Ирина Шалимова
Экологический познавательный проект «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический познавательный проект
«Покормите птиц зимой».
Тип проекта: экологический познавательно-исследовательский.
Сроки реализации: краткосрочный (2 недели).
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Акварельки», родители, воспитатели.
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Кормушка для птиц. Проекты
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта: Зима - суровое время года для всех живых существ, а для птиц особенно. Но не так страшен холод для птиц, как голод. Зимой корма значительно меньше, и птицы вынуждены перебираться ближе к человеческому жилью. Подкармливание птиц зимой поможет спасти много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным фактором экологического воспитания. В свете того, что 2017 год объявлен Годом Экологии создание проекта «Покормите птиц зимой» будет актуальным и своевременным.
Подготовка к реализации проекта: сначала мы провели с детьми диагностику на тему «Что вы знаете о птицах?». Детям были показаны картинки с изображениями зимующих птиц, заданы вопросы: как называется птица, чем она питается, как зимует. По итогам беседы мы выяснили, что не все узнали и правильно назвали птиц, почти половина детей недостаточно хорошо знают, чем питаются птицы и как приспосабливаются к суровым зимним условиям. Большинство детей не владеют навыками оказания помощи птицам в зимний период. Поэтому мы решили, что необходимо расширить знания детей о зимующих птицах и начать формировать навыки оказания помощи птицам через проектную деятельность.
Цель проекта: Формировать у детей элементарные экологические знания о зимующих птицах, их образе жизни, питании, о связи с окружающей средой. Расширять представление о роли человека в жизни птиц, о необходимости оказания помощи птицам в зимние холода.
Задачи проекта:
• Расширять знания детей о зимующих птицах и о роли человека в жизни птиц.
• Учить детей выполнять элементы поисковой деятельности, анализировать результаты и делать выводы.
• Расширять представление детей о разнообразии видов кормушек, возможностях их изготовления из разных необычных материалов.
• Научить детей правильно выбирать корм для определенного вида птиц и как подкармливать птиц.
• Учить наблюдать за птицами, их повадками и обобщать знания, полученные при наблюдении.
• Развивать любознательность, связную речь, творческие интеллектуальные способности.
• Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам, желание постоянно помогать им холодной зимой.
• Привлечь родителей к данной проблеме, способствовать развитию совместной деятельности детей и родителей.
Ожидаемые результаты: Расширится кругозор детей, их знания о зимующих птицах. Повысится заинтересованность детей и их родителей в заботе о птицах и желании помогать им зимой. Возникнет потребность в изготовлении кормушек и желание подкармливать птиц постоянно в течение всего зимнего периода. Дети станут более любознательными, повысится их познавательная активность, коммуникативные навыки, творческие способности.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный
Постановка проблемы и введение в игровую ситуацию.
Показать детям картинки с изображением птиц, попросить назвать каждую птицу. Спросить, как их можно назвать одним словом (зимующие птицы). Выяснить, почему их так называют и почему они не улетают в теплые края. Обратить внимание детей на изображение черно-белой длиннохвостой птицы, уточнить, как она называется (сорока). Рассказать детям, что эта сорока принесла на хвосте тревожную весть: «У птиц в лесу кончился весь корм, а злая Снежная Королева украла все кормушки и хочет заморозить всех птиц».
Предложить детям узнать больше о зимующих птицах, какой корм любят разные виды птиц. Предложить организовать на нашем участке «Птичью столовую». Для этого предложить вместе с родителями изготовить кормушки и пополнить запас кормов для разных птиц. Сказать детям, что мы все будем принимать участие в акции «Покормите птиц!». Довести до сведения родителей идею и план реализации проекта (устно и в виде информационного листка). Донести до всех участников проекта важность и нужность данной темы.
Создание условий для реализации проекта:
Пополнение книжного уголка книгами о птицах (художественными и познавательными).
Изготовление наглядных пособий и дидактических игр.
Создание презентации по данной теме.
Подборка стихов, рассказов, загадок, пословиц, поговорок о птицах, народные приметы, связанные с птицами.
Подборка аудиозаписей с голосами птиц.
II этап – основной
Реализация проекта в разных видах детской деятельности.
