Татьяна Маркинова
Экологический среднесрочный проект «Шестиногие малыши» по теме «Насекомые» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Основания для проекта. Проблема.
Во время прогулки дети заинтересовались, где насекомые? В ходе беседы выяснилось, что знания младших дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Какие бывают насекомые?» «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Педагогу необходимо вовремя поддержать интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса познакомить с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Публикация «Экологический среднесрочный проект „Шестиногие малыши“ по теме „Насекомые“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Младшая группа
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
Актуальность:
Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.
Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
А для чего нам насекомые? Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.
Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.
Пояснительная записка:
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает много знаний и впечатлений. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё : трудолюбивого муравьишку на тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Дети 3-4 лет – это большие «почемучки». И, однажды, увидев на участке божью коровку, у них возникло много вопросов: «Кто это? Почему у неё так много ножек?», «А умеет ли она летать?», «А какие насекомые есть ещё?» Реакция же у детей на этого безобидного жучка была разная. Часть детей обрадовались и заинтересовались, другие - напугались.
Проведё нная нами диагностика выявила следующие проблемы: у 64% детей отсутствует познавательный интерес к насекомым, 78% мало знают о пользе и вреде насекомых.
Это навело нас на мысль организовать экологический проект «Мир насекомых». Данный проект позволит расширить кругозор наших «почемучек», обогатить и систематизировать их знания по теме «Насекомые».
Цель: формирование представлений о жизни насекомых, их характерных признаках.
Вид проекта : творческий, познавательно – исследовательский.
Продолжительность: средней продолжительности (1,5 месяца).
Состав участников: групповой (дети, родители, педагоги).
Продукты проекта : выставки творческих работ детей «Божья коровка», «Гусеница» (из пластилина, «Бабочка» (рисование ватными палочками, «Стрекоза» (рисование ладошками). Выставка совместных работ детей и родителей «Удивительный мир насекомых». Дидактические игры по теме проекта. Электронная презентация проекта.
Задачи проекта.
Для детей.
Образовательные: познакомить с разными видами насекомых : бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка; учить выделять главные признаки насекомых (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики); формировать представления о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые.
Развивающие: развивать и поддерживать интерес детей к жизни насекомых; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность, бережное отношение к живому.
Для педагогов:
• создать условия в группе для знакомства детей с насекомыми.
• Создать информационную базу для родителей по данной теме.
Для родителей:
• вовлечь родителей воспитанников в педагогический процесс ДОУ.
Предполагаемый результат.
Для детей :
• знают и называют насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, стрекоза, кузнечик);
• имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения;
• знают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
• владеют обобщающим понятием «насекомые»;
• бережно относятся к природе, в частности к насекомым;
• дети любознательны, активны, проявляют интерес к объектам природы.
Для педагогов:
• созданы условия для проявления у детей познавательного интереса по теме проекта;
• приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника.
Для родителей:
• повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
• заинтересованность и активное участие в совместных с детьми и воспитателями мероприятиях.
Интеграция видов деятельности.
Познавательное развитие - формирование познавательных действий, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
Социально – коммуникативное развитие - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками посредством развивающих игр.
Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной речи посредством ознакомления с художественной литературой, устного народного творчества.
Художественно – эстетическое развитие — проявление и совершенствование эстетического отношения к окружающему миру, художественных, музыкальных, творческих наклонностей.
Физическое развитие — создание условий для правильного формирования опорно-двигательного аппарата через организацию подвижных игр, физминуток.
Средства и оборудование.
Технические: фотоаппарат, магнитофон, мольберт, ноутбук.
Методические: наглядные пособия, подборка художественной и методической литературы, атрибуты для дидактических и подвижных игр.
Организационные: столы, бумага, пластилин, гуашь, кисточки, баночки, игрушки.
Принципы реализации проекта :
1. доступность:
учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала
2. систематичность и последовательность:
постепенная подача материала от простого к сложному
частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация:
создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком
Литература:
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005. – 160 с.
2. Веракса, Н. Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. – 2008.– № 5
3. Веретенникова, С. А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.
5. Зенина, Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. – М., педагогическое общество России, 2010.
6. Кравченко, И. В. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группа. ФГОС. Библиотека современного детского сада: - М. : Сфера, 2019. - 176 с.
