Надежда Швед
Экологический проект «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В связи с этим мною был разработан проект «Покормите птиц зимой».
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели.
Проект: информационный, среднесрочный, групповой.
Публикация «Экологический проект „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проекта: Зимой птицам очень трудно. Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Они ждут нашей помощи. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность.
Цель проекта: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, роли человека в жизни птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных условиях.
Задачи:
1. Расширить представление о жизни зимующих птиц нашей станицы.
2. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
3. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами.
4. Научить детей правильно подкармливать птиц.
5. Изготовить кормушки.
6. Сделать анализ и обобщить результат.
Гипотеза: Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.
Предмет исследования – образ жизни и поведение птиц зимой.
Объект исследования - зимующие птицы станицы.
Срок реализации проекта: декабрь- февраль.
Методы и приемы:
1. Наблюдение за птицами.
2. Работа с литературой.
3. Экскурсии.
4. Сбор и обработка информации о зимующих птицах.
5. Творческая работа.
6. Практический метод (изготовление кормушек).
Необходимые ресурсы:
1. Художественная и познавательная литература по теме проекта.
2. Наглядный материал для организации образовательного процесса (картины, иллюстрации, плакаты и т. д.).
3. Музыкальные произведения.
4. Технические и мультимедийное средства.
5. Материалы для изготовления кормушек, поделок и т. д.
Проблема проекта: охрана и защита птиц.
Пернатым особенно трудно в суровые морозы, сильные снегопады, а также когда почва, ветки и стволы деревьев покрываются ледяной коркой. Естественный корм в таких условиях становится практически недоступным. Но самое опасное время для птиц — в конце зимы и начале весны, когда все доступные плоды, ягоды, семена и прочие корма уже съедены или превратились от времени и непогоды в труху.
Каждая кормушка сейчас, до появления проталин и первой зелени,- это десятки спасенных птичьих жизней. Орнитологи утверждают, что до 70 % синиц, которым не суждено пережить зиму, погибают именно в феврале-апреле от голода. А ведь каждому из нас по силам помочь в трудный час пернатым! «Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения» - Союз охраны птиц Российской Федерации.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
План проекта:
1. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей» (Приложение №1);
2. Разработка и накопление методических материалов (совместная деятельность педагогов и родителей)
3. Наблюдение за зимующими птицами (совместная деятельность педагогов, родителей и детей);
4. Рассматривание иллюстраций с изображением жизни птиц в зимнее время (совместная деятельность педагогов, родителей и детей);
5. Беседы «Как зимой помочь птицам», «Синичка-невиличка», «Меню птиц», «Птицы- наши соседи на планете»;
6. Разучивание стихов, песен, загадок, потешек, примет и пословиц о птицах (совместная деятельность педагогов, родителей и детей) (Приложение №2);
7. Чтение художественной литературы о жизни птиц (совместная деятельность педагогов, родителей и детей) (Приложение №3);
8. Беседы «Роль человека в жизни птиц», «Зимующие и перелётные птицы» (совместная деятельность педагогов, родителей и детей) (Приложение №4);
9. Консультация для родителей «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну» (педагоги) (Приложение №5);
10. Конкурс пап и дедушек «Такие разные кормушки» (совместная деятельность родителей и детей);
11. Развешивание кормушек на территории детского сада (совместная деятельность педагогов и детей);
12. Сбор и подготовка корма для птиц (совместная деятельность родителей и детей);
13. НОД: познавательное развитие «На кормушке» (Приложение №6);
14. Наблюдение за повадками и поведением птиц в разную погоду (совместная деятельность педагогов и детей);
15. Подкормка птиц во время прогулок (совместная деятельность педагогов и детей);
16. НОД: художественное творчество (рисование) «Птицы на кормушке» (совместная деятельность педагогов и детей);
17. НОД: художественное творчество (лепка) «Птицы нашего края» (совместная деятельность педагогов и детей);
18. Экскурсия в парк (совместная деятельность родителей и детей);
19. Оригами «Птицы прилетели» (совместная деятельность педагогов и детей);
20. Наблюдение за птичьими следами во время прогулок (совместная деятельность педагогов и детей);
21. Дидактические игры: «Летает – не летает», «Кто (что) летает?», «Назови птицу с нужным звуком», «Что это за птица», «Расскажи, чем питаются птицы» (самостоятельная деятельность детей) (Приложение №7);
22. Подвижные игры «Стайка», «Перелётные птицы», «Совушка», «Скворечники», «Гусёнок пропал», «Птицы и рыбы» (самостоятельная деятельность детей) (Приложение №8);
23. Изготовление шапочек птиц к подвижным играм (совместная деятельность педагогов и детей);
24. Изготовление книжек-малышек «Зимующие птицы Кубани» (совместная деятельность родителей и детей);
25. Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (совместная деятельность педагогов и детей);
26. Эксперименты с птичьим пером «Птицы и нефть», «Ты, как мокрая курица», «В воде купался – сух остался», «Плавающее перо» (совместная деятельность педагогов и детей) (Приложение №9);
27. Книжная выставка «Пернатые друзья» (совместная деятельность педагогов, родителей и детей);
28. Изготовление альбомов «Зимующие птицы» и «Перелётные птицы» (совместная деятельность педагогов и детей);
29. Изготовление плаката «Покормите птиц зимой» (родительский комитет);
30. Составление рассказов по сюжетным картинкам (самостоятельная деятельность детей);
31. Итоговое занятие «Берегите птиц! Берегите природу!» (совместная деятельность педагогов, родителей, детей и музыкального руководителя) (Приложение №10).
