Наталья Видяйло
Экологический проект «Покормите птиц» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
«Покормите птиц»
Автор проекта : Видяйло Наталья Николаевна
Участники проекта : Дети подготовительной группы, родители
Актуальность проекта.
У детей старшего дошкольного возраста недостаточно знаний и представлений о многообразии мира птиц вовлечение воспитанников в природоохранную и эколого-просветительскую деятельность.
Образовательная область: познавательное развитие
Публикация «Экологический проект „Покормите птиц“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Подготовительная группа
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники: воспитатель, дети 6-7 лет, родители.
Взаимодействие педагогов: музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Вид проекта : творческий, информационно – исследовательский
Цель: Формирование гуманного отношения к представителям пернатого мира, расширение представлений о разнообразии птиц нашего края.
Задачи:
Углублять знания детей о птицах и их разнообразии
Привлечь внимание детей к зимующим птицам и вызвать желание помогать им в зимнее время
Упражнять в классификации птиц, закреплять понятия: перелетные, зимующие птицы
знакомить детей с жизнью птиц, их повадками, особенностями образа жизни;
Развивать умение сравнивать и анализировать.
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Развивать умение отражать свои впечатленияот общения с природой в рисунках и поделках.
Формировать бережное отношение к птицам, умение заботиться о них.
Методы проекта :
исследовательский: опыты, наблюдения;
словесный: беседы, чтение литературы
Практический: применение знаний в практической деятельности
Информативно-рецептивный метод: проблемные вопросы, наблюдения, рассматривание, демонстрация наглядных средств
Игровой: сюжетно-ролевые и дидактические игры, игры драматизации, развивающие игры, подвижные игры.
Эпизодические приё мы: загадки, упражнения, имитации, игровые действия,слушание музыки
Формы работы:
Сбор информации о птицах родного края.
Подбор иллюстративного и фото - материала.
Чтение художественной литературы, художественного материала.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Экскурсии.
Настольно-печатные игры.
Наблюдения.
Индивидуальная работа с детьми.
Выставка детских рисунков.
Презентация проекта.
Консультация и оформление наглядного материала для родителей
Ресурсное обеспечение проекта.
Кормушки на участке детского сада.
Методический инструментарий.
Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, спортивный инвентарь)
Наглядный материал:
а) птицы на иллюстрациях,птицы сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
г) библиотечка юного эколога, альбом «Птицы нашего края».
Сроки реализации проекта : 2 недели
Ожидаемый результат:
знания детей
понятия «перелетные» и «зимующие» птицы
названия перелетных,зимующих птиц
характерные особенности внешнего вида и строения птиц
повадки наиболее распространенныхв нашей местности птиц, особенности их жилья, голосов
отличие птиц от других животных
как человек может помочь птицам выжить зимой
умения детей
устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями
сравнивать птиц по внешнему виду, особенностям жилья,месту обитания
анализировать внешний облик птиц и их поведение
составлять описательный рассказ о птице
Продукт реализации проекта :
Кормушки (совместное творчество детей и родителей)
Листовки
Стенгазета
Этапы проекта :
I этап – подготовительный.
Цель: Формирование мотива у детей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, определение объектов и методов исследования, подборка необходимого материала по теме проекта.
Содержание:
- Формировать мотив для работы по проекту «Покормите птиц» у специалистов, детей, родителей.
- Подобрать материал совместной деятельности с детьми.
- Подобрать фото-материал, иллюстрации, альбомы, художественную и методическую литературу.
- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.
- Оформить наглядную информацию для родителей.
II этап – практический.
Цель: Знакомство с разнообразием мира птиц.
Содержание работы по образовательным областям:
Физическое развитие:
Оздоровительное -интегрированное занятие «Что за птица это?»
Физкультурное занятие «Птички-невелички»
Спортивный досуг «Птицы- наши друзья»
П/ и:
«Скворечники»
«Птицы, гнезда, птенцы»
«Гуси-лебеди»
«Воробьи и вороны»
«Стайка»
«Перелет птиц»
«Птица раз, птица два»
«Птички в гнездышках»
«Совушка»;
«Я знаю пять названий птиц» игры с мячом
«Раз, два, три -птицу назови» игры с мячом
«Найди свою птицу»;
«Найди своё место»;
Эстафета:
«Птицы — наши друзья»,
«Раз, два, три, четыре, пять – будем птичек мы искать»;
«Перелетные птицы»;
«Зимующие птицы»
«Найди перелетных птиц»
«Накорми птиц»
Пальчиковые игры:
«Воробьи»;
«Птенцы в гнездышках»;
«Десять птичек стая»;
«Птицы»;
«Скворечник»;
«Птицы прилетают»
Утренняя гимнастика:
«Птичий двор»
«Перелетные птицы»
Хороводные игры:
«Веснянка»
«Воробей»;
«Зима прошла»
«Ласточки»
«Шапочка аиста»
«Дроздок»
Художественно-эстетическое развитие:
«Музыкальная гостиная» совместно с родителями
Конкурс «Народный артист»(песни,танцы,о птицах)
Занятие «Знатоки птиц»(интегрированное)
Лепка «Зимующие птицы»
Аппликация «Птицы на кормушке»
Изготовление стенгазеты (коллективная работа- оригами) «Покормите птиц».
