Елена Юларжи
Экологический проект «Волшебница-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Волшебница вода»
Выполнила воспитатель
МДАОУ Д/С №36
Юларжи Е. В
Наш проект познавательно-исследовательский, где дети узнают много, нового исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.
Во-первых, проект позволяет почувствовать себя исследователем, во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
Пояснительная записка
Публикация «Экологический проект „Волшебница-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность. Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания, экологической культуры дошкольников.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.
Идея проекта : Развитие познавательной активности детей.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Игровая мотивация: Письмо от Капитошки.
Цель: : формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды. Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей.
Задачи проекта :
• Расширить знания детей о воде и её свойствах;
• Познакомить детей с круговоротом воды в природе;
• Дать представление об очистных сооружениях и способах очистки воды;
• Развивать любознательность и познавательную активность детей;
• Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
• Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
• Активизировать природоведческий словарь ребёнка.
• Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта
Планируемые результаты:
Дети узнают:
• О свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки) и т. д.
• О роли воды в жизни человека и живых организмов.
• Узнают, что такое – круговорот воды в природе.
• Узнают о том, что воду загрязняют, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
• Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.
• Дети будут бережно относиться к воде.
Вид, тип проекта : групповой, среднесрочный, исследовательский, творческий
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
Предварительная работа:
1. Знакомство с художественными произведениями
2. Чтение стихотворений о воде
3. Заучивание пословиц и поговорок, разгадывание загадок
4. Рассматривание иллюстраций
5.«Приключения «водяных капель» беседы о том, что вода необходима всем живым существам.
6. Семья Падалка сочинили сказку «Сказка о необыкновенных приключениях обыкновенной капельки».
Семья Лебедь сочинили сказку про КАПЕЛЬКУ.
Семья Алиевых сочинили сказку «Счастье для маленькой капли»
7. Проведение конкурса рисунков о воде.
8. Наблюдение за водой на прогулке.
Этапы проекта :
1 этап-подготовительный :
• Определение направленности проекта, целей и задач;
• Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе;
• Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
• Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта;
• Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
2 этап – исследовательский
А какую же роль играет вода вообще в жизни человека? Прежде чем, об этом говорить мы налили в прозрачный стакан воду и рассмотрели её.
Вода представляет собой прозрачную жидкость не имеет цвета, запаха и вкуса. В твердом состоянии называется - льдом, снегом или инием, в газообразном -водяной пар.
Виды воды: Пресная (дождь, реки, озера, соленая (моря, океаны) подземная, минеральная, сточная, ливневая; мертвая или живая (виды воды из сказок).
Применение: земледелие, питье и применение пищи, теплоноситель, пожаротушение, спорт (на льду, на снегу и даже под водой
Во время проекта проводилась работа с родителями:
- Поиск информации о воде.
- Экспериментирование в домашних условиях.
- Конкурс рисунков.
-Сочинение сказок о воде
Факты: В организме растений животных содержатся более 50% воды; если бы все ледники растаяли то большая часть суши была бы затоплена
3 этап – заключительный
Выставка детских работ по проекту;
Оформление уголка - выставки для детей и родителей «Волшебница вода»;
Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.
Мы проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. В конце наших исследований мы сделали вывод: дети узнали много нового о воде, научились с ней экспериментировать, беречь, не засорять в природе. Процесс и результат принес детям радость, осознание собственных умений.
Результатами проекта являются :
У детей воспиталось эмоциональное, бережное отношение к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Дети научились прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие). Дети обогатили свой словарь, развилось наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
Ребята научились ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника. У детей появился стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно-исследовательских навыков.
Тематический план
Месяц Мероприятия Цель
Февраль Презентация проекта. Знакомство с Капитошкой. Выбор в группе уголка проекта «Мир воды».
Беседа «Где живут капли воды в детском саду».
НОД «Что мы знаем о воде. говорят она везде?»
Цель: уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, которые есть в помещении). Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами.
Чтение сказки Н. А. Рыжовой «Жила-была Река»
Беседа «Какие свойства воды ты знаешь?» • «Вода – это жидкость»
Опыты : «Очищение воды»
«Вода прозрачная»
«Вода меняет цвет»
«Вода – растворитель»
Рисование «Круговорот, как я его понимаю».
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачность, нет вкуса, нет запаха, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Учить работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками, с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности
Цель: Закреплять знания детей о круговороте воды в природе. Продолжать воспитывать бережное отношение к воде.
Рассматривание снежинок.
