Тамара Фролова
Экологический проект «Встречаем птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №8
Воспитатель: Фролова Т. Е.
2018 год
Экологический проект «Встречаем птиц» в подготовительной группе.
Актуальность проекта : в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Экологический проект „Встречаем птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тема проекта «Встречаем птиц» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Участники проекта : Дети 5-6 лет.
Воспитатели.
Родители.
Срок реализации проекта : 1 неделя.
Цели проекта :
• дать детям представление о птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной;
• познакомить детей с понятием «прилёт птиц», как с одним из природных явлений весны;
• воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.
Задачи:
• развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнезда);
• развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
• развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
• развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
• развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке; развивать творческие способности;
• способствовать уточнению и обогащению представлений детей о прилётных птицах (грачи, скворцы, журавли, ласточки и др., прилёт, добывание ими корма, выведение птенцов, забота о них;
• поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами;
• воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц;
• формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; её способности передавать различные эмоции, настроение.
Подготовка к проведению проекта.
• Подборка методической литературы по теме.
• Подборка художественной литературы по теме.
• Подборка дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картин, настольных игр).
• Составление перспективного плана.
Предполагаемый результат:
• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к птицам.
• Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
• Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к птицам).
• Создание в группах альбомов для рассматривания.
• Повышение уровня экологических знаний и практических умений по данной теме (дети знают, и называть несколько птиц, особенности строения тела, повадки, кормление некоторых птиц, составляют описательный рассказ о птицах).
Реализация проекта.
Социализация. Дидактические игры:
«Назови птицу», «Кто, где живёт?», «Времена года», «Когда это бывает?», «Кто, как кричит?», «Кого не стало?», «Кто что ест?», «Чей голос?»
Настольные игры:
«Помоги найти маму», «Какая птица, назови»
Мультфильмы:
«Лягушка-путешественница», «Серая шейка»
Познание. НОД «Птицы весной».
Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада: особенности строения тела; повадки; кормление; гнёзда, скворечники.
Коммуникация.
Развитие речи. Рассматривание фотографий и иллюстраций птиц. Рассматривание сюжетных картин: «Грачи прилетели», «Подрастают цыплята».
НОД «Курочка – рябушечка».
Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах и их весёлом возвращении.
Чтение художественной литературы. Чтение произведений:
С. Я. Маршак «Весенняя песенка», А. Барто «Птичка», «Кто как кричит?», Е. Чарушин «Яшка», М. Зощенко «Умная птичка», А. Майков «Ласточка примчалась», А. Толстой «Умная галка», М. Пришвин «Дятел».
Слушание сказок на СД диске:
«Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди».
Рассказывание сказки: с использованием фланелеграфа «Кот, петух и лиса».
с использованием настольного театра: «Заюшкина избушка».
Пословицы, поговорки:
«Воробьи до ста лет прыгают»
«Всяк кулик своё болото хвалит»
«Видна птица по полёту»
«Всякая птица своим клювом сыта»
«Всякая птица свои песни поёт»
Безопасность. Беседа на тему: «Почему птиц называют друзьями человека?».
Наблюдение за птичьими гнёздами, скворечником, кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, пугливые, не могут постоять за себя и своё жильё).
Художественно-эстетическое развитие. Разучивание песен: «Цыплята», «Солнышко и дождик».
Развивающая среда. Выставка книг, посвящённая птицам.
Сюжетные картины на тему «Птицы»
Альбомы для рассматривания: «Птицы России», «Окружающий мир. Птицы», «Домашние птицы».
Свободное рисование птиц.
Продуктивная деятельность. Лепка «Скворцы прилетели» Рисование «Два весёлых гуся» (рисование ладошкой).
Здоровье Подвижные игры:
«Птички и дождик», «Воробушки и кот», «Весёлый воробей».
Работа с родителями. Привлечение родителей к участию в конкурсе рисунков или фотографий птиц.
Выставка детских рисунков на тему «Птицы»
Презентация проекта :
Конкурс рисунков и фотографий на тему «Птицы».
