Попова Лидия Александровна
Экологический проект «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Осень»
Продолжительность проекта : 1 месяц.
Тип проекта : исследовательско-творческий.
Участники проекта : дети старшей разновозрастной группы, родители, педагоги.
Актуальность: проблема экологического воспитания является в настоящее время является актуальной. Именно поэтому, так важен начальный этап дошкольного обучения, когда дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой. Формированию бережного отношения к природе способствует ее эстетическое восприятие. Уже доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенком то, что больше затронуло его эмоционально, что ему все интересно.
Публикация «Экологический проект „Осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Данный проект стимулирует детей грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения, включать воображение, память для создания образов, эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему. Что позволит расширить и систематизировать знания детей об изменениях, происходящих осенью в растительном и живом мире, о взаимосвязи в изменении погоды, одежды людей, труда.
Цель: формирование представлений о природных явлениях и красоте родной природы, их влияние на эмоциональное состояние человека у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
обобщить и систематизировать представление детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
расширить представление детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
закрепить знания о правилах безопасного повеления в природе;
формировать обобщенные представления об осени, приспособленности растений и животных к изменениям природе;
расширить и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
способствовать развитию памяти, мышления, восприятия;
воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
дети умеют замечать изменения в природе, что-то необычное, сравнивать природные объекты, предметы по внешним признакам, качеству, цвету, красоте;
знают какое влияние оказывают времена года на землю, воздух, растительный и животный мир, птиц и людей;
умеют вести осознанное наблюдение в ходе выполнения простейших опытов, находят занимательные необычные факты, задают вопросы, высказывают простейшие аргументированные суждения по возникающим проблемам;
относятся к окружающей природе, как к дому, в котором живут, как к живому миру, наполненному тайнами и загадками;
соотносят одни явления природы с другими, находят причинно-следственные связи;
умеют оценивать свою деятельность.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
1 этап – подготовительный.
1. Составление плана совместной работы с детьми, родителями.
2. Разработка конспектов НОД
3. Подбор материала для бесед, игр с детьми
4. Пополнение среды тематической художественной литературой, играми, трафаретами для рисования, раскрасками
5. Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте.
2 этап – основной, практический.
План работы по осуществлению проекта «Осень».
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие 1. Рассматривание иллюстраций, картинок на особенную тематику. Обследование овощей и фруктов.
2. Ознакомление с окружающими
«Прогулка в осенний лес»
«Во саду ли в огороде»
3. Конструирование и ручной труд
«Осенний лес» (из бумаги)
«Кто живет в осеннем лесу» (из природного материала)
4. Беседы
«Времена года»
«Как животные готовятся к зиме»
«Деревья осенью»
«Домашние животные осенью»
«Птицы осенью»
5. Цикл наблюдений за изменением осенней природы во время прогулок (за солнцем, дождем, ветром, листопадом, изменением долготы дня, за птицами, улетающими в теплые края, деревьями, цветами, насекомыми. Целевые прогулки по территории детского сада. Ищем приметы осени.
«Деревья и кустарники на нашем участке».
6. Опытно-экспериментальная работа
Опыты:
«Уличные тени»
«Почему осенью цвета вянут»
«Исследование почвы (есть ли воздух, вода, глина и песок, перечной)
«Исследование листьев»
Речевое развитие 1. Творческое рассказывание
«Как мы гуляем на участке»
«Что я видел, гуляя в лесу»
2. Рассматривание иллюстраций об осени
3. Составление описательных рассказов об осени
4. Заучивание стихов об осени
5. Составление загадок, с использованием мнемотехники
6. Словесные дидактические игры
«Вспомни-назови»
«Подбери слово»
«Назови одним словом»
«Подскажи словечко»
«Придумай предложение»
«Отгадай-ка»
«Подбери признак»
7. Чтение художественной литературы
- пословицы, поговорки, загадки об осени
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
А. Плещев «Скучная картина»
Н. Сладков «Осень на пороге»
Е. Благинина «Улетает, улетели»
Г. Скребицкий «Четыре художника», «Осень»
К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
Социально-коммуникативное развитие 1. Сюжетное-ролевые игры
«Овощной магазин»
«Семья»
«Семейный праздник»
2. Дидактические игры
«Грибная поляна»
«Времена года»
«Узнай по описанию»
«Чудесный мешочек»
«Отгадай загадку, найди отгадку»
«С какой ветки детки»
3. Игра-драматизация по ролям «Репка»
Сутеева «Под грибом»
4. Настольно- печатные игры
«Времена года»
«С какого дерева лист»
5. Хороводные игры
«Здравствуй, осень»
«Огородная хороводная»
6. Трудовая деятельность
- участие в субботнике «Сделаем деревню чище»
- сбор природного материала (шишки, семена, листья)
- уборка опавшей листвы
- подготовка клумб к зиме
- укрывание коней деревьев опавшей листвой.
Художественное-эстетическое 1. Аппликация
«Лес, точно терем расписной»
«Осенний натюрморт»
«Грибная поляна»
2. Рисование
«Осенний ковер из листьев»
«Золотая осень»
«Осенняя сказка»
«Птицы на юг улетают»
3. Лепка
«Деревья осенью»
«Овощи и фрукты»
«Грибы»
4. Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»
5. Самостоятельная деятельность детей (трафареты листьев, раскраски).
Физическое развитие 1. Подвижные игры
«Мы веселые ребята»
«С кочки на кочку»
«Найди себе пару»
«Лягушки»
«Гуси-лебеди»
«Перелет птиц»
«Стайка»
2. Физминутки
«Листопад»
«Мы листики кленовые»
«Раз, два, три, четыре, пять будем листики считать».
Работа с родителями
1. Консультация на тему «Влияние природы на нравственное развитие детей»
2. Изготовление папки-передвижки «Осень»
3. Конкурс семейных поделок из природного материала на тему: «Осенние фантазии»
4. Совместное творчество детей и родителей в изготовлении альбома «Осень в гости к нам пришла»
5. Изготовление книжек- малышек с загадками о осени
6. Участие родителей в изготовлении костюмов к развлечению
3 этап – заключительный.
1. Подведение итогов
2. Выставка семейных поделок из природного материала «Осенние фантазии»
3. Выставка детских работ на тему «Осень»
4. Альбом «Осень в гости к нам пришла» с рисунками и рассказами об осени
5. Книжки-малышки с загадками об осени
6. Развлечение «Осеннее путешествие»
Результаты проектной деятельности
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе. О многообразии осенних даров
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался словарный запас
Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять загадки, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом
Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы - Мозаика- Синтез 2010г.
2. «Экологическое воспитание в детском саду» - О. А. Соломенникова/ Мозаика-Синтез, Москва, 2005г.
3. «Дидактические игры в детском саду» - А. К. Бондаренко / Просвещение, Москва, 1995г.
4. «Экологические проекты в детском саду» - О. М. Масленникова / Учитель, Волгоград, 2012г.
5. «Поэтический образ природы в детском рисунке» - Л. В. Компанцева / Просвещение, Москва, 1985г.
6. «Какие месяцы в году» - Т. А. Шарыгина/ Москва, 2010г.