Полина Комарова
Экологический проект с детьми 2–3 лет «Малыши и осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Малыши и Осень»
Вид проекта: познавательно-творческий
Возраст: дети с 2 до 3 лет
Продолжительность: 2 месяца (1 октября – 30 ноября 2023г)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность:
Какое замечательное и красивое время года – осень! Какие яркие краски дарит нам эта чудесная пора! Заметить эту красоту, успеть полюбоваться ей, удивиться и полюбить – это то, что необходимо нам с самого раннего детства. Дети-малыши любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они только начинают познавать мир, явления природы. Малыши очень любознательны и хотят все знать. Необходимо показать детям, какой прекрасный мир их окружает, и объяснить, почему нужно любить и беречь природу. Проект «Малыши и Осень» поможет детям, впервые переступившим порог детского сада, увидеть и понять удивительные и прекрасные моменты осенней природы, замечать изменения в живой и неживой природе.
Публикация «Экологический проект с детьми 2–3 лет „Малыши и осень“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель проекта: способствовать обогащению представлений детей об осени как времени года.
Задачи проекта:
- содействовать расширению знаний детей о признаках и явлениях осеннего периода;
-способствовать развитию познавательной активности, творческого воображения и фантазии;
-вызвать эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети
- у детей будут сформированы представления об осени как времени года; они проявят познавательную активность, любознательность; выразят свои впечатления об осени в различных видах деятельности, будут эмоционально реагировать на мир природы.
Родители
- родители проявят интерес к проекту и будут участвовать в совместной творческой деятельности.
Продукт проекта:
Коллективные и творческие работы детей «Яблоня», «Листопад, листопад», «Вот из тучки дождик, дождик…», «Синички», «Огуречик, огуречик», «Яблоки», «Ягодки рябинки», «Орешки для белочки», «Облагораживание клумбы» и др.
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
* Составление перспективного плана мероприятий проекта.
* Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
* Подбор методической литературы по теме.
Основной этап.
Образовательная обл. Социально-коммуникативное развитие.
Игровая деятельность.
Мероприятия:
1. Сюжетно-дидактические игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Кукла Катя на прогулке», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки», «Магазин «Овощи – фрукты», «Кто живет в лесу?».
2. Дидактические игры: «Собери листочки по форме и размеру», «Кто в гости пришёл?», «Что нам осень подарила?», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает?», «Овощи и фрукты».
3. Наблюдения в природе: за погодой, ветром, солнцем, дождем,деревьями, листопадом, первым снегом.
4. Наблюдения за трудом взрослых: воспитателя на участке, дворника на территории детсада.
Задачи:
1.Поощрять желание детей самостоятельно одевать и раздевать куклу. Формировать начальные культурно-гигиенические навыки.
2.Развивать умения собирать листочки (находить по форме, цвету и размеру). Развивать внимание, память, слуховую дифференциацию и тактильные ощущения.
3.Привлекать к наблюдениям за изменениями в природе с наступлением осени.
4.Привлекать внимание детей к тому, что и как делает взрослый, зачем он выполняет то или иное действие. Поощрять желание помогать взрослым.
"Безопасность"
Мероприятия:
1. Ситуативное общение: «Когда на улице дождь, то…», «Снег для игры, не для еды».
2. Дидактические упражнения: «Можно – нельзя», «Покажи, как правильно».
Задачи:
1.Продолжать знакомить детей с правилами безопасности в осенний период. Формировать основы здорового образа жизни.
2. Формировать умения соблюдать правила безопасного обращения с предметами.
«Труд»
Мероприятия:
«Собери букет из листьев», «Листья подгребаем, в мешок их собираем»,
«Облагораживание клумбы (посадка луковиц Тюльпанов)».
Задачи:
Развивать умение совместно с взрослым на прогулке собирать листья, веточки. Поощрять желание помогать взрослым.
Образовательная обл. Познавательное развитие
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Мероприятия:
1 Беседы, разговоры: «Что нам осень подарила», «Осенняя погода», «Что такое листопад» и др.
2. Работа в экологическом уголке с пособиями: макеты «Яблоня», «Осенний двор», «Осенний лес».
3. Рассматривание деревьев: береза, ель.
Задачи:
1. Учить детей отвечать на вопросы. Закреплять знания детей о растительном мире (овощи, фрукты, ягоды, деревья); о том, где и что растет. Учить рассматривать предметы.
2. Уточнить и обогатить представления детей об осени.
3. Учить рассматривать части дерева, называть их. Раскрыть новое понятие «листопад».
ФЭМП
Мероприятия:
Дидактические игры и упражнения: «Какого цвета», «Большой – маленький»
, «Длинный – короткий», «Овощи и фрукты», «Много – мало» и др.
Задачи:
1.Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один-много). Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению речи.
Игры-эксперименты:
Мероприятия:
«Теплый – холодный», «Шуршит – не шуршит», «Летает – не летает»
Задачи:
1. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Образовательная обл. Речевое развитие
Мероприятия:
1. Рассматривание картины: «Катя на прогулке», «Осень».
2. Ситуативное общение: «Что я вижу за окном», «В осеннем лесу».
