МААМ-картинки

Экологическое образование старших дошкольников в условиях кружковой работы

Екатерина Агафонова
Экологическое образование старших дошкольников в условиях кружковой работы
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд № 1.

Я являюсь воспитателем в детском саду «Парус». Работаю с детьми раннего возраста и совмещаю работу по дополнительному образованию в виде кружковой деятельности по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Представляю Вашему вниманию презентацию практических достижений моей профессиональной деятельности.

Слайд № 2.

Публикация «Экологическое образование старших дошкольников в условиях кружковой работы» размещена в разделах

Тема моей работы - экологическое образование старших дошкольников в условиях кружковой работы.

Как я уже говорила, я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, поэтому одним из главных и особых направлений моей деятельности является создание эффективной системы работы по развитию адекватной самооценки, навыков конструктивного общения с окружающим миром.

Цитата Сладкова Артемия Николаевича «Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить» выбрана мной не случайно, так как прежде всего детей надо научить любить природу, свой родной край, свою малую родину и тогда они научатся её беречь.

Слайд № 3

Чарльз Дарвин Британский учёные- основоположник эволюционного учения

Эрнест Геккель предложил термин "экология ". Под экологией он понимал сумму знаний, относящихся к экономии природы

Карл Август Мёбиус. Среди интересов Мёбиуса одно из главных мест занимали морские животные изучение проблемы экологии морей.

Климент Аркадьевич Тимирязев Главные исследования Тимирязева касались фотосинтеза.

Василий Васильевич Докучаев Известен как основоположник школы научного почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как о самостоятельном природном теле, открыл основные закономерности генезиса и распространения почв

Владимир Николаевич Сукачев Ввёл в науку понятие «биогеоценоз» (1942, что заложило основу научного направления — биогеоценологии

Серебрякова Т. А Разработала методический комплекс для старшего дошкольного возраста «Край родной»

Слайд № 4.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, т. к. именно в этот период у ребёнка складывается первое мироощущение- он получает эмоциональные впечатления о природе и о социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

Исходя из этого делаем вывод, что кружковая работа по экологическому воспитанию дошкольников является актуальной.

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано через основную программу, через парциальную, которая дополняет основную, либо адаптированную. В каждом случае экологическое воспитание осуществляется на протяжении всего учебного года.

В 90-е годы с выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании», "Указа Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (1992 г., постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образователь-ных учреждениях Российской Федерации» (30.03.1997 № 4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.

Слайд № 5

На слайде представлен комплекс литературы по экологическому образованию, которую я использую для своей работы.

1. Серебрякова Т. А Методический комплекс для старшего дошкольного возраста «Край родной»

2. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду».

3. Серебрякова Т. А Методические рекомендации к изучению уровня форсированности основ экологической культуры детей дошкольного возраста.

4. Серебрякова Т. А Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста в общении со взрослым.

5. Копцева Т. А Программа по изобразительному искусству «Природа и художник».

6. Посылкина Р. Ю «Сказки в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста».

7. Серебрякова Т. А Тиманкина С. В Подходы к организации эколого- развивающего пространства ДОУ.

Слайд № 6.

Целью моей работы является воспитание у детей гуманного отношения к природе и повышение уровня организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях кружковой работы «Мой родной край»

Для реализации я поставила такие задачи, как:

1. Разработать и апробировать программу работы кружка для детей старшего дошкольного возраста с целью экологического образования;

2. Формировать у детей более углублённые понятия об объектах и явлениях природы родного края;

3. Воспитывать позитивно – деятельностное отношение к природе родного края;

4. Развивать само регуляцию, адекватную самооценку, навыки конструктивного общения с окружающим миром

Слайд № 7.

Поскольку экология близка мне по духу, моя педагогическая идея заключалась в том, чтобы формировать экологическое сознания детей, старшего дошкольного возраста, через общение с окружающим миром с параллельным включением детей в процесс экспериментального исследования. Формой работы которого является кружок по экологическому воспитанию.

