Людмила Бакшеева
Экологический проект «Весенняя капель» в разновозрастной группе
В разновозрастной группе
Тема: "Весенняя капель"
Выполнили : Бакшеева Л. Н
Тип проекта : познавательно – игровой, творческий
Участники проекта : дети раннего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Возраст: 3-6 лет
Срок: 2 недели.
Проблема:
Публикация «Экологический проект „Весенняя капель“ в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
У детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающейся природе. У детей нет представления о первых цветах весны. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности. Снижен уровень речевого развития, активный, пассивный словарь мал. Полагаем, причиной является недостаточное количество материалов по данной теме, мало внимания уделено этой теме в программе детского сада. Особенно этой теме не уделяется внимания дома со стороны родителей.
Актуальность:
Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет. Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, рассказы, пересказы, чтение художественной литературы и т. д., проект помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.
Разрабатывая проект, используем методику «трёх вопросов»
Что мы знаем? Знаем, что весной тает снег, расцветают подснежники, солнышко греет больше.
Что мы хотим узнать? Откуда появляется вода.
С помощью чего узнаем? Спросим воспитателя и взрослых.
Узнаем от родителей.
Чтение литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, бесед, картин, иллюстраций и т. д.
Цель
Расширить и закрепить знания о весеннем изменении в живой и не живой природе; ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в весенний период времени, а так же способствовать творческому выражению детей своих впечатлений в продуктивной деятельности.
Задачи: Образовательные:
- устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности;
- расширить представление о сезонных изменениях в природе;
- углубить знания детей о жизни птиц и животных в весенний период;
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру, любовь к природе, умение видеть красоту природы;
- воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе;
- воспитывать желание больше узнавать об особенностях природы своего края;
Развивающие:
- развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игрой деятельности;
- развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
- укреплять здоровье детей, приобщать к здравому образу жизни; Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
- развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности;
- развивать художественный вкус, эстетическую восприимчивость и творчество детей;
Предполагаемый результат:
1. Получение представлений о посадке лука, знаний ухода за ним, его пользе.
2. Получение с помощью опытнической, исследовательской работы необходимых условий для роста растений.
3. Формирование уважительного отношения к труду.
4. Обогатить словарный запас детей.
5. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
6. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
7. Поднять интерес к совместной работе детей и родителей.
8. Приобщить к совместной деятельности родителей.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
-Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
-Создание необходимых условий для реализации проекта.
-Перспективное планирование проекта.
-Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
-Беседы, НОД.
-Рассматривание иллюстраций.
-Использование и просмотр презентаций: «Перелётные и зимующие птицы», «Первые весенние цветы» (ноутбук).
Основной этап:
- Обобщение знаний детей о признаках весны (беседа о весне как о времени года, чтение и заучивание стихов о весне, наблюдения за явлениями природы, рассматривание веток тополя, «почка, домик для листочка»).
-Познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности (почему вода меняет цвет, - вода прозрачная, но если добавить краски или глину вода изменит цвет.)
-Огород на окне - совместная деятельность посадка лука в землю, интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях.
-Конструирование из бумаги «Кораблик».
-Игровая, исследовательская деятельность «Плыви, плыви, мой кораблик».
Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры:
- «Подбери слово»
- «Кто, где живет?»
Познавательное развитие
- «Растения»
«Угадай животное»
- «Где растет?»
Речевое развитие
Беседы: «Весна пришла!»; «Кто больше радуется весне?»; «Первоцветы»; «О чем поют весенние птицы?» - Лепка: «Птицы», «Насекомые»
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование: «Скворцы прилетели», «Весенний лес», «Насекомые», «Первоцветы» Аппликация: «Ветка мимозы», «Букет цветов»
Физическое развитие
П. И. «Солнышко и дождик», «Перелет птиц».
Сюжетно ролевая игра: - «На даче»
Исследовательская деятельность:
- посадка лука «Огород на окне»;
- посев семян цветов для рассады;
- наблюдение за ветками деревьев;
- эксперименты с водой, испытание корабликов
- Чтение художественной литературы: А. Плещеев «Уж тает снег…», А. Пушкин «Улыбкой ясною природа», Б. Заходер «Долго шла весна», В. Бианки «Синичкин календарь», Я. Аким «Села на лавочку первая бабочка», Соколов «Времена года», Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Слушание произведения П. И. Чайковский альбом «Времена года» : «Апрель», «Подснежник», А. Вивальди «Весна»;
Режиссерская игра «Изобрази животное, а ты угадай»
Отгадывание загадок о природе, временах года, о животных, насекомых. - Конструирование из бумаги: «Кораблики»
Рассматривание картин о природе Суриков «Грачи прилетели», Остроухов «Ранняя весна», Левитан «Весна»
Составление рассказа по сюжетным картинкам
Взаимодействие с родителями:
-Сбор иллюстраций, картинок, придумывание, составление загадок о весне для альбома «Весна».
-Консультация «Одень по сезону», «Безопасное поведение детей на водоемах в весенний период».
-Изготовление буклетов «Народные приметы о весне».
Заключительный этап:
1. Выставка творческих работ
2. Пополнение методической литературы
3. Информация для родителей
4. Зарисовка весенних впечатлений.
Благодаря этому проекту работа получилась продуктивной, познавательной. Проект помог детям освоить и осмыслить полученные знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире. Поняли, что надо любить и беречь природу, а не разрушать ее. Дети делились полученной информацией и различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.