Фаина Меджидова
Экологический проект «Письмо сове»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
Экологический проект «Напиши письмо сове»
Пояснительная записка:
При разработке проекта учитывался тот факт, что в младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Знания, полученные на занятиях, помогают ребятам самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, приводить собственные исследования.
Публикация «Экологический проект „Письмо сове“» размещена в разделах
- Проекты
- Сова, совушка, совенок, совята
- Сова. Проекты для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал, когда за понятиями стоят определенные образы.
Дети выбирают животное, которое больше всего нравится и пишут ему письмо по определенной схеме, рисуют портрет животного- адресата, оформляют письмо с адресом. «Ответы животных» составляются воспитателем, или учениками школ.
Возможно два варианта организации работы:
а) индивидуальный – каждый ребенок сам выбирает животное и пишет ему письмо;
б) коллективный – дети делятся на команды, выбирают в команду оного животного.
Проблема:
На Земле много разных животных, птиц, насекомых и человек бывает порой жесток по отношению к ним. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Как же остановить это безумие?
Цель проекта:
Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять; воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе.
Задачи проекта:
1. Дать ребенку большой объем разнообразной информации по экологии, географии, биологи.
2. Понять происходящие в природе процессы и явления.
3. Способствовать формированию грамотного поведения в природе.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Повысить эффективность взаимодействия воспитателей и родителей в вопросах развития детей.
Сроки реализации: декабрь-январь-февраль
• Участники проекта: воспитатели, дети, родители
• Тип проекта: творческий, познавательно- исследовательский.
• Объект исследования:
• Животные и птицы России, их взаимоотношения с окружающей средой и друг с другом.
Этапы проекта:
1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методики работы, предварительная работа с воспитателями, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2. Основной – выполнение намеченных задач, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. (Дети составляют письма животным, рисуют, читают о них рассказы, рассматривают географические карты, атласы. Конверты для писем дети могут сделать самостоятельно или вместе с педагогом. Обязательно рисуется марка с изображением животного – адресата. Педагог поясняет, что без марки письмо не дойдет до места
назначения. Чтобы письмо попало к животному на конверте необходимо написать адрес. У каждого животного своя «страна» (географическая зона) и своя «квартира» (место обитания, «имя» и «фамилия» (вид и семейство).
3. Заключительный – подведение итогов работы, обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Основной прием проекта
Прием написания писем любимым животным и птицам России.
Ожидаемые результаты:
• -иметь более углубленные знания, о животных и птицах России;
• - уметь рассказывать о животном, птице его внешнем виде, жизнедеятельности в различные времена года;
• -уметь обобщать полученные знания для формирования представлений о жизнедеятельности обитателей леса;
• -иметь навыки составления письма;
• -уметь действовать согласованно в коллективе;
• -уметь бережно относится к природе, относится как равным;
• -привлечь родителей к сотрудничеству.
Материалы и оборудование:
бумага для написания писем;
бумага для изготовления конвертов;
карандаши, фломастеры;
фотографии, репродукции картин с изображением животных;
мультфильмы, видеофильмы о животных;
костюмы, маски для праздников;
географические карты и атласы;
художественные, научно-популярные произведения, энциклопедии
животных;
лупы для наблюдений;
почтовый ящик;
волшебный мешочек;
ящик ощущений;
набор «Что нужно нашему животному» (солнце, листья,
трава, вода и т. д.).
Классификация писем по целям использования.
Экологический
компонент содержания
Группа модельных животных
Изучение сезонных
явлений
Животных с хорошо выраженными приспособлениями к
сезонным изменениям в природе
Охрана животных
Животные, нуждающиеся в охране, занесенные в Красную книгу РФ, международную Красную книгу, охраняемые животные региона, вымершие виды.
Изучение природных
сообществ (экосистем)
Животные, характерные для данной экосистемы (луг, водоём, лес) с хорошо выраженными признаками приспособления к ней.
Разнообразие животных
Животных разных систематических групп (звери, птицы,
насекомые, пауки, раки, черви, пресмыкающиеся,
земноводные).
Изучение групп питания
Животные – представители хищников, насекомоядных, растительноядных.
Изучение животных в
городе
Животные разных систематических групп,
приспособленные к обитанию в условиях города
(синантропные виды).
Изучение природы
своего края
Животные разных систематических групп, обитающие в
вашей местности, охраняемые животные региона.
Изучение географических зон
Животные, характерные для данной географической зоны.
Анкета животного
Пункты анкеты Содержание понятий
Профессия животного
Частичное представление об экологической «профессии» животного, его роли в природе (хищник, травоядное, насекомоядное, всеядное)
Особые приметы
Эти сведения формируют у ребенка
представление о том, что у каждого животного есть свои приспособления к окружающей среде, об их отличительных признаках. Например, рысь - острые втяжные когти, ходит бесшумно, умеет лазить по деревьям, имеет кисточки на ушах.
Одежда
Описывается характер кожного (перьевого, волосяного и т. д.) покрова как один из приспособительных признаков животного для безопасной жизни в своей окружающей среде. Например, перья, шерсть, мех, их окраска. Пример: одежда зайца – белый (серый) мех – зависит от сезона года.
Враги Взаимоотношение живых организмов, в том числе типа «хищник – жертва»; враги заяц – волк, лиса, человек.
Письмо должно быть небольшим по объему.
Правила составления письма от ребенка:
1) Ребенок приглашает животное к себе в гости, либо объясняет, что не может этого сделать, указав причины отказа.
2) Прежде чем пригласить любимца домой дети должны подумать и определить, смогут ли они создать у себя дома условия, к которым животное привыкло в природе, если нет, то следует написать вежливый отказ с объяснением. Можно уточнить, что в городе нет подходящей пищи, холодно (жарко) и т. д. В приглашении обязательно указывать, где животное будет жить, как и чем питаться.
Ответ от животных.
При составлении ответов необходимо придерживаться следующих положений:
В письме должна содержаться информация дополняющая детские тексты.
Письмо – ответ составляется на основе научных данных.
Отдельные факты из жизни животного, информация об особенностях его образа жизни и другие сведения включаются в общую канву текста и преподносятся от имени животного.
Письмо пишется в литературной, научно-художественной форме. Текст должен быть не только познавательным, но и веселым, вызывать у ребят улыбку.
Животное «обращает внимание» на ошибки ребенка. Делается это в ненавязчивой форме. Животное может «обидеться» на неточность описания его внешности, посетовать на ошибки в адресе, попросить ребенка проверить информацию, уточнить
названия.
Письмо должно быть составлено таким образом, чтобы ребенок почувствовал, что не только он писал животному как равному, но и животное ему – как собрату по природе.