Выставка рисунков и фотографий «Птицы России».
Вечер поэзии.
Реализация проекта.
День первый.
Объявление о начале проекта и конкурсе рисунков и фотографий птиц.
Дидактические игры «Назови птицу», «Кто, где живёт?»
Разучивание песни «Цыплята».
НОД «Познание» Природное окружение: «Птицы весной».
Пословица «Воробьи до ста лет прыгают».
Загадка.
День второй.
Дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает?»
НОД «Коммуникация» Развитие речи: «Курочка – рябушечка»
Рассматривание картины «Подрастают цыплята».
Подвижная игра «Птички и дождик».
Загадка.
День третий.
Дидактическая игра: «Кто что ест?»
Настольная игра: «Какая птица, назови».
Рассматривание иллюстрации А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Беседа «Почему птиц называют друзьями человека?»
Слушание сказок на СД диске: «Дюймовочка», «Гуси – лебеди».
День четвёртый.
Дидактические игры: «Кто как кричит?», «Кого не стало?», «Чей голос?».
НОД «Художественное творчество» : Рисование «Два весёлых гуся» (рисование ладошкой).
Свободное рисование птиц (индивидуально).
Подвижная игра «Воробушки и кот»
Пословицы «Всяк кулик своё болото хвалит», «Видна птица по полёту».
Загадка.
День пятый.
Настольная игра «Помогите найти маму»
Рассматривание альбомов «Птицы России», «Окружающий мир. Птицы».
Чтение М. Пришвина «Дятел».
Подвижная игра» «Весёлый воробей».
НОД «Художественное творчество» : Лепка «Скворцы прилетели».
Загадка.
Слушание сказок на СД диске: «Гадкий утёнок», «Лиса и журавль».
Настольный театр: «Заюшкина избушка».
Фланелеграф: «Кот, петух и лиса».
Разучивание песни «Солнышко».
Выставка детских работ и фотографий птиц.
Список используемой литературы:
1. В. В. Гербова «Занятия по развитие речи во второй младшей группе детского сада». 2012г.
2. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».1991г.
3. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада».2007г.
4. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 3-4 лет».2008г.
5. Н. Ветлугина «Музыка в детском саду (вторая младшая группа)».1989г.
6. А. Я. Маршак «Весенняя песенка».
7. А. Барто «Кто как кричит?», «Птичка».
8. Е. Чарушин «Яшка».
9. М. Зощенко «Умная птичка».
10. А. Майков «Ласточка примчалась».
11. М. Пришвин «Дятел».
12. А. Толстой «Умная галка».
13. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».
14. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
15. Ресурсы интернет.
Приложение №1.
Загадка. Чик – чирик!
За зёрнышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это (воробей).
Пословица. «Воробьи до ста лет прыгают».
Песня «Цыплята».
Музыка: А. Филиппенко. Слова: Т. Волгиной.
Вышла курочка гулять свежей травки пощипать
А за неё ребятки, жёлтые цыплятки.
Припев: Ко-ко –ко, ко-ко-ко, не ходите далеко
Лапками гребите, зёрнышки ищите.
Съели толстого жука, дождевого червяка
Выпили водицы, полное корытце.
Припев тот-же.
НОД «Познание» Природное окружение.
Тема: «ПТИЦЫ ВЕСНОЙ».
Цель: способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа, умение сравнивать скворца с другими птицами; развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, наблюдение за птицами на участке детского сада, отгадывание загадок, чтение пословиц и стихотворений о птицах.
Ход занятия
1. Беседа «Кто такие первые весенние вестники».
--- Отгадайте загадку.
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворцы.)
Выставляется картинка.
--- Ранняя весна. Пригревает солнышко, на пригорках и склонах оврагов уже появляются первые проталины. По обочинам дорог бегут, ослепительно сверкая на солнце, ручейки. В это время из далеких стран возвращаются в родные края вестники весны – скворцы. Прилетев домой, скворцы садятся на деревья и весело поют. Они хорошо подражают другим птицам.