Социально-коммуникативное развитие.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Узнай птицу по описанию»
«Накорми птиц»
«Филин и пташки
«Один - много»
«Назови ласково»
«Узнай птицу по силуэту»
«Закончи предложение»
«Счёт птиц»
«Четвёртый лишний»
Настольные игры:
«Домино»
«Зоологическое лото»
Лото «Птицы»
«Собери картинку»
«Составь из частей целое»
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.
Раскраски с изображениями птиц.
Упражнения на обводку трафаретов, шаблонов (птицы).
Штриховка в разных направлениях контуров птиц.
Коммуникативная деятельность.
Беседы:
«Что мы знаем о птицах?»
«Как живут птицы зимой?»
«Как мы можем позаботиться о птицах зимой?»
Цель: поговорить с детьми о важности подкормки птиц; воспитывать бережное отношение к птицам; поощрять стремление приносить пользу, помогая птицам зимой.
Обсуждение ситуации «Что может случиться с птицами без нашей помощи?».
Рассматривание иллюстрации на тему «Зимующие птицы».
Просмотр презентаций с использованием ИКТ «Зимующие птицы», «Разнообразные кормушки».
Интерактивные игры «Узнай птицу по голосу», «Чей силуэт?».
Познавательное сообщение «Знаете ли вы…».
Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок.
Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц.
Составление рассказа по сюжетной картине «Дети помогают птицам».
Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Трудовая деятельность: изготовление кормушек, чистка кормушек, наполнение кормушек кормом, изготовление угощения для разных видов птиц.
Задачи: приобщать детей к труду, воспитывать ответственность за порученное дело, поощрять стремление заботиться о птицах, подчеркнуть важность нашего участия в жизни птиц.
Познавательное развитие.
Организованная образовательная деятельность.
Формирование целостной картины мира «Пернатые друзья», «Зимующие птицы нашей полосы».
Задачи: Дать детям представление о зимующих птицах, об их приспособленности к условиям жизни зимой; учить устанавливать причинно-следственную связь между природными явлениями и жизнью птиц; учить отвечать на вопросы полными предложениями; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Наблюдение за птицами: за вороной, за голубями, за синицами, за воробьями.
Опытно-исследовательская деятельность.
• Изготовление и развешивание кормушек на нашем участке.
• Ведение дневника наблюдений за прилетающими на кормушки птицами. Наблюдение за поведением птиц на кормушках.
• Наблюдение за птичьими следами под кормушками, определение кому они принадлежат и сравнение их.
• Обсуждение проблемной ситуации «Что будет. Если не подкармливать птиц зимой?».
Речевое развитие.
Знакомство с художественной литературой и развитие речи.
Чтение рассказов: М. Горький «Воробьишка», И. тургенев «Воробей», В. Бианки «Птичий год: Зима», Г. Скребицкий «Берегите птиц», В. Сухомлинский «О чем плачет синичка».
Чтение и заучивание и стихотворений зимующих птицах: С. Есенин «Поет зима-аукает», А. Яшин «Покормите птиц», Л. Прокофьев «Снегири», Л. Воронкова «Птичьи кормушки».
Творческое рассказывание.
Художественно-эстетическое развитие.
Изобразительная деятельность:
o Рисование «Как мы кормили птиц», «Снегири на ветках».
o Лепка «Пичужки на кормушке».
o Аппликация «Сидят на ветке птички: снегири, синички».
Музыкальная деятельность.
o Слушание аудиозаписи «Голоса птиц».
Физическое развитие.
Двигательная деятельность.
Подвижные игры:
«Птички в гнёздышках»
«Зимующие и перелётные птицы»
«Совушка»
«Воробушки и кот»
«Воробушки и автомобиль»
Работа с родителями.
Консультации для родителей:
«Из чего можно сделать кормушку для птиц»
«Воспитание любви к природе через совместную деятельность с детьми».
Папка-передвижка «Наши пернатые друзья».
Изготовление кормушек совместно с детьми.
Рекомендации по совместным прогулкам.
Рекомендации по заучиванию стихотворений о зимующих птицах.
Рекомендации по развитию словаря детей во время совместных прогулок и подкармливания птиц.
III этап - заключительный.
Итоговые мероприятия.
Выставка рисунков и совместных творческих работ детей и родителей «Птицы - наши друзья».
Совместное участие в акции «Покормите птиц!»(номинации: «Кормушки для пичужки», «Валентинки для птиц»).