Слайд № 8

Вся работа проходила в течение года в три этапа. На первом этапе – подготовительном – мной изучалась педагогическая литература, опыт педагогов, был составлен план работы, в который были включены занятия с детьми и родителями, подобраны методы и приемы работы, систематизированы знания. Кроме того, большую роль на этом этапе сыграло участие в семинаре, которое также способствовало углублению познаний в этой области. Также мною была проведена работа по обогащению предметно-развивающей среды, а именно - были сделаны дидактические пособия и мини-музей. Последним мероприятием данного этапа была первичная диагностика уровня развития экологических знаний детей.

На втором этапе мною в течение года были реализованы мероприятия перспективного плана, куда входила работа с родителями в виде консультаций, мастер- класса, и пр. И непосредственная работа с детьми

Я в свою очередь также стараюсь не «стоять на месте». Есть желание больше самообразовываться через посещения семинаров, консультаций, вебинаров, принимать участие в различных профессиональных конкурсах.

Для того чтобы начать кружковую работу, адаптировала программу Т. А Серебряковой «Край родной» под нашу область и возраст. В последствии данную программу я назвала «Мой родной край».

Для того, чтобы детям было интересно заниматься и посещать кружковую комнату, стараюсь создать условия и изготавливаю макеты, лепбуки, муляжи, мини-музей, дидактические игры.

Слайд № 9

Для более удобного проведения занятий программа представлена по блокам: «Неживая природа», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек и природа»,так же в него входят сезонные изменения. В результате мы должны получить знания, умения, навыки.

Слайд № 10-13

Мною был разработан и реализован план работы с детьми, который включал в себя представленные на слайде виды деятельности.

Проведение экологических праздников, проведение акций: «покорми синицу», «посади деревце»

Изготовление поделок из природного материала, проведение экспериментов, организация экологических экскурсий, походов,

Посадка семян на рассаду «огород на окне».

В своей работе я использовала такие методы, как наглядные, словесные и практические.

Второй этап в моей работы начался с блока осени. Начиная с осени, мы с детьми изучали живую и неживую природу, сезонные изменения в природе, жизни животных и человека.

С детьми мы провели акцию «Посади деревце», благодаря которой дети сами учились сажать деревья. Ходили на экскурсию на луг, в которой дети наглядно могли увидеть насекомых и растения «экосистемы луг». На лугу мы набрали природный материал, из которого в дальнейшем изготавливали аппликации.

Детям намного проще и интереснее осваивать программу через игры, такие как: «Когда это бывает?», «Следы осени», «Экологические цепочки», «Природа – не природа», «Угадай, что в мешочке» и т. д.

Провели целевую прогулку в лес, чтобы выяснить, как растения готовятся к зиме, посмотрели фильм «Как животные нижегородской области готовятся к зиме». Совместно с родителями провели природоохранную работу по очистке поляны в лесу.

Блок зимы мы начали с опытов и экспериментов с водой. Мы замораживали цветные льдинки, проводили очистку воды с помощью самодельного фильтра. Читали экологические сказки : «Река в беде», «Как речка ушла из деревни».

В преддверье нового года провели акцию: «Сохраним живую ель». Эта акция даёт детям понятие о том, что природу надо беречь, что праздник не стоит жизни живых деревьев. Ходили на экскурсию в зимний лес с целью увидеть на снегу следы зверей и полюбоваться красотой зимнего леса. Составляли экологические «цепочки питания», схемы зарисовки животных, что очень заинтересовало детей.

Просматривали обучающий видеофильм «Как животные проводят зиму в лесу». Провели экскурсию на частную ферму для сравнения зимовки домашних и диких животных.

Изучая комнатные растения провели ряд экспериментов: на выделение влаги, на то, что не все растения любят яркое солнце либо наоборот теневые места, обильный полив.

