Наталья Петрова
Экологический проект «Природа вокруг нас»
Экологический проект : «Природа вокруг нас»
в подготовительной группе.
Цель: Формирование у детей представлений о природе нашего края.
Задачи:
• Активизация познавательной и речевой деятельности детей.
• Расширение представлений детей о различных природных объектах.
• Расширение представлений детей о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни.
Публикация «Экологический проект „Природа вокруг нас“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
• Приобщение детей к выполнению правил безопасного поведения человека в окружающей природе.
• Воспитание у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.
• Развитие интереса детей в процессе совместной деятельности.
• Способствовать формирование детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
• Формирование у детей эстетическому отношению к явлениям живой природы.
• Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Срок реализации проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети, педагог и родители.
Актуальность проекта :
В предметное окружение ребенка входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы, растениями, животными неизбежен – это естественный процесс познания и приобретение социального опыта.
В нормативном документе Министерства образования Российской Федерации «Концепция дошкольного образования» - дошкольный возраст определен, как начальный этап позитивного отношения к природе, «к рукотворному миру», к себе и людям, начале ценностной ориентации в окружающей действительности.
Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Дети задают много вопросов о мире природы. Ответы, на которые направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями, на систематизацию представлений о живых и неживых объектах.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи.
Идеи проекта :
Вся деятельность направлена на подведение детей к пониманию основ экологического воспитания.
Соблюдение основных норм поведения в природе.
Формирование умения находить причинно - следственные связи.
Непосредственно образовательная деятельность:
- Совместная деятельность взрослого и ребенка.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Экскурсии и наблюдения.
- Прогулка.
- Чтение художественной литературы.
- Изобразительная деятельность.
Работа педагога с родителями включает:
- Привлечение родителей к текущему проекту.
- Анкетирование родителей.
- Подбор материалов для фоторепортажа.
- Изготовление брошюры: «Сбережём родную природу!»
Конечный результат:
Оформление фоторепортажа «Я на Природе».
Этапы реализации проекта.
Подготовительный.
Разработка проекта «Природа вокруг нас» :
1. Изучить литературу по теме.
2. Подобрать материал для развития творчества детей.
3. Обсудить с родителями проблему и определить пути решения.
Реализация проекта.
Непосредственно образовательная деятельность
• НОД Познание: «Природа вокруг нас!»; «Природа – это дом человека, животных, птиц, деревьев и растений.
• Игра – занятие «Вода - волшебница».
• Речевое развитие: перессказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».
• Художественное творчество: «Лебёдушка с лебежатами» (лепка); «Деревья смотрят в озеро» (рисование в технике по мокрому- «монотопия»); «Лес осенью» (рисование графитным карандашом); «Природа вокруг нас» (аппликация силуэтная, коллективная); «Снигири на ветках рябины» (пластилинография); «Лес, точно терем расписной! (рисование и аппликация – по выбору детей).
• Утренняя гимнастика: «Деревья и кустарники», «Птицы и насекомые».
• Самостоятельная деятельность в центре экспериментирования.
• Беседы с детьми:
- Значение почвы и воды в жизни всего живого.
- Можно ли жить без воды?
- Мы друзья природы.
- Лес и наше здоровье.
- Живая и не живая природа и др.
• Чтение художественной литературы: Н. А. Некрасова «Зелёный шум»; И. А. Бунина «Всё темней и кудрявей берёзовый лес…»; Л. Толстой «Колокольчики мои» и др. стихи о природе. М. Пришвин «Золотой луг», «Этажи леса», «Цветущие травы», «Лисичкин хлеб», «Ребята и утята», «Гаечки»; К. Ушинский «Четыре желания»; Г. Х. Андерсен «Ромашка», Н. Некрасов «Дед Мороз и зайцы» и др.
• Заучивание наизусть стихотворения : Э. Мошковская «Здравствуй, лес!» ;В. Орлов «Общий дом»; П. Воронько «Журавль».
• Слушание песен о природе.
• Обсуждение значений пословиц о родной земле.
• Дидактические игры: «Что растёт в лесу», «Правила поведения в лесу», «Дары леса», «Живое не живое», «Назови ягоды» и др.
• Проведение акции: «Берегите, природу!».
• Экспериментирование с природным материалом.
• Наблюдение за погодными явлениями.
• Подобраны загадки: о лесе, растениях, лесных обитателях.
Взаимодействие с родителями.
- Составлена брошюра «Сбережём родную природу!»
- Проведено анкетирование родителей на тему «Экология в семье».
- Оформлена фотовыставка «Я на природе».
Литература:
• Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, ТЦ Сфера, 2005.
• Маневцева Л. М. Мир природы и ребёнок. СПб: Детство-пресс,2003.
• Потапова Т. В. Детский сад – эталон экологической культуры. М: ЦС ВООП, 2000.
• Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир
• Плешаков А. А. От земли до неба
• Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
• Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Просвещение, 2005.
• Т. Е Харченко Утренняя гимнастика в детском саду. 5-7 лет ; МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016
• Интернет ресурсы.
Приложение.
Анкета для родителей «Экология в семье».
1. Есть ли у вас дома животные (кошки, рыбки, собака, хомячок и др.) .
___
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
___
3. Кто ухаживает за животными ли растениями?
___
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, поливает или ничего не делает)___
5. Есть ли у ребенка уголок природного материала?
___
6. Бываете ли с ребенком на природе?
___
7. Если да, то где?
___
8. С какой целью?
___
9. Снимаете ли вы фотографии на тему «природа»?
___
10. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
___
11. Считаете ли вы необходимым экологическое образование детей?
___
12. Считаете ли вы необходимым экологическое образование взрослых?
___
13. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?___
Вручение листовок.