-эстетических чувств очень важно пробуждать у детей интерес и любовь к животным. Нужно помнить о том, что общение с животными не должно быть бесконтрольным и стихийным. Ребенок не знает, как общаться с животным, может нанести себе и ему вред. Поэтому здесь велика роль взрослых. Большинство детей не понимают и не замечают физического состояния животного, у них нет правильных представлений о его эмоциональном благополучии. Взрослый обращает внимание ребенка на поведенческие реакции животного, как оно себя ведет, что его беспокоит. Во время общения с животными у детей возникает сострадание, сочувствие, сопереживание ему.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и семьи.

Семья для ребенка это место его рождения и основная среда обитания. Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире. Именно в семье откладываются представления у ребенка о добре и зле.

Обогатить опыт ребенка яркими впечатлениями от красоты, разнообразия природных явлений, научить любоваться, всматриваться, проявлять наблюдательность и пытливость, заботиться о природе, беречь ее, вот главная задача взрослых.

Публикации по теме:

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Осень. Занятие 1. Беседа о лете. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Опыт «Вода нужна всем». Художественное творчество детей.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — методы обучения и воспитания
Опубликовано: 9 сентября 2024 в 17:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — методы обучения и воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Потапова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 сентября. День осенних прогулок. Передвижка «Осенняя прогулка»

 Осенние увлекательные прогулки можно проводить и в погожие, и в ненастные дни — отличное время, чтобы понаблюдать за изменениями природы.

10 сентября. Единый день световозвращателя. Передвижка «Засветись!»

 Сегодняшний праздник посвящен снижению травматизма на дорогах, которого можно добиться благодаря ношению светоотражающих элементов. Маленький значок-фликер может спасти жизнь пешехода, сделав его...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД