Ольга Потапова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — методы обучения и воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие современной экономики, науки, техники и технологий, а также возникающие в следствия этого печальные экологические обстоятельства делают задачу создания усовершенствованной системы подготовки человека в различных сферах одним из основных условий прогресса страны.
Функционирование системы экологического образования обеспечивает формирование нового, творчески и социально активного поколения, способного ставить и решать перспективные экологические задачи, связанные с охраной окружающей среды, принимать независимые решения в социально-политической жизни, владеющих общими и профессиональными навыками.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
На сегодняшний день задача приобретает более широкий смысл: достичь посредством образования детей снижения экологической угрозы, нависшей над окружающим миром.
Экологическое образование готовит нас к жизни в биосфере. Целью экологического образования является формирование у детей
и всего общества экологического образования, ответственности за охрану окружающей среды и за своё здоровье.
Фундаментом как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека с окружающей средой. На смену прежним ориентирам, направленным исключительно на развитие экономики, должна прийти
стратегия, в центре которой находятся человек и окружающий его мир.
С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Дошкольный возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире.
Экологическое образование детей дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Мы - часть многообразия живого мира, поэтому необходимо уважать природу, заботиться о ней. Важно научить детей любить растения, беречь животных, беречь природные ресурсы, не бросать мусор, не загрязнять природу. Любовь детей к природе начинается с понимания ее ценностей. Ценить разнообразие природы, быть благодарным ее дарам, восхищаться красотой, всему этому может научить только семья.
Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различные виды деятельности: порыхлить землю, протереть листочки от пыли, полить растения. В процессе работы необходимо говорить о том, что благодаря нашему уходу за растениями они растут такими яркими и красивыми, но, если перестать за ними ухаживать, они быстро погибнут. В дошкольном возрасте дети очень эмоциональны и восприимчивы, они начинают сочувствовать растению и сообщать о замеченных неполадках или наоборот радуются распустившимся цветкам.
Воспитатель должен вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
Экологическое воспитание осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Воспитатель осуществляет экологическое воспитание детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр с игрушками, изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые образовательные ситуации, с поисковыми действиями, чтением книг, с играми, использованием потешек, поговорок, с музыкальной деятельностью. Благодаря игре ребенок усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивается мышление и речь.
Развитие правильного отношения к природе тесно связано с особой организацией воспитательного процесса, основанной на нравственно положительных переживаниях человека в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях.
Наблюдения проводятся и на территории детского сада. Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, растениями сада, узнают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения – живые существа, что для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух.
При наблюдениях, детям необходимо предоставлять свободу выбора, не ограничивая выполнением конкретных заданий. В процессе наблюдений за конкретным деревом некоторые ребята переключали внимание на другие деревья или кустарники и самостоятельно рассказывали, что увидели. К любым наблюдениям ребят необходимо относиться серьезно, хвалить их как можно чаще за то, что увидели какое - либо изменение в природе.
Первыми источниками знаний о природе являются и животные. Видя их, ребенок узнает их названия, отмечает особенности поведения, повадки. Животные способствуют развитию логического мышления. На основе представлений о животных дети учатся устанавливать взаимосвязи. Животные привлекают внимание своей динамичностью, подвижностью, издаваемыми звуками. Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно.
Для развития нравственно-эстетических чувств очень важно пробуждать у детей интерес и любовь к животным. Нужно помнить о том, что общение с животными не должно быть бесконтрольным и стихийным. Ребенок не знает, как общаться с животным, может нанести себе и ему вред. Поэтому здесь велика роль взрослых. Большинство детей не понимают и не замечают физического состояния животного, у них нет правильных представлений о его эмоциональном благополучии. Взрослый обращает внимание ребенка на поведенческие реакции животного, как оно себя ведет, что его беспокоит. Во время общения с животными у детей возникает сострадание, сочувствие, сопереживание ему.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и семьи.
Семья для ребенка это место его рождения и основная среда обитания. Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире. Именно в семье откладываются представления у ребенка о добре и зле.
Обогатить опыт ребенка яркими впечатлениями от красоты, разнообразия природных явлений, научить любоваться, всматриваться, проявлять наблюдательность и пытливость, заботиться о природе, беречь ее, вот главная задача взрослых.