Писарева Наталья
Экологический проект «Таинственный мир лекарственных трав бабушки Агафьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Таинственный мир лекарственных трав бабушки Агафьи».
Тип проекта: Краткосрочный - 3 недель
Вид проекта: Исследовательско–игровой
Форма проведения: беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов и телепередач.
Темочки:
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Участники проекта:
- дети средней-старшей группы;
- воспитатель;
- родители воспитанников.
Цель проекта:
уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, выяснить какие из них растут в данной местности; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.
Задачи проекта:
-собрать фотографии, картинки с изображением лекарственных растений, загадки, стихи, рассказы лекарственных растениях.
-закрепить знания детей о лекарственных растениях нашего края, их лечебных свойствах.
-Расширить знания о разнообразии и пользе лекарственных растений.
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту растений.
-Формировать бережное отношение к природе, желание заботится о растениях.
- Обобщение знаний детей о природных сообществах через игру КВН «Знатоки родной природы» в старшей группе.
- Изготовление экологической игрушки для детей старшей группы «Травянчик.
- Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
- Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье», «Экологическое воспитание».
- Стенгазета
- Встреча с родителями за "Круглым столом" тема мероприятия: «Как прекрасен этот мир, посмотри…»
Ожидаемый результат.
1. Расширение знаний и представлений детей о лекарственных растениях.
2. Правила сбора и засушивание лекарственных растений.
3. появление интереса родителей к жизни ДОУ.
Проблема:
Наблюдая и рассматривая растения на улице, на участке и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебные свойства, правила сбора.
Актуальность:
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке в детском саду, на лугу, в лесу.
Этапы проекта:
1этап- Подготовительный :
- составление перспективного плана мероприятий проекта на месяц;
- подборка стихов художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;
- подборка иллюстраций лекарственных растений;
- подготовка материала и оборудования:
С детьми обсуждались следующие вопросы:
Что знаем? Что хотим узнать? Как узнаем?
Растения бывают полезные и не полезные.
Есть ядовитые растения.
Есть лекарственные растения.
Лекарственные растения растут везде: в поле, в лесу, на улице в городе.
Лекарственные растения помогают людям при многих болезнях.
Необходимо бережно относиться к лекарственным растениям. Какие болезни могут лечить лекарственные растения?
Какие бывают лекарственные растения?
Как их правильно хранить и собирать?
Когда можно собирать лекарственные растения?
Что такое гербарий? Прочитать книгу.
Посмотреть фильм, мультфильм о растениях.
Спросить у родителей.
Узнать в интернете.
Сходить с родителями в парк, в лес.
2этап- Сбор сведений:
Занятия познавательного цикла (беседы):
-«Зелёная аптека»
Цель: Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
- «Доктора природы»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.
- Виртуальная экскурсия на луг
Цель: познакомить детей с природным окружением нашего края; рассказать о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; познакомить детей с лекарственным растением – подорожником, с его внешним строением; рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; какие условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос.
-«Путешествие в мир лекарственных растений».
Цель: Научить отличать лекарственные растения по внешним признакам, запаху, строению; закрепить знания детей о значении лекарственных растений для здоровья человека.
-«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
- "Друг или враг".
Цель:Рассказать детям о многообразии растений, научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
3 этап- Выбор проекта.
3.1. Чтение художественной литературы:
- А. Онегов «Тропинка полевая»;
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павлова «Загадки цветов»;
- А. Плешаков «Зелёные страницы»
- А. Стрижев «Огород на опушке» (чтение отрывков из рассказа);
- Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях.
3.2. Игровая деятельность:
- Дидактическая игра «Узнай растение»
Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
- Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».
Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
- Дидактическая игра «Вершки-корешки»
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.
- Дидактическая игра - "Узнай растение", «От какого растения часть?», «Что лечит это растение?»
Цеь:упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
-Упражнение на дыхание «Одуванчик», «Я цветок»
3.3. Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
- На территории детского сада ищем полезные растения.
- Наблюдаем как растет подорожник.
- Изучение строения растения. Определим, одинаков ли стебель у разных растений.
- Погладим стебли растений, листья. Определим, какие они: твердые, мокрые, сухие, холодные, колючие, мягкие?
- Прилетает ли кто-нибудь к этому растению?
- Есть ли запах у растений?
3.4. Совместная деятельность с детьми и родителями:
- Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений;
4 этап-Реализация проекта:
План работы над проектом.
