ирина воскресенская
Экологическое развитие детей раннего возраста через игру
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое развитие детей раннего возраста через игру.
Экологическое развитие детей предполагает воспитание гуманного отношения к природе, к живым организмам, к природным материалам. Формирование экологической культуры ребёнка — непростой и длительный процесс. Ребёнок с самого рождения не отделяет себя от окружающего мира и с интересом тянется ко всему живому, и мышление разрушителя экосистемы у него абсолютно отсутствует. Крайне необходимо не разрушить это хрупкое сознание единства с природой. Задача педагогов более эффективно воспитать экологическую культуру детей, чтобы в будущем из них выросли полноценные члены общества, мотивами поведения которых были бы высоконравственные побуждения, научить детей любить и беречь природу, научить правильным способам взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда. В этом возрасте детям интересно все нас окружающее, они внимательно слушают, наблюдают, и запоминают переданную информацию. Детям необходимо дать понятие о том, что растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, животные чувствуют боль, как человек. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а чаще на всю жизнь.
Публикация «Экологическое развитие детей раннего возраста через игру» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Работу по экологическому образованию осуществляют в двух направлениях: на играх-занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляют в повседневной жизни:
1. Наблюдая за комнатными растениями, у детей закрепляются имеющиеся у них представления о растениях, части растений (листья, стебель, цветок). Первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле. Об уходе – создании необходимых условий. Делается вывод, что листья у всех растений разные: есть большие, есть маленькие. Дети знакомятся с приемами полива растений. Учатся протирать листья влажной тряпочкой. У детей появляется желание ухаживать за ними.
2. Наблюдая за процессом посадки лука, дети учится сажать луковицы в землю. Расширяется представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений. Знакомятся со свойствами лука, круглый, горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.
3. Играя в дидактическую игру «Во саду, ли в огороде» Дети учатся различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) и фрукты (яблоко, груша и т. д.)
4. Рассматривая картинки, иллюстрации дети узнают и называют диких и домашних животных. Выделяют наиболее характерные особенности животных.
5. Используя самодельные пазлы, (разрезные картинки) - это увлекательная игра для детей. С помощью этой игры ребенок учиться осознавать целостность чего-либо, складывать из частей что-то единое, закрепляя умение узнавать и называть птиц или животных по внешнему виду.
6. Используя дидактические игры экологического содержания. Например, «Животные и их детеныши». Дети учатся различать взрослых животных и их детенышей.
7. Играя в дидактическую игру «Кто живет у Маши, кто живет в лесу?»
Дети учатся узнавать в игрушках домашних и диких животных.
8. Закрепляя знания о зимних явлениях природы, показывая детям кормушку для птиц. Рассказывая детям, что к нам «прилетели птицы» (грачи, ласточки, трясогузки). У детей расширяется представление о зимующих птицах (сорока, синица, воробей). Формируется желание помогать птицам в зимний период. Закрепляются знание названий птиц, формируется умение различать птиц по внешнему виду. Закрепляются представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных.
Дети могут взять игрушечных птиц и «покормить», насыпав в кормушке зерна.
9. Знакомясь со свойствами снега, дети узнают, что снег холодный, белый, тает от тепла превращаясь в воду.
10. Пуская кораблики, плавающие игрушки, купая кукол, дети познают свойства воды и ее применение: вода имеет разную температуру, льется, водой умываются, поливают растения.
11. Играя в подвижные игры экологического содержания, дети раннего возраста подражают повадкам животных, имитируют движения известных им животных, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Воробушки и автомобиль», «Воробышки и кот», «Птички летают», «Цыплята и кот», «Кошка и мышки», «Зайка серый» «Солнышко и дождик» и прочие.
Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в таких играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
12. Принося с улицы ветку тополя в теплую группу, ставя её в вазу с водой, чтобы понаблюдать, как будут набухать почки на веточках, дети узнают, что почка – это домик для листочка, что в группе теплее, чем на улице. Поэтому почки набухают быстрее в помещении, чем на улице на дереве.
13. Беседуя и наблюдая за сезонными явлениями (светит солнце, идет дождь, дует ветер, вместе с детьми радуясь наступлению весны, дети учится различать и называть признаки весны, а затем рисуют солнышко и дождик.
Экологические игры знакомят детей с временами года, учат сравнивать предметы, анализировать информацию, устанавливать закономерности, развивают наблюдательность, интерес к окружающему миру, учат детей ориентироваться в сезонных изменениях, развивают мелкую моторику рук, воспитывают бережное отношение к природе, к растениям и животным. Игру можно усложнять по мере взросления детей.
Но все наши усилия по воспитанию у детей экологического сознания будет тщетны, если самые родные и близкие люди, которым дети верят и кому они подражают, будут жечь костры в неположенных местах, разбрасывать мусор, уничтожать редкие растения или жестоко относиться к животным. Дети подражают поведению родителей, поэтому главной задачей каждого взрослого должен стать личный пример бережного отношения к природе.
И тогда наши дети не сломают ветку и не пнут щенка, не раздавят жука и не сорвут цветок, не выбросят мусор мимо урны. Прививая ребенку моральные нормы экологического воспитания, вы можете быть уверены, что маленький человек и большая природа будут нам благодарны за свое здоровое будущее.