Белякова Надежда
Экологический проект в средней группе «Природа — наш общий дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект в средней группе «Природа – наш общий дом!»
Подготовила: Воспитатель МБДОУ №58 Белякова Н. В.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : (долгосрочный) 1 год.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы,
родители воспитанников.
Публикация «Экологический проект в средней группе „Природа — наш общий дом!“» размещена в разделах
Актуальность темы: тема проекта выбрана нами не случайно, поскольку Земля — это наш общий дом, и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к природе, сохраняя все ее ценности и богатства. Мы считаем, что именно в дошкольном детстве формируется экологическая культура ребенка. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней.
Цель проекта : сформировать у детей осознанное отношение к природе; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. Организовать трудовую деятельность, имеющую экологически -ориентированный характер, для углубления и закрепления экологических представлений, формирования гуманного отношения к природе.
Задачи проекта :
Образовательные: Систематизировать знания об окружающем мире.
Расширять, обогащать, активизировать словарь детей. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире.
Развивающие: Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки. Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности. Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог. Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности. Развивать детское творчество через продуктивную деятельность. Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.
Воспитательные: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность к природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми;
создание условий, необходимых для реализации проекта;
обогащение предметно-развивающей среды;
сбор и анализ литературы по данной теме;
разработка плана реализации проекта;
подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,
загадок, подвижных игр;
разработка конспектов образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, речевому развитию, рисованию.
Основной этап работы:
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Заключительный этап:
Оценка эффективности проведенной работы, беседа о перспективах реализации данного проекта с педагогами, родителями. Презентация продуктов проектной деятельности.
Формы работы по реализации проекта :
— наблюдения и экологические экскурсии;
— создание презентаций, слайд шоу;
— познавательное чтение;
— конкурсы и викторины;
— продуктивная деятельность;
— лаборатория (опыты и эксперименты);
— выпуск экологических папок- передвижек;
— экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры- путешествия;
— эколого-познавательные праздники и развлечения;
-акции;
-беседы, НОД с детьми и родителями.
Предполагаемые результаты:
-Дети будут хорошо ориентироваться в мире растений, животных и птиц;
-Дети смогут участвовать в решении задач экологического значения в разных ситуациях;
-Сформируются первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения детей на природе;
-У детей появится стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
— Дети узнают много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; смогут правильно ухаживать за растениями в уголке природы, на участке детского сада.
— У родителей повысится уровень экологического сознания, сформируются знания и умения целостного подхода к оздоровлению и воспитанию детей средствами природы.
Приложение:
1. Беседа на тему: «Что такое природа?»
2. Прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе».
3. ОД по познавательному развитию «Как звери готовятся к зиме?»
4. ОД по художественно-эстетическому развитию «Берегите природу!»
5. Картотека подвижных игр, игр-забав, физкультминуток по теме проекта.
6. Картотека пальчиковых игр по теме проекта.
7. Картотека дидактических игр.
8. Картотека опытов и наблюдений
9. Стихотворения и загадки о природе.
10. Консультация для родителей «Учите детей любить природу».
Реализация проекта
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Цель: Развитие у дошкольников познавательных интересов, повышение уровня интеллектуального развития через формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей и развитие познавательно- исследовательской деятельности.
НОД: «Наблюдения за сезонными изменениями в природе», «Как звери готовятся к зиме?» и т. д.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Солнечные часы», «Воздух и вода», «Круговорот воды в природе», «Способность воды отражать окружающие предметы», и т. д.
Познавательные сообщения и беседы: «Что такое природа?», «Осторожно тонкий лед», «О пользе деревьев» и т. д.
Экскурсии: экскурсии в парк культуры и отдыха «Осень золотая», экскурсия в музей «Под открытым небом» др.
Работа в книжном уголке: организация выставки детской художественной литературы по проблемам экологии.
Образовательная область
«Речевое развитие»
Цель: Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря дошкольников, развивать навыки связной речи, совершенствовать диалогическую форму речи, формировать интерес и потребность дошкольников в чтении книг.
Чтение и работа над произведениями современных авторов: А. Лопатина «Приключения маленькой капельки воды», «Сказки матушки Земли»; Н. Рыжова «Природа – наше богатство»; В. Чернякова «Письма из леса».
Составление и отгадывание загадок.
Составление описательных рассказов о животных, птицах, населяющих нашу планету.
Заучивание стихотворений о животных и птиц.
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Цель: Продолжать формировать у детей положительное отношение к труду через развитие трудовой деятельности и воспитание бережного отношения к собственному труду и труду других людей, его результатам, продолжать формировать у дошкольников основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания.
Трудовая деятельность: ведение календаря природы в групповой комнате, поливка комнатных растений в зеленом уголке, посев семян овса для подкармливания птиц зимой.
Беседы: «Ядовитые грибы», «Как себя вести в природе» и т. д.
Образовательная область
«Художественно- эстетическое развитие»
Цель: Продолжать формировать у дошкольников интерес к эстетической стороне окружающей действительности, способствовать удовлетворению детской потребности в самовыражении.
Рисование и аппликация: «Птицы», «Жуки на цветочной клумбе», «Береги и люби родную природу!»
Лепка: «Бабочки», «Божья коровка», «Урожай».
Конкурс поделок: «Чудеса природы».
Конкурс чтецов.
Организация и проведение развлечений: «Береги свою планету».
Образовательная область
«Физическое развитие»
Цель: Формировать у детей интерес и ценностного отношения к занятиям физической культурой через воспитание потребности дошкольников в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Картотека игр-забав, подвижных игр, физкультминутки, пальчиковый гимнастики.
Реализация основных видов
деятельности по проекту «Природа- наш общий дом!»
— непосредственно-образовательной и опытно экспериментальной деятельности;
— проведение познавательных сообщений и бесед;
— работа в книжном уголке;
— проведение дидактических и подвижных игр;
— развитие продуктивной деятельности;
— чтение художественной литературы;
— организация различных видов труда;
— проведение работы с родителями.