Галина Иванова
Экологический проект по дополнительной общеразвивающей программе реабилитации воспитанников «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
по дополнительной общеразвивающей
программе реабилитации воспитанников
«Юный эколог»
ТЕМА:
«В гости к нам пришла весна»
Актуальность.
Публикация «Экологический проект по дополнительной общеразвивающей программе реабилитации воспитанников „Юный эколог“» размещена в разделах
- Проекты
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны, важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера.
Тип проекта : групповой, среднесрочный, творческо-исследовательский.
Участники проекта : воспитатели, дети младшей реабилитационной группы.
Время проведения: 1марта – 31мая 2019г.
Цель проекта : познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в весенний период времени.
Задачи проекта :
1. Углубить представления об изменениях в природе весной.
2. Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой
природы.
3. Привлечь внимание к окружающим природным объектам.
4. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира;
5. Творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.
6. Пополнить и обогатить знания детей по темам: «Весна», «Весна в жизни зверей», «Растительный мир леса», «Огород на подоконнике».
7. Воспитывать нравственные и духовные качества воспитанников во время их общения с природой.
Этапы проведения мероприятия:
1 этап подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми.
2 этап основной: цикл занятий, бесед, наблюдений и т. д. по теме проекта – реализация проекта.
3 заключительный этап: выставка «Поделки из природного материала», досуг «Мы –юные экологи», посадка цветов на клумбах нашего учреждения, дневник наблюдения детей за «Огородом на подоконнике» - подведение итогов.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Подбор иллюстративного материала по теме проекта;
• Подбор художественной литературы по теме проекта;
• Подбор дидактических игр по теме проекта.
Работа с детьми:
- Беседы с детьми по темам: «Весна в жизни зверей»; «Растительный мир леса»; «Животный мир леса»;
- Наблюдения в природе на прогулках.
-Ведение дневников наблюдений.
-Разучивание игр, стихотворений.
- Подготовка и проведение досуга «В весеннем лесу».
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Образовательные области и виды совместной деятельности воспитателя с детьми.
Речевое развитие
Рассматривание иллюстраций о весне, составление описательных рассказов.
Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов о временах года.
Пословицы, поговорки, загадки о весне.
Чтение стихотворений о весне.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Весна в лесу», «Весна-красна», «Деревья и цветы весной» (гуашь, карандаши).
Аппликация: «Береза», «Птицы весной».
Лепка: «Птицы» (соленое тесто).
Музыка: слушание: П. И. Чайковский "Времена года".
Разучивание, слушание песен о весне.
Познавательное развитие.
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, весенних цветов.
Логопедические задания: дидактические игры и упражнения «Угадай-ка», «Назови ласково», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Кто лишний?», «Скажи одним словом» и т. д.
Занятия: «Весенние секреты», «Растительный мир леса».
Цикл наблюдений: «На каких деревьях на нашем участке появляются почки?», «Что было сначала, что будет потом?», «Посеем семена садовых цветов», «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Почему весной птицы прилетают из теплых краев?», «Когда просыпаются насекомые?».
Опыты: «Отгадай, что за семена».
Эксперимент: «Что произошло с луком?»
Физическое развитие:
Подвижные игры «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кегли», спортивные упражнения, физкультура на прогулке, эстафеты.
Здоровье:
Беседы «Будем здоровы», «Здоровые зубы», «Весна в гости к нам пришла», подвижные игры, закаливание, физкультминутки, пальчиковые игры.
Безопасность:
Беседы «Осторожно: опасные растения», дидактические игры «Кто или что это?».
Социализация:
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин цветов», «Весеннее путешествие на автомобиле».
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?», «Найди и промолчи», «Кто где живет?»
Совместное украшение группы к весенним праздникам.
Труд:
Уборка на участке, посадка семян на клумбах, пересадка цветущих растений (бархатцы, календула) на участке, сбор природного материала для поделок.
Ежедневные наблюдения в природе на прогулках :
- Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что весной солнце светит сильнее и греет также теплее.
- Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать).
- Наблюдения в цветнике ( познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, бархатцы, ипомея, сальвия; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих весною).
- Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду).
- Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением весны, рассказать о перелетных птицах).
- Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых).
- Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают).
- Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить понятия «лиственные», «хвойные»).
- Наблюдения за набуханием почек на деревьях.
- Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.
На площадке детского центра есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования.
В работе с детьми использую разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, участия в выставках, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.
В методическом уголке и уголке природы помещены и будут пополняться:
-Дидактические игры;
-Художественная литература;
-Коллекции из природного материала;
-Образцы круп, семян;
-Набор для экспериментирования;
-Огород с зеленым луком, с посаженными цветами бархатцев, ипомеи, разных сортов, сальвии;
-Дневники наблюдения;
-Коллекции из природного материала.
Организовываю с воспитанниками наблюдения за неживой природой: деятельность солнца (количества тепла и света, характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывается представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учу детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.
Наблюдения за явлениями неживой природы связываю с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показываю детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращаю внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняю представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми за цветом листьев, обращаю внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет сильнее; земля становится влажной, тепло; дуют теплые ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщаю детям, что животные весной выходят из спячки, нуждаются в тепле, пище.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Итогом проекта «Весна в гости к нам пришла» станет обобщение результатов нашей работы. Выставка поделок из природного материала; выставка коллекций; анализ дневников наблюдений, проведение досуга по теме «Мы – юные экологи». Проект позволит детям расширить знания воспитанников о природе.
В данном проекте ведется еще работа по микропроектам :
-«Огород на подоконнике»
-«Зеленая аптека»
Предполагаемый результат:
Мои ребята усвоят признаки сезонных изменений в природе;
многие знают о сезонных работах в саду, на огороде, о растениях, животных грибах, ягодах;
смогут классифицировать животных по среде обитания (вода – гуси, лебеди, рыбы, лягушки);
смогут классифицировать обитателей природы по признакам – дикие животные, домашние животные;
перелетные и зимующие птицы;
насекомые;
знают, что для нормального роста и развития растений нужны три компонента: тепло, свет, вода; убедятся в этом на опытах;
умеют различать деревья;
воспитанники знакомятся с правилами поведения в природе, обладают элементарными навыками ухода за растениями.