Рисование «Зимующая птица»
Раскрашивание птиц в раскрасках.
Упражнения на развитие мелкой моторики и точности движений (обведение контура птицы по трафарету и дорисовывание недостающих деталей)
Конструктивно-модельная деятельность «Синичка» (из бумаги)
Робототехника «Птица»
Слушание музыки:
Э. Григ «Утро»;
«Ворон» (р. н. мелодия в обработке Е. Тиличеевой);
П. И. Чайковский «Песнь жаворонка» из альбома «Времена года», «Песня жаворонка» из «Детского альбома»;
И. Пономарева «Воробушки»;
М. Шкодова «Три синички»
Речевое развитие:
Занятие «Поможем птицам разобраться»
Дидактическое упражнение «Кто больше подберет слов для описания птицы»
Дидактическое упражнение «Продолжи предложение,найди причину»
Дидактическое упражнение «Кто как кричит»
Дидактическое упражнение «Найди маме птенца»
Дидактическая игра «Расскажи о птице»
Дидактическая игра «Птички и камешки»
Разгадывание и составление простейших кроссвордов
Составление описательного рассказа о птицах с использованием опорной схемы
Отгадывание загадок о птицах
Выставка детских работ (дети показывают свои работы и составляют о ней небольшой рассказ)
Чтение художественной литературы:
В. Чаплина «Птицы в нашем лесу», «Птицы под нашим окошком»
Г. Снегирев «Как звери и птицы готовятся к зиме», «Про птиц»
В. Бианки «Подкидыш», «Синичкин календарь», «Чей нос лучше»
Г. Скребицкий «Лесной голосок»
Чтение малых фольклорных форм
Разучивание стихов о птицах
Логоритмическое упражнение «Птичка песенку поет»
Чтение стихов с сопровождающими движениями «Хочу быть птицей»
Упражнение на автоматизацию звука «с» и «з», «л» и «р», «к» и «г», «б» и «п», «в» и «ф»
Социально-коммуникативное развитие:
Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей»».
Этюд «Птицы»
Игра «Путешествие вместе с птицами»
Настольно- печатные игры:
«Парочки»
«Собери птицу из геометрических фигур»
«Четвёртый лишний»
«Найдите и покормите зимующих птиц»
«Подбери по силуэту»
«Каждую птицу на свое место»
«Птицы,звери,насекомые»
Познавательное развитие:
Занятие «Птицы наши- друзья»
Целевая прогулка к кормушке
Экскурсия на грачевник
Целевая прогулка к скворечнику
Наблюдение за птицами в роще, на территории детского сада, окола дома, в саду и. т. д
Дидактическая игра «Птицы,звери,рыбы»
Дидактическая игра «Летает-не летает»
Дидактическая игра «Птицы,звери»
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Дидактическая игра «Кто больше назовет примет»
Дидактическая игра «Логические задачи»
Работа с родителями
Конкурс «Кормушка для птиц»; изготовление листовок «Покормите птиц»
III этап – оценочно-рефлексивный.
Цель: Обобщение знаний, представлений о птицах.
Воспитание интереса у родителей и детей к познавательной деятельности.
Продукты проекта :
Изготовлены кормушки для птиц
В ходе проекта :
Был обогащен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Был собрали огромный материал о птицах, систематизирован и обобщен, как опыт работы в данном проекте.
У детей проявился интерес к познанию природы, особенностям жизни птиц; желание самостоятельно выполнять поручения по подкормке птиц; навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом детей значительно обогатился словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 2-3 названия птиц то к концу – более 10.
У детей стал проявляться интерес к зимующим птицам и желание им помочь.
В ходе экспериментальной деятельности у детей развилось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.
Дети познакомились с птицами и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках.
Родители стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.
Развивающая среда группы пополнилась : иллюстрациями, загадками,стихами, рассказами о перелетных и зимующих птицах, музыкальным альбомом «Птичьи голоса», играми, различными макетами.
Список литературы:
Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) : Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : АКЦИДЕНТ, 1998.
Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
Л. А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.
А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
“Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
С. Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
Н. А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
Н. А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – N 2. – 1997.