Более подробно изучали животных и растения красной книги по нижегородской области.

Блок весны начался с посева семян на рассаду для нашего огорода и клумб.

За рассадой мы вели наблюдения, зарисовывая результаты один раз в неделю в дневник наблюдений. Провели наблюдения за развитием растений весной.

Дети очень чётко подмечают, как оживает природа весной и, что муравьишки уже начали трудиться. Чтобы узнать подробнее о росте и размножении животных, посмотрели обучающий фильм на эту тему.

Художественная литература всегда является для нас незаменимым помощником в изучении жизни растений и животных в экосистеме в целом.

Для того, чтобы привить детям любовь и бережное отношение к своей планете, провели акцию «Сбережём планету нашу». Совместно с родителями провели субботник на территории детского сада и изготовление скворечников. Дети с удовольствием оказывали посильную помощь в подготовке огорода к высадке рассады и принимали активное участие в посадке.

Слайд №14

Третий этап, заключительный, включал в себя подведение итогов и трансляцию опыта моей работы. Была проведена вторичная диагностика уровня развития экологических знаний детей, исследовавшая эффективность проведенной работы.

В конце года мною было проведено итоговое занятие по экологическому образованию – открытый показ НОД для детей и приглашённых воспитателей нашего детского сада «Живая Земля».

Познавательные задачи.

• Познакомить детей с составом земли (то, по чему мы ходим) – камни, песок, глина, почва.

• Дать знания о том, что почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. Это самая плодородная часть земли, именно она питает, кормит растения.

• Дать знания о некоторых свойствах земли, глины, камней, почвы.

Развивающие задачи.

• Упражнять в умении сравнивать, анализировать.

• Формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы.

Активизация словаря: сыпучий, пластичный, рыхлый, пустыня, плодородная и т. д.

Воспитательные, нравственные задачи.

• Учить детей работать в малой группе, договариваться.

• Воспитывать любовь к земле.

• Учить видеть необычное в обычном.

• Формировать основы экологической культуры.

Слайд № 15

В ходе работы с родителями были проведены следующие мероприятия: проведение анкетирования, совместные походы, экскурсии и акции, консультативная помощь, проведение мастер-класса, проведение семинара – практикума по теме изготовления съедобных кормушек.

Слайд № 18-20

Одним из основных направлений моей работы стало обогащение предметно- пространственной среды кружковой комнаты.

На слайдах представлены фотографии макетов: «Экосистема болото», «экосистема луг», «экосистема водоём», солнечная система, макет луны, макет планеты Земля в разрезе, макеты смешанного леса и животных, изготовлен стенд «Наши акции» и пособия для работы, создан уголок заповедник «Керженский» в котором размещены буклеты, журналы, календари в которых подробно рассказывается о животных и природе заповедника, о том,как наши экологи заботятся и стараются сохранить этот заповедный край.

Благодаря родителям наших воспитанников, принимаем участие в конкурсах от заповедника.

На слайде представлены работы занявшие призовые места в конкурсе от керженского заповедника.

Для привлечения внимания детей к миру природы, был создан мини-музей «Природного материала».

Он даёт детям наглядное представление о том, что можно изготавливать из дерева, глины, песка, растений, даёт наглядное представление о видах почвы, развивает фантазию и воображение детей.

Слайд № 19

Как я уже говорила ранее, в начале года была проведена первичная диагностика уровня экологических знаний детей, а в конце года – вторичная. За основу я взяла методику Серебряковой Т. А

Данные задания, направленные на выявление уровня сформированности знаний о мире природы

Цель: выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.

Цель: выявить уровень сформированности знаний у детей о домашних и диких животных: зайце, волке, медведе, белке, лисе; кошке, собаке, корове, козе, лошади.

Задания, направленные на определение уровня сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы

Задание 1. Определи, к какому растению подходит эта модель

Цель: выявить степень сформированности умений и навыков по способам ухода за комнатными растениями, умение устанавливать зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения.