Послушайте стихотворение «Скворцы» :
Прилетели скворцы –
Молодой весны гонцы,
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!
2. Составление устного описания скворца.
Дети по картинке описывают скворца. (Крупная, красивая птица с блестящим черным оперением, у скворца прямой длинный клюв, который помогает добывать из земли червяков.)
--- Отгадайте загадку.
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник.)
Воспитатель показывает детям скворечник, они его рассматривают.
– Что можно увидеть в скворечнике? (Яйца, скворчат.)
3. Игра - имитация «Скворцы кормят скворчат».
4. Игра «Назови птиц, которые прилетели».
Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч должен назвать птиц, вернувшихся весной из теплых краев. Ребенок, не давший ответа, выбывает из игры.
5. Рисование скворечников.
Приложение №2.
НОД «Познание» Развитие речи.
Тема: «Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка – рябушечка». Рассматривание сюжетной картины «Подрастают цыплята».
Цель: познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка – рябушечка», продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено.
Ход занятия.
1 часть. - Ребята, вы знаете, какие бывают курочки? (чёрные, белые, пестрые) А пё стрых курочек иногда называют ласково: рябушечка. Про одну такую курочку – рябушечку даже есть песенка, послушайте.
- Курочка – рябушечка, куда ты пошла? – На речку.
- Курочка – рябушечка, зачем ты пошла? – За водичкой.
- Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка? – Цыпляток поить.
- Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить? – Пи – пи – пи, пи-пи-пи!»
Послушайте еще раз, и будете отвечать на вопросы, поставленные в стихотворении (далее песенка драматизируется 2-3 раза).
2 часть. – Утром вы самостоятельно рассматривали новую картину «Подрастают цыплята». О чём она (ответы детей.) Итак, дети – девочка и мальчик – кормят цыплят. Вам нравится девочка? Расскажите, какая она. (Хорошенькая, в нарядном платье с пышной юбкой, в светлых волосах красные бантики.)
Девочка держит блюдце с зёрнышками и высыпает их в большое блюдо, около которого собрались… (цыплята).
Мальчик в кепочке и (синей кофточке) тоже кормит цыплят, но он зёрнышки прямо на землю сыплет. Три цыплёнка головы подняли, должно быть, хотят понять, что же это сыплется. Видите этих трёх цыплят?
Цыплята уже большие и очень хорошенькие. Двое из тарелки зёрнышки клюют, двое вообще не едят, стоят возле курицы. Один цыплёнок смотрит на курицу и на что-то ей жалуется. Интересно, что он ей сообщает?
Хотите поближе рассмотреть желтячков и ещё того безобразника, который к курице на спину забрался?
- Подойдите к картине. Обратите внимание на то, как много вокруг зелени, какие высокие берёзы и ёлка выросли около дома.
В очередной раз, предложив вниманию детей картину, воспитатель рассказывает о её содержании, например, так: «Перед домом на траве для цыплят поставили большую тарелку с зёрнышками. Брату и сестре очень нравятся забавные цыплята. Дети принесли им зёрнышки. Девочка высыпает зёрнышки из маленькой тарелки в большую. А мальчик сыплет зёрнышки туда, где столпились цыплята.
Желтячки на тоненьких ножках со смешными чубчиками и хвостиками очень хорошенькие. Кто – то из них ест, кто – то пищит, кто – то вверх смотрит, удивляется: «Что это на меня падает?»
А один смельчак на маминой спине сидит, на братьев и сестёр сверху поглядывает.
Детям хочется взять цыплят в руки, но нельзя. Курица не позволит».
Вечер поэзии «Встречаем птиц»
Самуил Маршак. Весенняя песенка.
Снег теперь уже не тот, потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд, будто раскололи.
Облака бегут быстрей, небо стало выше.
Зачирикал воробей веселей на крыше.
Всё темнее с каждым днём стёжки и дорожки,
И на вербах серебром светятся серёжки.
Агния Барто. Птичка.
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди, не улетай!
Улетела … ай!
Агния Барто. Кто как кричит.
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.
Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.
