Марина Катасонова
Экологический проект «Здравствуй, ежик, как живешь?»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
“Здравствуй, ежик, как живешь?”
Контактная информация:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида №10
Старшая группа №2
компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
Адрес: Ярославская область, город Рыбинск, ул. Герцена, д. 95а
Воспитатели: Катасонова Марина Владимировна,
Чмутова Ирина Олеговна
Сведения о реализации проекта.
1. Дата, место проведения.
2. Название мероприятий в рамках проекта.
Публикация «Экологический проект „Здравствуй, ежик, как живешь?“» размещена в разделах
- Дикие животные. Проекты
- Еж, ежик. Проекты
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Краткое описание мероприятий.
4. Фото.
5. Литература.
Дата и место проведения.
Группа, март-апрель 2018 года.
Цель проекта :
Формирование ответственного и бережного отношения к природе
Название мероприятий в рамках проекта.
1-Составление коллективного письма ежу.
2-Заполнение анкеты.
3-Приглашение-меню.
4-Рисование конверта детьми.
5-Составление адреса.
6-Ответ от ежа (воспитатели). Обсуждение с детьми.
7-Познавательное занятие “Как живут ежи в лесу”.
8-Чтение художественной природоведческой литературы, энциклопедий.
9-Отгадывание загадок.
10-Пальчиковая гимнастика.
11-Физкультминутки.
12-Изготовление макета “Где живут ежи”.
13-Рисование “У ежей иголки колки”.
14-Аппликация ”Колючая семейка”.
15-Лепка ”Ежики”.
16-Игры.
17-Рассказы детей.
Краткое описание мероприятий
1. Составление коллективного письма ежу.
Цель: выявление знаний детей об особенностях жизни ежей, создание интереса к теме проекта.
2. Заполнение анкеты
Профессия Насекомоядное (жуки, червяки, гусеницы, пауки, жужелицы и т. д.). Питается мышами, лягушками, яйцами, птенцам, сладкими ягодами. Может справиться со змеей.
Особые приметы Маленькие глазки. Подвижный носик. Короткие лапки. Шумное пыхтенье. Умеет сворачиваться в клубок.
“Одежда” Иголки-колючки на спине и боках для защиты от врагов.
Враги Лиса, волк, медведь, барсук, филин.
Еж и человек Польза – еж поедает вредных насекомых в огороде и на садовом участке.
Вред - еж может уничтожать яйца и птенцов домашних птиц.
3. Приглашение-меню
Цель: формирование представлений об особенностях питания ежей.
4. Рисование конверта детьми.
5. Составление адреса.
Куда: Лесная страна
Смешанный лес
Опушка
Заросли кустов
Норка
Кому: Ежу обыкновенному.
6. Письмо-ответ от ежа. Обсуждение с детьми.
Цель: выявление знаний детей об особенностях жизни ежей, создание интереса к теме проекта.
Здравствуйте, дети!
Очень рад был получить ваше приглашение. Я - лесной житель, поэтому в город приехать не могу. Но с удовольствием забегу летом к вам на дачу на обед. Жуков и червяков я съем с удовольствием. А вот молоко я не пью. Лучше приготовьте мне чистой родниковой водички. Что еще я люблю поесть? А вот что: насекомых, слизняков, пауков, гусениц, лягушек, мышек, яйца птиц. И даже змей - я их не боюсь. У меня много мелких острых зубов, они мне отлично помогают в охоте. Еще я могу закусить грибами и ягодами. Я всеядный.
Я только что проснулся от спячки. Мне нужно много есть, чтобы набраться сил. Днем я прячусь среди кустарников, под кучей хвороста и листвы и сплю. А ночью выйду на охоту. У меня слабое зрение, но хорошие слух и нюх. Я должен быть осторожен, ведь у меня много врагов среди хищников. Мои враги: волки, лисы, хорьки, барсуки, филины. Моя защита от врагов – острые колючки и мое умение сворачиваться в тугой клубок. А вот вода для меня – большая опасность. Если лиса меня столкнет в ручей, я развернусь, и она может легко расправиться со мной.
Летом у меня много дел. появляются маленькие ежата. Они совсем без шерсти, с мягкими иголками. Мама-ежиха выкармливает ежат молоком, заботится о них, учит, как добывать еду, как охотиться, кого опасаться. К осени молодые ежики уже живут самостоятельно.
Летом я должен как следует откормиться, чтобы запасти жирок к зимней спячке. Осенью нужно приготовить убежище - найти удобное место в корнях дерева в свободной заброшенной норке или в ямке, принести сюда сухую траву и листья. Здесь я буду спать-зимовать до весны, прячась от зимней стужи.
Я рад вести переписку с вами, ребята. Подумайте над моими вопросами. А я вам пришлю ответы в следующем письме.
1 вопрос. Ежи не едят яблоки. Но носят их на спине. Зачем?
2 вопрос. Линяют ли ежи, как все звери?
До свидания. Еж.
( Ответы:
1. Путешествуя по лесу, еж цепляется за траву и ветки и собирает на себя блох и клещей. Они кусаются, и еж чешется. Чтобы избавиться от мучителей, еж накалывает на иголки яблоки, кислый сок которых уничтожает насекомых-паразитов.
2. Еж линяет осенью и весной. Выпадает каждая третья иголка, и растет долго, около года.)
7. Познавательное занятие “Как живут ежи в лесу”
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о еже: внешний покров, питание, размножение, приспособление к жизни в природе.
Воспитатель: к вам в гости пришел из леса зверек, но я его вам не покажу, пока вы не отгадаете загадку:
"Я не домашний, а лесной колобок,
Все зовут меня колючий бок!
Мня по амбару не мели,
По сусекам не скребли,
На сметане не мешен,
В печку не сажен,
На окошке не стужен.
Я под кусточком у мамы рос
И весь колючками оброс.
Всем я будто бы хорош,
А руками не возьмешь".
Дети высказывают предположения, воспитатель достает из коробки и надевает на руку игрушку ежика.
"Ежик" здоровается с детьми.
Воспитатель: да какой же ты колобок? Ребята, ежик похож на колобка?
Высказывания детей
Воспитатель за Ежика : а разве я не похож на колобка? Смотрите! (еж сворачивается в клубок) Только колобки без колючек, а я с колючками. Такие у меня на спине и боках волосы! Они у меня в виде иголок, только мордочка и животик покрыты обычной шерстью.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, для чего ежу колючки? Как он ими пользуется?
Ответы детей.
Воспитатель за Ежика : при встрече с лесным зверем, я начинаю фыркать и подпрыгивать, стараясь уколоть противника. Если это не помогает, я сворачиваюсь в шар и подставляю нападающему хищнику свою колючую спину.
Ежик "сворачивается"
Воспитатель: а вы, ребята умеете сворачиваться так, как ежик?
Дети выполняют группировку в приседе. (2 – 3 раза) Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель за Ежика : Но, правда, кое – кто моих иголок не боится.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, кто у ежика враги, кто на него охотится?
Ответы детей.
Воспитатель за Ежика : ночью для меня опасен филин. Летит он бесшумно, нападает неожиданно. Лапы у филина покрыты прочной чешуей, поэтому мои иголки ему не страшны. Да и от лисицы, рыжей плутовки, спасенья нет.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, как лисица может поймать ежика, ведь у нее нет на лапках прочной чешуи.
Ответы детей.
Воспитатель за Ежика : лиса – хитрая. Она осторожно подкатывает меня к берегу лесного болотца или лужицы и сбрасывает в воду. Вы в воде можете лежать и мокнуть? (Ответы детей). Вот и я не могу! В воде я расправляю спинку, вытягиваю мордочку и плыву к берегу. А лиса – тут как тут. Зато в схватке с гадюкой, я всегда выходу победителем!
Воспитатель: хотите, ребята, почувствовать, как живут ежики в лесу? Тогда поиграем в игру "Ежики и лиса"
Проводится игра 2 – 3 раза. Каждая новая Лиса выбирается считалкой.
Воспитатель: хотите, ребята дружить с ежиком? (ответы) Давайте пригласим ежика к нам в гости зимой! Пускай он с нами побегает, порезвится, посмотрит, как блестит снежок.
Ответы детей.
Воспитатель за Ежика : нет, дорогие ребята, мы – ежи к зиме накопим жир, найдем себе убежище в густых кустах или ямках, засыпанных опавшей листвой и впадем в глубокую спячку. А в апреле у ежихи появятся маленькие ежата, слепые, с мягкими белыми иголками. Ежиха вскармливает их молоком. Поздней осенью ежата покидают дом и начинают жить самостоятельно.