Наблюдения: «Снег кружится»
«Следы на снегу»
«Сосульки на крыше»
«Гололед»
«Морозные узоры на окне»
Занятие «Нужная и важная вода»
Опыты: «Пар-это вода», «Лед – твердая вода», «Иней», «Превращение в воду».
Чтение произведений Н. А. Рыжовой: «Как люди речку обидели»
- Рисование: «Повисли с крыш сосульки - льдинки»;
- Аппликация с использованием природного материала: «Снеговик»;
Дидактические игры:
«Какой бывает вода?»
«Собери картинку»
«Доскажи словечко»
Цель: формирование и систематизирование знаний детей о воде, о ее свойствах. о ее назначении.
Цель: Познакомить детей с агрегатными состояниями воды. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи
Цель: Формировать навыки экологически правильного поведения в природе частности во время отдыха на реке
март Занятие «Какой бывает вода».
Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Занятие «Вода – источник жизни».
Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду».
Аппликация : «Тучи по небу бежали»
Чтение рассказа - «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
- Королева – вода Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
- «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;
Дидактические игры:
«Доскажи словечко»
«Кто больше назовет»
«Потому что…»
Подвижные игры:
«Ручеек»
«Караси и щука»
«Море волнуется»
Сюжетно – ролевые игры:
«Моряки»
«Пароход»
«Морское путешествие»
Цель: Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Цель: Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Цель: познакомить детей с техникой аппликативной мозаики.
Апрель Беседа «Что растет в воде» Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».
Чтение рассказа «Как люди речку обидели»
. Рисование с элементами аппликации «Кому нужна вода?»
Занятие «Волшебница-вода»
Опыты: «Мыльные пузыри»
«Куда спряталась вода»
«Плавает – тонет»
Подвижная игра «Мы – водные животные».
Занятие «Поможем воде стать чистой»
Опыт: «Очистка грязной воды»
Рисование «Как вода попадает в кран?» Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
Цель: формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов.
Беседа «Что растет в воде»
Подвижные игры:
«Лягушки и цапля», «Водяной»
Беседа «Кто живет в воде?»
Конкурс рисунков среди родителей и воспитанников «Мир воды глазами детей»
Дидактические игры:
«Потому что…»
«Кому нужна вода, а кому полянка»
«Небо. Земля. Вода»
Рисование по воде (техника Эбру)
Чтение стихотворений о воде:
- «Берегите воду» С. Олегова;
- «Разговор» С. Погореловский;
- «Ручеек» Т. Жиброва;
- «Дождик» В. Минькова;
- «Какой дождь» О. Григорьев;
- «Снежок и Алешка» Е. Андреева
- «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин
Загадки, половицы и поговорки о воде
Чтение сказок о воде, сочиненных родителями воспитанников: «Сказка о необыкновенных приключениях обыкновенной капельки», сказка про КАПЕЛЬКУ, «Счастье для маленькой капли»
Цель: Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.
Цель: дать элементарные представления о рыбах: внешнем виде, среде их обитания.
Цель: Создать радостное, веселое настроение. Закрепить полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде.
Цель: Обогащать знания детей через знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Формировать желание экспериментировать в рисовании.
1. Наблюдение за изменением состояния воды. Получаем талую воду.
Цель: Показать и рассказать, что снег перенесенный в теплое помещение постепенно тает, образуется талая вода, она содержит мусор, грязь по – этому снег в рот брать не следует, но такой водой хорошо поливать растения
2.«Какие свойства воды ты знаешь?»
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачность, нет вкуса, нет запаха, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного
3. «Какой бывает вода». Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
. Цель: Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми
4. Замораживаем воду.
Цель: показать, что живая вода на морозе меняет свое состояние – превращается в твердый лед.
Когда бывает пар? Цель: познакомить с паром и условием его образования в домашних условиях. Пар это мельчайшие легкие капельки воды.
Рассматривая глобус мы обратили внимание, что большую площадь занимает вода. Большая часть земной воды – соленая, она не пригодна для хозяйства и питья
5. Опыт «Поможем воде стать чистой»
Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды
Надо взять чистый стакан, воронку, сито, бумажный фильтр, марлю. Сначала очищаем через сито - практически неочищенная, через марлю - стало чище, через бумажный фильтр- чистая.
Капелька: Посмотрите, какая у нас чистая стала вода.
Что мы про неё можем сказать?
Дети: (называют предположительные ответы)
-Вода стала чистая, прозрачная.
6. Опыт: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду». Цель: Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Список используемой литературы:
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М. : МОЗАИКА – СИТНЕЗ, 2012
• Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Книголюб, 2006.
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
• Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М. : Просвещение: Учеб. Лит. 1996.
• Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М. : ТЦ Сфера, 2009.