Пить, пить, пить! Воды попить.
Мурр - мурр. Пугаю кур.
Кра, кра, кра! Завтра дождь с утра.
Му-у, му-у! Молока кому?
Апполон Майков. «Ласточка примчалась…»
Ласточка примчалась из-за бела моря,
Села и запела: как, февраль, не злися,
Как ты, март, не хмурься, будь хоть снег, хоть дождик -
Все весною пахнет!
Загадка.
Ты его узнаешь сразу: черноклювый, чернозлазый,
Он за плугом важно ходит, червяков, жуков находит (грач).
Подвижная игра «Птички и дождик».
Цель: учить действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков.
Ход игры. «Птички летают» (дети бегут по площадке, клюют зёрнышки (дети присаживаются и клюют). Опять улетают. Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. (Ввв-произносят дети). Закапал, зачастил дождик, застучал по крыше. (Тук-тук-тук-повторяют дети)
Приложение №3 Беседа «Почему птиц называют друзьями человека».
Цель: познакомить детей с понятием «друг», способствовать формированию бережного отношения к птицам, научить заботиться о пернатых.
Оборудование: фотографии птиц, выставка книг о птицах, звукозаписи «Голоса птиц».
Ход беседы.
- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово друг? (ответы детей)
Да, друг, это тот, с кем вы играете, дружите, это тот, кто защищает кого-чего-нибудь. Кого мы можем назвать своими друзьями? (ответы детей).
Сегодня вы узнаете, почему птиц тоже называют друзьями человека.
Посмотрите на эти фотографии птиц. Какие чувства они у вас вызывают?
Послушайте такое стихотворение. Ашот Гарнакерьян «Скворечня».
Пускай всегда такой обычай в моей останется стране –
Встречать любовно стаи птичьи, всем сердцем радуясь весне.
И я, ребята, в этом грешен, у всех соседей на виду
Уже строительство скворечен в моём развернуто саду.
Пусть прилетят, чтоб торопливо с утра до ночи хлопотать,
И двум скворцам приют счастливый хочу до осени создать.
Быть может, им в чужбине снился мой дом среди ветвей густых?
Пусть русское гостеприимство в краю знакомом встретит их.
Кого автор считает своими друзьями? (птиц). Почему? (живут рядом с нами, приносят пользу, поют песни). Как вы понимаете слова «бережное отношение»? (заботливый, внимательный, осторожный). Как вы можете помочь птицам (подкармливать, делать скворечники). Почему мы заботимся о птицах? (им нужна наша помощь, они меньше и слабее нас). Какую пользу приносят птицы? (уничтожают вредителей).
- Сейчас послушайте запись «Голоса птиц». Можно закрыть глаза и представить себя в лесу, и подумайте, чем еще радуют нас птицы. (они радуют нас красотой и прекрасными песнями).
Всегда ли хорошо люди относятся к птицам? (нет).
Послушайте стихотворение и скажите, какой вред может причинить человек птицам. К. Кулнев.
Не разоряйте птичьего гнезда,- так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда, когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора; оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара, оно чарует все живое.
Не разрушайте птичьего гнезда! Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода, кто на земле живет без долга.
Вы переживали за птичек? Какой вред может причинить человек птицам? (разорить гнездо, взять птенцов).
Как нужно относиться к птицам? (бережно). Почему?
Птицы дороги нам не только приносимой ими пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины. Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего города. Мы должны сделать всё, чтобы птички постоянно чувствовали нашу заботу. Охрана природы - дело народа.
Милая Родина! Ты год от года
Должна становиться краше.
Охрана природы – дело народа,
Моё, твоё, наше!
- Я верю, что с этого дня у птиц стало больше друзей!
Приложение №4.
Пословицы.
«Всяк кулик своё болото хвалит», «Видна птица по полёту».
Загадка.
В лесу на ветке она сидит, одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает, птенцов своих она теряет.