3. Театрализация сказки: «Теремок».
4. Чтение художественной литературы: песенки, потешки, «Что мы видели в лесу», «Это чей домик», «Это чей голосок»,П. Синявский «Дождик», А. Плещеев "Наступила Осень", «Листопад» и др.
Задачи:
1. Активизировать словарь по теме «осенние признаки». Учить детей внимательно слушать и наблюдать.
2. Формировать способность детей к диалогической речи.
3. Помочь детям запомнить сказку. Вовлекать детей в инсценировку сказки, активизировать речь.
4. Воспитывать интерес к чтению, умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени, животных, растениях. Побуждать к повторению текста.
Образовательная обл. Художественно-эстетическое развитие
1. Рисование.
Мероприятия:
«Листопад, листопад», «Вот из тучки дождик, дождик…»
, «Синички», «Дождик, дождик кап-кап-кап»
и др.
2. Лепка.
Мероприятия:
«Огуречик, огуречик», «Яблоко», «Орешки для белочки», «Ягодки рябинки».
3. Аппликация.
Мероприятия:
«Яблоня».
4. Музыкально-ритмические движения.
Мероприятия:
«Мы – осенние листочки».
Задачи:
1. Учить аккуратно, пользоваться гуашью, правильно держать кисть и карандаш. Воспитывать аккуратность.
2. Закреплять умение раскатывать шарик и столбик на доске и между ладонями.
3. Приучать наклевать готовые формы, располагать их на листе.
4. Вызвать эмоциональный отклик от движений под музыку. Приучать слушать музыку, песни, подпевать.
Образовательная обл. Физическое развитие
1. Подвижные игры.
Мероприятия:
«Листопад», «Солнышко и дождик», «Огуречик, огуречик», «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый» и др.
2. Утренняя гимнастика.
Мероприятия:
«Солнышко», «Веселый огород», «Птицы улетали».
3. Гимнастика после сна.
Мероприятия:
«Солнышко проснулось», «Заинька-зайчишка».
Задачи:
Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения. Совершенствовать основные движения; бег, ходьбу, прыжки. Развивать желание играть вместе с воспитателем.
Взаимодействие с родителями
Мероприятия:
Консультация: «Одежда детей осенью».
Фотоотчет «Малыши и Осень».
Открытки для мамочки к «Дню матери».
Задачи:
Информировать родителей о жизни детского сада и группы. Привлекать к участию в мероприятиях группы и ДОУ. Способствовать установлению доверительных и партнерских отношений.
Заключительный этап:
*Фотоотчет «Малыши и Осень».
Итоги реализации проекта.
Вот и наступила чудесная пора – Осень. Сколько ярких красок она с собою принесла! Конечно, немного грустно от того, что закончилось лето, но осень тоже приготовила много сюрпризов, и мы с радостью ее встречаем. Совместная деятельность с детьми проводилась в игровой форме, что позволило формировать у детей доброе отношение к окружающему миру,
развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру поведения, развивать желание делать поделки совместно с взрослыми, рисовать, лепить. В процессе работы над данным проектом были проведены беседы с детьми «Что нам осень подарила?», «Осень наступила», «Осенняя погода» с целью расширить представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов, раскрыть новое понятие «листопад». На основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширять и активизировать словарный запас детей, формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие в природе. С детьми читали произведения об осени в частности П. Синявского «Дождик», А. Плещеев "Наступила Осень", «Листопад» и др. с целью воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени. На занятиях по художественно-эстетическому развитию мы с детьми отражали в рисунках, поделках явления природы, присущие осени. Дети с удовольствием рисовали на темы: «Листопад, листопад», «Синички», «Вот из тучки дождик, дождик…», «Дождик, дождик кап-кап-кап» и др. Детям нравится работать с пластилином. Свои впечатления от наблюдений, бесед, чтения дети отражали в своих работах «Орешки для белочки», «Огуречик, огуречик», «Ягодки рябинки», «Яблоки». Стимулировать любознательность, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера позволили игры-эксперименты «Теплый – холодный», «Шуршит – не шуршит», «Летает – не летает». Через наблюдения за трудом взрослых (воспитателя на участке, дворника на территории детсада) привлекали внимание детей к тому, что и как делает взрослый, зачем он выполняет то или иное действие. Поощряли желание помогать взрослым «Собери букет из листьев», «Облагораживание клумбы (посадка луковиц Тюльпанов)», «Листья подгребаем, в мешок их собираем». Созданию положительного эмоционального настроя способствовали музыкально-ритмические игры и упражнения «Мы – осенние листочки» и др. (авторы Е. и С. Железновы). Участие родителей в данном проекте позволило установить доверительные и партнёрские отношения, убедить родителей в необходимости совместной работы с педагогами для эффективности воспитания и развития наших малышей. Реализация проекта «Малыши и Осень» позволила познакомить детей с осенью как временем года, её характерными признаками, с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой. Продолжена работа над развитием творческих способностей, поисковой деятельности, связной речи. Дети получили опыт общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Литература.
* Интернет-ресурсы.