Цель: выявить уровень сформированности умений и навыков по сбору семян.

Задания, направленные на выявление характера

отношения к миру природы

На начало года после проведения диагностики были получены следующие результаты:

На начало года

Интерес к деятельности неустойчив, дети часто прибегают к помощи взрослого.

Сформированы 10%- ребенок принимает задачу полностью, самостоятельно и точно выполняет трудовые операции.

Частично сформированы экологические знания имеют 85% детей.

Точка роста 5% детей - не проявляют желания участвовать в трудовой деятельности, не принимают задачу взрослого.

На конец года

Сформированы у 90% детей

Частично сформированы у 10%детей

Точка роста 0%

Слайд №20

Разработанный мной комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников в условиях кружковой работы «Мой родной край», показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников на конец года оказался выше, чем на начало года.

Исходя их этого можно сказать о том, что поставленная цель и задачи были реализованы в полном объёме.

Слайд №21

Опыт, полученный в течение реализации данной педагогической работы, был сохранен и распространен как в нашем ДОУ (на педагогическом совете, так и за его пределами, а именно:

Участие в семинаре «Актуальные вопросы экологического воспитания и образования в детском саду»

Участие в конференции НИРО «Экология дошкольного детства : факторы культуры, безопасности, воспитания и профессиональной компетентности педагога»

Открытый показ НОД «Живая Земля»

Конкурс «Письма животным» заповедник «Керженский»

Конкурс «Ручная выхухоль» заповедник «Керженский»

Конкурс «Съедобные кормушки» заповедник «Керженский»

Конкурс «Заповедная уТВАРЬ» заповедник «Керженский»

Всероссийский конкурс «Лесные богатства России» «Наука и творчество»

Всероссийский конкурс «Россия: среда обитания» «Самобытная Вятка»

Слайд №22

Литература.

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» ФГОС, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Мозаика – синтез, Москва 2014 г.

3. Николаева С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. Н. Николаева, И. А, Комарова. – М. : Гном и Д, 2005. – 128

4. Серебрякова Е. А Методический комплекс для старшего дошкольного возраста «Край родной»

5. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Экологическое образование дошкольников» Герасимова Т. А. Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве.

Описание опыта работы «Экологическое воспитание и образование детей» Описание опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад № 10 «Мишутка» г. Карачев Пегаевой Елены Васильевны Тема: «Экологического воспитания.

Опыт кружковой работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»Опыт кружковой работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» Составитель: Воспитатель 1 квалификационной категории Шокурова Любовь Юрьевна. 1. ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ.

Опыт работы по теме «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок» Опыт работы по теме: «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной.

Познавательное экологическое занятия для старших дошкольников ДОУ «Как все живое растет?» Цель: познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы - люди - являемся частью Природы, что.

Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ Презентация Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ Светлана Головко Презентация Технологии позитивной социализации.

Приобщение старших дошкольников через экологическое воспитание к техническому творчествуПриобщение старших дошкольников через экологическое воспитание к техническому творчеству Корякина Саргылана Ильинична, воспитатель высшей квалификационной категории, Павлова Сардаана Степановна, воспитатель, сзд, МБДОУ «ЦРР-Д/с.

Приобщение старших дошкольников через экологическое воспитание к техническому творчеству Экологическая проблема – одна из глобальных проблем современности. Ученые утверждают, что примерно с 1960-70-г. г. изменения окружающей среды.

Опыт работы «Экологическое воспитание старших дошкольников» Презентация «Экологическое воспитание старших дошкольников» 1 слайд (тема, цитата, фото) Сегодня важность и необходимость экологического.

Экологическое образование в старших группах детского сада Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде. Окружающая среда — это все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование старших дошкольников в условиях кружковой работы
Опубликовано: 22 июля 2019 в 01:11
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое образование старших дошкольников в условиях кружковой работы» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Агафонова (УИ 1973849) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД