Наталья Короткова
Экологическое воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
Публикация «Экологическое воспитание детей» размещена в разделах
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы. Показателем эффективности экологической воспитанности можно назвать не только поведение детей и знания, но также и их участие в улучшении природного окружения своего края. Значительную роль играет взрослый, который своим собственным примером и поведением к природе и окружающей среде, который своим отношением к природе, а также своим поведением способен оказывать сильное воздействие на личность ребенка. На сегодняшний день, каждый педагог должен иметь понятие об экологическом воспитании, несмотря на то, в какой области он специализируется. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Между человеком и природой формируются определенные отношения, человек привыкает к естественной, природной среде, изменяется под ее влиянием, подстраивает природу под себя, а также трансформирует, меняет свою природу, свою среду своей собственной деятельностью. Давняя проблема взаимоотношений между человечеством и окружающей средой - это своего рода трансформация, которая приобретает огромное значение. Чтобы выйти из этой ситуации, людям необходимо пересмотреть свое отношение к окружающей среде, по-новому взглянуть на жизнь, найти точки соприкосновения и взаимодействия с природой, меняя жизненные практики. Воспитывая гуманное отношение ко всем живым существам с раннего возраста, можно изменить к лучшему в нынешней ситуации отношения между природой и человеком. Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей : «Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - это
целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный,
планомерный педагогический процесс формирования системы экологических
знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств,
который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного
отношения к природе как к универсальной ценности.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в
знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о
растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких
животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении
объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями
в уголке природы.
Показателем эффективности экологической воспитанности являются не
только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении
природного окружения своей местности.
Художники, поэты, философы всех народов посвящали много времени
изучению взаимоотношений человека и природы. На сегодняшний день,
данная тема очень актуальна в наши дни, поскольку, возможно,есть проблема
экологического кризиса, которая нависла над людьми. Существует острая
проблема экоголизации духовной и практической деятельности человечества,
которая стала крайне необходимой, поскольку это является одним из условий
сохранения общего для всех. Основной целью экологического воспитания
детей дошкольного возраста можно назвать формирование базовых основ
экологической культуры, правильного отношения детей старшего
дошкольного возраста к природе и окружающей их среде.
Целью экологического воспитания детей старшего дошкольного
возраста можно назвать – формирование у ребенка основ экологической
культуры – начальных составных личности, которые позволяют в
дальнейшем, в соответствии со стандартами образования, успешно
присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия
ребенка с природой и окружающей средой.
Одной из частей воспитательного процесса является экологическое
воспитание детей старшего дошкольного возраста, которая формирует
личность ребенка, а то есть мышление, речь, эмоциональную сферу детей
старшего дошкольного возраста. Базовые начальные знания о природе и
окружающей среде дети могут изучить в ходе экологического воспитания,
который является процессом. А также в ходе экологического воспитания
дети способны изучить и понять начала и основы грамотного поведения и
мышления на основе набора базовых знаний. В процессе экологического
воспитания дети старшего дошкольного возраста понимают и осознают
причинно – следственные связи в окружающей среде и природе. Дети
старшего дошкольного возраста начинают тщательно относиться к живым
существам, объектам и организмам.
В процессе экологического воспитания дети осознают причинно –
следственные связи в природе и окружающей среде, бережливого и
осознанного отношения ко всем живым существам. Дети могут освоить
базовые знания о природе и окружающей среде, освоить основы правильного
поведения на основе комплекса знаний. Экологическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста является часть воспитательного процесса,
эта часть помогает развивать у детей становление личности, мышления, речи,
эмоциональной сферы.