Надежда Шукшина
Экологический проект «Здравствуй, березка»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Актуальность проблемы.
Цель проекта.
Задачи проекта.
Вид проекта.
Сроки реализации проекта.
Формы реализации проекта.
Методическое обеспечение.
Ожидаемый результат проекта.
Этапы реализации проекта.
Развитие проекта.
Актуальность.
Публикация «Экологический проект „Здравствуй, березка“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года в средней группе проводился анализ познавательного развития дошкольников, который показал, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. В качестве объекта исследования выбрано дерево, а именно, береза, что обусловлено рядом причин. Во -первых, хотелось чтобы дети почувствовали с чего начинается Родина. С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада? Во- вторых, хочется помочь детям увидеть красоту природы и самым ярким примером в этом будет береза. Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. А красочный язык музыки, фольклора поможет детям глубже почувствовать и понять природу.
Поэтому мною был выбран этот проект, а объект для наблюдения – береза.
Я думаю, что в процессе работы смогу помочь детям увидеть неповторимость, целостность природы, что они научатся любить ее, уважать и у них появится желание общаться с нейЦель проекта – Вызвать у детей интерес к конкретному объекту — березе; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нёй.
Задачи исследования:
1. Сформировать представления о:
• жизни Березы как живого существа (оно растет, развивается, размножается, может быть здоровым, больным);
• строении березы, функциях и назначении его частей (корень, кора, ствол.);
• развитии березы;
• влиянии света, тепла, воды на рост березы;
• изменении жизнедеятельности березы в разные времена года;
• связи березы с другими живыми организмами;
• экологически грамотном поведении человека с природой.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
3. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
4. Расширить представление об искусстве, музыке. Береза — это символ страны, национальное дерево.
Тип проекта : познавательно – игровой.
Продолжительность проекта : долгосрочный,1 год.
Предмет исследования: берёза.
Участники: дети, педагоги, родители.
Формы и методы реализации проекта :
1. НОД.
2. Художественное творчество.
3. Наблюдения.
4. Беседы.
5. Чтение художественной литературы.
6. Рассматривание тематического альбома; репродукции картин.
7. Взаимодействия с семьёй.
Методическая литература:
1. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду».
2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников».
3. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми».
4. Кондратьева Л. Н. «Мы». Программа экологического образования детей. СПб: «Детство-пресс, 2001.
5. Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки.
6. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Ожидаемый результат:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей : воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту. Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
Разработка проекта
Воспитатели:
1. Создают развивающую среду.
2. Организовывают работу с родителями.
3. Стимулируют художественно-эстетическую деятельность детей, а так же развитие творческого воображения.
4. Составляют план проекта, разрабатывают конспекты занятий.
5. Создают условия и подготавливают материал для творчества детей.
Родители:
1. Организовывают целевые прогулки в парк, сквер, где обращают внимание детей на красоту осеннего времени года, проводят наблюдение за изменениями в природе.
2. Совместно с детьми собирают природный материал для изготовления поделок на выставки.
3. Читают дома детям стихи и рассказы, посвященные осени.
Дети:
1. Получают новые знания о природе.
2. Знакомятся с материалами при помощи которых можно отображать увиденное (краски, пластилин, природный материал)
3. Принимают участие в продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация, моделирование из природного материала, как дома с родителями, так и в ходе НОД под руководством воспитателей.
4. Совместно с музыкальным руководителем разучивают песни и пляски.
Музыкальный руководитель:
1. Подбор по теме: песен, танцев, музыкальных композиций, этюдов. 2. Слушание музыкальных произведений.
3. Разучивание песен и танцев.
4. Экспериментирование со звуками «Ритм дождя».
лиственных деревьев.
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный: рассмотрения проблемы, подбор и изучение литературы, постановка цели, задач, знакомство родителей с темой, с основными этапами работы.
2 этап. Практический:
1. Прогулка «Березкины именины». Она попросила выполнить её желания и задания: погладить, понюхать, сравнить её с соседкой - рябиной, доказать что она – дерево. Так как березка любит слушать песни, стихи и у неё именины, попросила её порадовать. Дети пели песни, водили хоровод, читали короткие стихи. Березка поблагодарила их, подарила листочки.
2. Н. О. Д. «Люблю берёзку русскую».
Цель: расширить представление детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства. Расширить словарный запас детей. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
3. Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Берёзка». Цель: Учить проявлять чуткость к поэтическому слову.
4. Экскурсия к берёзке во время листопада. Цель: полюбоваться красотой русской берёзки. Закрепить стихотворение А. Прокофьева «Берёзка»
Собрать сухие берёзовые ветки, разноцветные листья для изготовления поделок в альбоме «Белая березонька»
5. Аппликация: «Такая разная березка». Цель: учить передавать характерное строение стволов берёз.
6. Беседа: «Берёза – дерево жизни». Цель: познакомить детей с целебными свойствами берёзы.
7. Экскурсия к берёзке. Цель: полюбоваться зимним пейзажем. Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
8. Чтение стихотворения : С. Есенин: «Белая берёза». Цель: развивать речь, память. Воспитывать любовь к природе родного края, аппликация из соли и гороха.
9. Занятие по познавательному развитию: «Русская красавица – березка».
Цель: Расширить знания детей о широком использовании берёзы в жизни людей. Дать понятие «береста».
10. Экспериментирование: «Дерево умеет плавать». Цель: расширить знания детей о качествах и свойствах берёзы. Научить устанавливать причинно - следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
11. Занятие по экологии : «Деревья – как люди». Цель :на примере берёзки, расширить знания детей об условиях жизни растений.
12. Прогулка «В гости к берёзке». Цель: Закрепить умение правильно вести себя в природе. Чтение стихов. Сбор образцов берёзовой коры (от старого дерева и молодого)
13. Ручной труд :«Берёзонька». Цель: научить детей выполнять оригинальные способы создания кроны деревьев (обрывная аппликация)
14. Музыкально-развлекательная программа: «Мы вокруг берёзки встанем в хоровод» (стихи, песни, загадки, игры)
15. Беседа: «Традиции и обычаи нашего народа, связанные с берёзкой». Праздник «Троица». Цель: развивать интерес к историческому прошлому.
3 этап – заключительный: обобщение результатов работы, анализ результатов работы, формулировка выводов. Выставка рисунков, фотографий. Альбом «Белая березонька».