«»Ку-ку» то там, то тут, как птицу эту зовут? (кукушка)
Подвижная игра «Воробушки и кот»
Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать, не задевая друг друга; увертываясь от ловящего, быстро убегать; находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Описание: Дети становятся на скамеечки. Это воробушки на крыше. В другой стороне сидит кот, он спит. Воробушки вылетают на дорогу - говорит воспитатель, дети спрыгивают со скамеек, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот и произносит мяу-мяу и бежит ловить воробушек. Пойманный воробушек кот отводит к себе в дом.
«Художественное творчество» Рисование.
Тема: «Два весёлых гуся».
Цель: познакомить детей с техникой печатания ладошкой, учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки, развивать способность сочувствовать.
Раздаточный материал: цветная или тонированная бумага зелёного тона размером А4, широкие мисочки с разведённой водой гуашью белого и серого цвета, кисть на каждого ребёнка.
Ход занятия.
- Ребята, вы знаете песенку «Жили у бабуси два весёлых гуся…Давайте её споём (песня исполняется под фонограмму).
- Давайте поможем бабушке вернуть гусей – нарисуем их. Рисовать гусей мы будем своими ладошками. Для того чтобы нарисовать белого гуся мы опускаем ладошку в миску с белой гуашью всей ладошкой, а потом делаем отпечаток внутренней стороной ладони (пальцы плотно прижаты друг к другу, большой палец смотрит строго вверх) на бумаге. А теперь опускаем ладошку в серую краску и опять делаем отпечаток. (помыть руки)
Когда отпечатки ладоней на бумаге высохнут, дорисовываем кистью глаз, клюв и лапки.
- Вот мы и вернули бабушке гусей. Давайте изобразим их: сделаем из ладони клювик, будем «открывать» ладошку и говорить: «Га – га – га!»
Приложение №5.
М. Пришвин. ДЯТЕЛ
Видел дятла: короткий - хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и не сброшенная шишка и новую шишку некуда девать.
И - горе какое! - нечем сбросить старую: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.
Подвижная игра: «Веселый воробей».
Цель: учить выполнять движения по тексту игры.
Ход игры: Воробей с березы на дорогу прыг! Больше нет мороза чик-чирик! (дети прыгают и чирикают).
Вот журчит в канавке, быстрый ручеек ( дети произносят: «Ж-ж-ж-ж).
И не зябнут лапки - Скок-скок! (дети прыгают)
Высохли овражки - Прыг-Прыг! (дети прыгают)
Вылезут букашки -Чик-чирик! (дети чирикают)
Воспитатель продолжает: «Клюй, не робей! Кто это (воробей)
Загадка.
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)
НОД «Художественное творчество» Лепка.
Тема: «Скворцы прилетели» (Коллективная композиция).
Цель: продолжать формировать умение лепить предметы, состоящие из двух частей знакомой формы, передавая форму и величину частей; учить изображать детали (клюв) приёмом прищипывания; включать детей в создание коллективной композиции; вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.
Материалы: пластилин, доски (на каждого ребёнка, зелёный (или затонированный) лист бумаги для размещения готовых работ.
Ход занятия.
- Ребята, помните, мы с вами читали сказку К. И. Чуковского «Цыплёнок»? Какой там был цыплёнок? А вот у меня есть еще вот такой цыплёнок (игрушка) посмотрите. Вышел наш цыплёнок на зелёную травку. А кругом никого нет, грустно стало цыплёнку. Давайте поможем ему, слепим друзей – цыпляток!
Рассмотреть с детьми цыплёнка, спросить, какой формы его тело, голова, как его можно слепить.
- Давайте покажем руками в воздухе, как мы будем раскатывать комочки пластилина, чтобы получились круглое тельце и круглая голова. Теперь отделите от целого кусочка пластилина маленький кусочек для головы, а из большого будем лепить тело.
Когда соединили две части, спросить, как можно сделать цыплёнку клювик. Если не ответят, показать приём прищипывания. Помочь детям поставить готовых цыплят на «полянку» к нашему цыплёнку. Полюбоваться всем вместе готовой композицией.
Альбом «Окружающий мир. Птицы. Животные».
Выставка книг о птицах.