Инна Буйневич
Экологический проект «Мы — друзья птиц» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко» Дятьковского района
Экологический проект
«Мы – друзья птиц»
Старшая группа
Воспитатель:
Буйневич И. А.
Актуальность проекта :
Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней через познание окружающего мира, научить помогать маленьким пернатым друзьям.
Публикация «Экологический проект „Мы — друзья птиц“ старшая группа» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Зимнее время – это не только веселые праздники, зимние забавы, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представление о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создавать условия для общения ребенка с миром природы.
Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней.
Проблема:
Недостаток знаний детей о зимующих птицах;
Нет навыка в умении подкармливать птиц в зимнее время года.
Цели:
Формировать у детей представления о зимующих птицах нашего региона, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Привлечь внимание родителей и воспитанников к природоохранной деятельности и научить её организовывать.
Задачи проекта :
1. Расширять знания детей о зимующих птицах Брянского края.
2. Научить детей правильно подкармливать зимующих птиц.
3. Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.
4. Обобщить знания воспитанников, полученные при наблюдении за повадками зимующих птиц.
5. Учить проявлять сочувствие к птицам в зимнее время.
6. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей.
7. Развивать творческую активность, внимание, воображение, память.
8. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители, специалисты ДОУ.
Вид проекта : групповой, познавательно – исследовательский.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (ноябрь 2016 – март 2017)
Продукты проекта :
Дидактические материалы о зимующих птицах Брянского края (альбомы, фотографии, дидактические игры, папки-передвижки и др.); кормушки для зимующих птиц из различных материалов; рисунки и творческие работы воспитанников о зимующих птицах.
Ожидаемый результат:
повышение уровня экологической культуры педагогов и воспитанников;
гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);
развитие у детей устойчивого интереса к жизни птиц;
развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
успешное интеллектуально-личностное развитие воспитанников;
совершенствование экологической среды ДОУ.
Направления развития личности дошкольников в период реализации проекта :
• Познавательно-речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Социально-личностное развитие.
Необходимые условия реализации проекта :
• Интерес детей и родителей;
• Материальное обеспечение проекта;
• Методические разработки;
• Интеграция со специалистами детского сада.
План реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта :
Актуализация знаний детей на основе модели трех вопросов: «Что мы знаем?» «Что мы хотим узнать?» «Как мы будем познавать?»;
подбор детской и педагогической литературы;
накопление дидактического материала;
проведение цикла наблюдений за птицами.
работа с родителями:
предложили родителям принять участие в экологическом проекте «Мы – друзья птиц»;
подготовить наглядно – стендовую информацию для родителей: «Зимующие птицы»;
Реализация экологической акции «Птичья столовая» под девизом «Спешите творить добро!»;
развешивание кормушек на участках детского сада, оборудование кормушками «птичьего столба» на метеостанции.
Модель трёх вопросов
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы будем познавать?
Знаем, что есть птицы, которые зимуют в нашем Брянском крае.
Их необходимо подкармливать в холодное время года. Какие именно птицы зимуют в нашем крае?
Как сделать кормушку для птиц своими руками и из какого материала?
Чем можно и чем нельзя подкармливать птиц?
Почему важно кормить птиц?
Какую пользу приносят птицы людям? Спросим у взрослых (родителей, воспитателей).
Посмотрим в интернете, энциклопедической литературе.
Наблюдать, анализировать, делать выводы.
2 этап. Выполнение проекта
Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Что за птица?», «Голоса птиц», «Собери картинку», «Поломанные слова», «Кто, где, когда?», «Летает, не летает», «Третий лишний».
• Подвижные игры: «Перелет птиц», «Коршун и наседка», «Чья команда быстрее заполнит кормушки?», «Воробушки и автомобиль».
• Сюжетно-ролевые игры: «Больница для птиц», «Лесная школа».
• Пальчиковая гимнастика «Полет птиц».
Познавательно-исследовательская деятельность:
• Цикл наблюдений за птицами.
• Рассматривание альбома “Зимующие птицы”.
• Ежедневная подкормка птиц на участках детского сада.
• Наблюдение за поведением птиц на кормушках.
• Ежедневная работа с календарем наблюдений за птицами.
• Оформление памятки «Как и чем кормить птиц зимой?»