1 неделя
Понедельник.
Введение в тему «Три вопроса»
Беседа «Значимость лекарственных растений в жизни человека»
Заучивание загадок и стихов о растениях.
Лепка «Чудо- растение»
Д/и «Что лечит это растение?»
Д/И «Узнай по описанию»
П/и «Меткий стрелок»
Рассматривание картинок и иллюстраций с лекарственными растениями.
Вторник.
Рассматривание одуванчика на площадке
Заучивание стихотворения «Одуванчик»
Рисование- «Одуванчик»
Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
Рассматривание гербария с лекарственными растениями.
Д/и «Съедобное-несъедобное»
Д/и «Вершки-корешки»
П/и «Цветы и ветерок»
Загадки по теме.
Среда.
Беседа «Лесная аптека на службе человека»
Чтение худ. литературы «Огород на опушке» А. Стрижи.
«Загадки цветов» Н. Павлова
Исследовательско - поисковая деятельность «Ищем лекарственные растения на своём участке»
Наблюдение «Где лучше растёт подорожник?»
Рисование- «Чудо-доктор подорожник»
Д/и «Узнай по запаху»
Четверг.
«Одуванчик» - объёмная аппликация.
Слушание музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы»
В. Моцарт «Цветы»
Д/и «Что лечит это растение?»
Д/и «От какого растения часть».
Беседа о пользе подорожника.
Чтение худ. литературы «Мир растений»
Уборка территории участка от мусора.
Пятница.
Беседа о пользе ромашки.
Пластилинография «Ромашка»
Чтение худ. литературы «Мир растений»
Загадки по теме.
Д/и «Что в мешочке?»
Рисование «Ромашка»
2 неделя.
Понедельник.
Беседа «Красная книга-сигнал опасности»
Рисование «Цветы»
П/и «Солнышко и дождик»
Д/и «К названному растению беги»
Д/и «Узнай растение по описанию»
Д/и «Четвёртый лишний»
Игра-беседа «Если бы ты был лекарственным цветком?»
Вторник.
Беседа «Лекарственные луговые растения»
Д/и «Скажи наоборот»
Д/и «Найди лишнее изображение»
Д/и ««Опиши-мы угадаем»
Чтение худ. литературы М. Пляцковского «Мухомоп»
Лепка «Луговые цветы»
Чтение стихотворения «Луговые травы»
Д/и «Угадай, кто я?»
Загадки по теме дня
П/и «Третий лишний»
Среда.
Беседа «Как правильно собирать лекарственные растения. Сроки сбора»
П/и «Дуб»
П/и «Лети листок ко мне в кузовок»
Чтение худ. литературы «И Бунин «В глуши лесной, в глуши зелёной»
П/и «У медведя во бору»
Коллективная зарисовка «Поляна здоровья» (нарисовать лекарственные растения, которые запомнились)
Четверг.
Беседа «Лекарственные растения- кусты смородины и малины»
Д/и «Угадай по описанию»
Игра на координацию речи с движением «Мы весной кусты сажали»
Загадки от пчёлки Майя.
Игра «Куст смородины»
Д/и «Какого растения не стало?»
Рисование - «Как можно и как нельзя? Правила поведения на природе.
Рассматривание сюжетных картинок по теме дня.
Пятница.
Беседа «Когда мы болеем, чем можно лечиться?»
Д/и «Угадай по описанию»
Д/и «Собери цветок»
Д/и «Моё любимое растение»
П/и «В лес идём мы за малиной»
Коллективная аппликация «На поляне цветов»
Игра Хоровод лекарственных растений»
Конструктивная деятельность «Строим цветник из кубиков»
Вывод:
Лекарственные растения – важнейший источник производства медицинских препаратов. Около половины всех лекарств готовят из растений. Выращивание лекарственных растений на участке детского сада может оказать значительную практическую помощь людям, оно имеет большое познавательное и воспитательное значение для детей.
Вот так постепенно в процессе работы мы старались воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 8. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Библиографический список:
1. “Цветы – какие они”. Т. А. Шорыгина.
2. “Как знакомить дошкольников с природой”. П. Г. Саморугова.
3. “Лекарственные растения”. С. Е. Землинский.
4. “Ядовитые растения, их польза и вред”. Л. М. Кречетович.
5. “Травянистые растения”. Е. Я. Люкшенкова.
6. “Зеленые странички”. А. Плешаков.