Планируемые результаты:
• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникационных навыков.
• Умение поддерживать беседу о птицах; рассуждать, высказывать свою точку зрения.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
После завершения проекта дети смогут:
• закрепят умение классифицировать зимующих и перелётных птиц;
• научатся различать птиц по внешнему виду;
• смогут узнавать и называть зимующих птиц; будут знать как правильно наблюдать за птицами у кормушки;
• у детей будет сформировано умение получать сведения об объекте наблюдения и умение применять знания в процессе практических действий.
Практическая значимость результатов состоит в экологическом воспитании дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу.
В ходе реализации проекта предполагается развитие интереса к живой природе, воспитание заботливого отношения к природным объектам родной станицы, формирование умений ведения практической природоохранной деятельности.
В группе созданы условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
Этапы работы:
1. Теоретический.
• Обсуждение цели и задач проекта.
• Расширение представления детей о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности.
• Сбор информации: беседы, чтение литературы, рассматривание картинок и т. д.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
Проведено анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей».
Проведены беседы на темы: «Как зимой помочь птицам», «Синичка-невиличка», «Меню птиц», «Птицы- наши соседи на планете», «Роль человека в жизни птиц», «Зимующие и перелётные птицы».
Прочитаны произведения по теме проекта: М. Горького «Воробьишко», рассказ Е. Чарушина «Воробей», рассказ М. Зощенко «Умная птичка», С. Маршака «Где обедал воробей» и др.
Подобрано много пословиц и поговорок о птицах: «Всякая птица своим пером гордится», «Всякая птица своим клювом сыта», «Покорми птиц зимою - послужат тебе весною», «Синица к избе – зима на двор», «Птица чует, что холод будет» и др.
Найдено много различных народных примет: Снегирь под окном поёт - к оттепели; если вороны садятся клювами в одну сторону- к сильному ветру; осенью птицы летят низко - к холодной зиме, высоко – к тёплой; вороно и галки дружно вьются в воздухе перед снегом; воробьи дружно чирикают –к теплу и др.
Прослушаны аудиозаписи голосов птиц.
2. Практический.
• Наблюдение за птицами.
• Изготовление и развешивание кормушек.
• Заготовка корма для птиц.
• Изготовление плаката «Покормите птиц зимой».
• Подкормка птиц во время прогулок.
• Тематические выставки детских работ.
• Разработка и накопление методических материалов.
На этом этапе активно принимали участие родители. Они совместно с детьми конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки; тетра паки от сока; картонные коробки от новогодних подарков.
Кроме этого была приготовлена кормовая смесь из: пшена, перловой крупы, пшеницы, овса, семечек подсолнуха,а также добавление белого хлеба и свиного несоленого сала.
Детям совместно с родителями было предложено оформить плакат: «Покорми птиц зимой» и изготовить книжечки о зимующих птицах Кубани. А также были проведены следующие мероприятия: игра-викторина «Кто лучше знает птиц», конкурс чтецов стихов о птицах, конкурс рисунков о птицах, изготовление птиц оригами, лепка птиц.
Проводились различные подвижные игры: «Стайка», «Перелётные птицы», «Совушка», «Скворечники», «Гусёнок пропал», «Птицы и рыбы» и др.
Дидактические игры: «Летает – не летает», «Кто (что) летает?», «Назови птицу с нужным звуком», «Что это за птица», «Расскажи, чем питаются птицы» и др.
Провели различные эксперименты с птичьим пером «Птицы и нефть», «Ты, как мокрая курица», «В воде купался – сух остался», «Плавающее перо»
Рассматривали птичьи следы на снегу.
Совместно с родителями подготовили книжную выставку «Пернатые друзья».
3. Заключительный этап.
• Подведение итогов и выводы.
• Итоговое занятие «Берегите птиц! Берегите природу!»
• Презентация проекта.
Выводы: Работа над проектом получилась интересной, увлекательной, познавательной. В реализации проектной деятельности дети научились:
- задавать вопросы;
- видеть проблемы;
- выдвигать гипотезы;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать выводы и умозаключения.
Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями. Родители стали не только источниками информации, помощи в процессе работы над проектом, но и непосредственными участниками, обогатили свой педагогический опыт.
Я уверена, что в результате работы над проектом у детей проявился интерес к живой природе, расширился общий кругозор, произошло развитие познавательных способностей, сформировалось желание беречь окружющий мир.
Продукты проекта:
• Кормушки
• Плакат «Покормите птиц зимой».
• Книжечки о птицах.
• Альбомы: «Зимующие птицы» и «Перелётные птицы».
• Книжная выставка «Пернатые друзья».
• Шапочки птиц к подвижным играм.
Литература:
1. «Перелетные и зимующие птицы России». Горьканова А. Н.
2. «Прогулки в детском саду». Кравченко И. В., Долгова Т. Л.
3. «Спутник юного защитника природы». Борейко В. Е., Грицеко В. Н.
4. «Покормите птиц зимой». Александр Яшин
5. «Наш дом - природа». Рыжова Н. А.
6. «Экологическое образование в детском саду». Рыжова Н. А.
7. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Бондаренко Т. Н.
8. Конкурсные задания к «Экологическому ассорти». Д/в №2 – 2012
9. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группы детского сада. Аджи А. В.
10. http://www.o.detstve.ru
11. www.krugosvet.com