Воспитатель: что делает еж днем, а что ночью?
Ответы детей.
Воспитатель: чем питается еж?
Ответы детей.
Воспитатель за Ежика : Мы – ежи, ведем преимущественно ночной образ жизни, ищем себе еду, а днем отдыхаем. Да, ребята, мы любим лакомиться яблочками лесными, грибами, но наша основная еда – мыши, жучки, черви…
Воспитатель: давайте, ребята, еще раз поиграем, превратимся в ежиков.
Проводится игра. По команде "День" – дети "спят", "ночь" - бегают, "опасность" – "сворачиваются в клубочек".
8. Чтение художественной природоведческой литературы, энциклопедий.
Цель: расширение кругозора по теме, развитие любознательности, формирование бережного отношения к природе.
1. Г. Скребицкий “Колючая семейка”, ”Пушок”.
2. М. Пришвин ”Еж”.
3. В. Бианки ”Как Лис Ежа перехитрил”, ”Лесной колобок – колючий бок”.
4. В Осеева ”Ежинка”.
5. Энциклопедия: А. Никишин ”Моя первая книга о животных”, стр. 46.
9. Отгадывание загадок.
Цель: развитие логического мышления.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
Шубка – иголки. Свернется он – колкий.
Рукой не возьмешь. Кто это? (еж).
Лесом катится клубок.
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
В густом лесу под елками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками.
Колючий и живой.
10. Пальчиковая гимнастика
Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Ёжик, ёжик колкий, Пальцы двух рук сплетены в замок.
Покажи иголки. Движения кистями вправо-влево.
Вот он. Вот они. Вот они. Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок.
Ёжик, ёжик колкий, Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами.
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок. Пальцы складываются в замок
11. Физкультминутки
Цель: снятие утомляемости, преодоление усталости и сонливости детей старшей группы, восстановление физических сил дошкольников.
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
(Ходьба по кругу друг за другом.)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)
12. Изготовление макета “Где живут ежи”
Цель: закрепление представлений о среде обитания ежей
13. Рисование ”У ежей иголки колки”
Цель: помочь в создании выразительного образа ежей с помощью угольного карандаша
14. Аппликация ”Колючая семейка”
Цель: заинтересовать передачей образов колючих ежат с помощью нарезания бумаги ножницами
15. Лепка ”Ежики”
Цель: побуждать к изображению ежат с помощью пластилина (тело) и семечек (иголки)
16. Игры
Цель: закрепление представлений об особенностях внешнего вида ежей, о среде обитания, питании. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики.
Игры: ”Кто чем питается”, ”Нарисуй дорожку для ежика”.
17. Рассказы детей
Цель: формирование осознанного положительного личностного отношения к потребностям ежей как диких лесных животных.
Рассказ из личного опыта (Варя Шувалова).
У нас в деревне живет собака. Однажды вечером мы с бабушкой насыпали ей корма на ужин и сели на лавочку отдыхать. Смотрим – что такое? Наш пес подходит к миске, визжит и убегает прочь. Кого же боялся наш Трезор? Мы тихонько подошли к тарелке, смотрим, а из нее ест большущий еж! Вот какой хитрый, пришел к нам в гости! Я сначала стала просить бабушку взять ежа домой поиграть. А потом решила: ежик – лесной зверь, ему будет плохо в неволе. Пусть лучше сам приходить в гости к нам в огород, когда захочет. Я ставила каждый вечер ему блюдечко с молоком около кустов. А собаку мы стали кормить на крыльце, куда ежик не подходил. Мы часто видели ежика поздно вечером у нас во дворе. Осенью он куда-то пропал. Наверное, ушел искать место для зимовки.
Литература.
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ” Воронеж: ТЦ ”Учитель”, 2004
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ” Воронеж: ТЦ ”Учитель”, 2004.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ” Воронеж: ТЦ”Учитель”, 2004.
4. Д. Н. Колдина ”рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий”.-М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
5. Лыкова И. А. ”Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа” Учебно-методическое пособие. М. :ИД ”Цветной мир”, 2011.
6. А. Никишин ”Моя первая книга о животных” Москва ”РОСМЕН” 2003.
7.”Пальчиковая гимнастика. Веселые уроки” ”БУКВА - ЛЕНД” 2011.