7. Лисина, Т. В., Морозова, Г. В. «Подвижные тематические игры для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015 г. ,- 115с.
8. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2013.
9. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
10. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с. : ил.
11. ФГОС в ДОУ: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2015 г. -52с.
12. Шорыгина, Т. А. «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
Этапы реализации проекта
1. Поисковый этап
- Выявление интереса и знаний детей по теме «Насекомые».
- Проведение диагностики по теме проекта.
- Обсуждение с родителями вопросов связанных с реализацией проекта.
- Подбор информации для консультаций с родителями.
- Определение цели и задач проекта. Создание необходимых условий для реализации проекта.
Составление перспективного планирования проекта.
2. Практический этап
- Беседы
- Наблюдения;
- Чтение потешек, худ. лит. произведений
- Рассматривание иллюстраций, альбомов по теме, муляжей насекомых
- Опыты
- Пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастики.
- Дидактические, настольные, подвижные, паликовые игры
- Физминутки
- НОД – рисование, лепка
- Прослушивание музыкальных произведений
- Разработка консультаций, папок – передвижек для родителей
- Подбор методической и художественной литературы.
- Оснащение материально - технической базы по теме проекта.
3. Рефлексивный этап
- Проведение итоговой диагностики по теме проекта.
- Подведение итогов, оформление материалов проекта.
- Выставка совместных работ детей и родителей
- Проведение театрализованной сказки
- Выставка всех детских работ, выполненных в рамках проекта
План реализации проекта
1 неделя
НОД (рисование ватными палочками) «Бабочка».
Беседа: «Что мы знаем о насекомых?»
Ситуативная беседа «Чудесное превращение. Бабочка»
Рассматривание муляжей насекомых.
Подвижная игра: «Поймай комара».
Чтение К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха»
Чтение потешки «Бабочка».
Наблюдения за насекомыми на прогулке (бабочка) Дидактическая игра «Кто лишний», «Жучки»
Артикуляционная гимнастика: «Пчелки»
Пальчиковая гимнастика «Пчела и жук».
Настольная игра «Кот и бабочка».
Физминутка «Бабочки»
2 неделя
НОД (лепка) «Божья коровка».
Прослушивание музыкальных произведений «Полет шмеля»
Подвижные игры: «Медведь и пчелы».
Чтение К. И. Чуковского Тараканище» и стихов о насекомых.
Чтение потешки «Божья коровка черная головка».
Настольная игра «Ходилка».
Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
Наблюдения за насекомыми на прогулке (божья коровка)
Ситуативный разговор «Чем питается божья коровка».
3 неделя
НОД (рисование ладошками) «Красавица стрекоза».
Рассматривание иллюстраций «Мир насекомых»
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Артикуляционная гимнастика: «Комарик»
Беседа «Как передвигаются насекомые».
Опыт «Большой – маленький»
Чтение Г. Скребицкий «Счастливый жучок».
Чтение басни Крылова «Стрекоза и муравей», стихи о насекомых.
Проблемная ситуация «Почему нельзя давить насекомых»
4 неделя
НОД (лепка) «Гусеница».
Подвижные игры: «Паучок».
Дидактическая игра «Кто что умеет»
Наблюдения за насекомыми на прогулке (пчела)
Настольный театр «Муха – Цокотуха»
Ситуативная беседа «Что ты знаешь о пчелке».
Игры с насекомыми пальчикового театра.
5 неделя
Проблемная ситуация «Почему кузнечик зелёный»
Ситуативная беседа «Как передвигается кузнечик»
Физминутка «Кузнечик»
Чтение стихов о насекомых.
Наблюдения за насекомыми на прогулке (кузнечик)
Подвижные игры: «Жуки»
Физминутка «Кузнечик»
6 неделя
Рассматривание альбома «Такие разные насекомые»
Ситуативный разговор «Как насекомые нам помогают».
Прослушивание музыкальных произведений «Добрый жук».
Игра «Доскажи словечко»
Дидактическая игра «Собери насекомое»
Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок»
Пальчиковая гимнастика «Жук», «Насекомые».
В ходе реализации проекта «Шестиногие малыши» предполагаемые результаты были достигнуты:
• пополнили словарный запас детей; познакомили с художественными произведениями по теме;
• на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию объектов живой природы;
• дети стали различать и называть насекомых, их особенности и различия;
• родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.