Цикл наблюдений за птицами :
1. «Какие птицы прилетают на кормушку?»
2. «Ищем птичьи следы»
3. «Какие птицы передвигаются по земле?»
4. «Как птицы летают?»
Продуктивная деятельность:
• рисование: «Птицы на кормушке», «Синички», «Зимующие птицы»;
• лепка: «Воробушки», «Синицы и снегири»;
• аппликация: «Синица», «Птицы на кормушке» (коллективная);
• оригами: «Снегири и синицы»;
• работа с раскрасками;
• изготовление кормушек из разного материала;
• оформление памятки «Чем кормить птиц?».
Коммуникативная деятельность:
• Беседы: «Зимующие и перелетные птицы», «Кто от зимы не улетает?»;
• чтение стихотворений: С. Михалков “Птичья столовая”, Е. Ильин «Синица», «Снегирь», Н. Красильников «Синичка у окна», А. Яшин «Покормите птиц зимой», А. Барто «Скачет шустрая синичка»;
• чтение рассказов: Г. Скребицкий “Появились синички”, «Берегите птиц», Е. Носов «Тридцать зёрен», В. Бианки «Синичкин календарь», «Холодно, в лесу голодно»;
• придумывание историй «Как я спас птичку?»;
• знакомство с народными приметами о птицах.
Трудовая деятельность:
Ежедневная чистка кормушек и подкормка птиц.
Экологическая акция «Птичья столовая».
Работа с родителями:
Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.
Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».
Участие в конкурсе кормушек для птиц в рамках реализации акции «Птичья столовая».
Оформление агитационных буклетов «Правила подкормки птиц».
3 этап. Заключительный
Организация фотовыставки «Мы – друзья птиц!»
Интеллектуальная викторина «Птичья столовая».
Оформление результата проекта в виде презентации и альбома.
В ходе реализации проекта мы сделали следующие выводы:
У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц;
У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года;
Научились выполнять индивидуальные и коллективные поручения, видеть результат своего труда;
Сформировались партнерские взаимоотношения между детьми, родителями и воспитателями, благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта;
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
С приходом весны ребята с удовольствием ждут встречи с перелётными птицами. Совместно с родителями мы мастерим скворечники для наших пернатых друзей. Скворцы ежегодно устраивают свои гнёзда на территории нашего детского сада, а мы с ребятами с удовольствием за ними наблюдаем. Поэтому, можно сказать, что помощь пернатым друзьям и наблюдение за ними проходит в нашем саду круглогодично.
Используемая литература:
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М. : Просвещение, 1999.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Мн. : «Асар» - 1996.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет. – Воронеж: Учитель, 2002.
Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
Цикл наблюдений за птицами
Наблюдение № 1: «Какие птицы прилетают на кормушки?»
Цель: учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.
Наблюдение № 2: «Ищем птичьи следы».
Цель: установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнать какие птицы были на участке и что они делали.
Наблюдение № 3. «Какие птицы передвигаются по земле?»
Цель: учить замечать особенности передвижения птиц по земле (ворона ходит большими шагами – у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков». Следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста).
Наблюдение № 4. «Как птицы летают?»
Цель: обратить внимание на птицу в полете (широко раскрыты крылья, хвост и шея вытянуты, машут крыльями, а могут и планировать – не размахивать крыльями) и в момент приземления.
Наблюдение № 5. «Какие птицы прилетают на кормушку?»
Цель: продолжать учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; закреплять их названия; учить отгадывать по форме клюва, чем питается птица.
Народные приметы
Если птицы сидят, прижавшись к стволу дерева - к морозу.
Ворона сидит на верхушке дерева - к морозу.
Воробьи громко чирикают - к оттепели.
Вороны и галки садятся на низко растущие ветви - к ветру.
Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
Синицы порхают под окном – к холоду.
В марте птички щебечут к хорошей погоде.
Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.
Памятка: «Как и чем кормить птиц зимой»
Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки.
Не прибивайте кормушку к стволу дерева.
Кладите в кормушку: семечки подсолнуха, арбуза, тыквы, крошки белого хлеба, кусочки несоленого сала, ягоды рябины и боярышника, шиповник, зерно, семена сорных растений, крылатки клена.
Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.