Татьяна Проскурякова
Экологический проект «Первоцветы» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование проекта
Актуальность:
При проведении занятия по экологии на тему: «Весна - красна» у детей возник интерес и много вопросов о первоцветах:
Почему первоцветы так называются?
Почему они появляются первыми?
Почему им не холодно?
Почему они не замерзают?
Какие из них появляются самыми первыми?
Темочки:
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Первоцветы. Проекты
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
И у всех детей появилось желание узнать больше о первых цветах. Это и обусловило выбор темы данного проекта, так как дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря. В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия весенних цветов, но также научатся любить и беречь окружающую природу.
Гипотеза: Если будет реализован проект, то у детей расширятся представления о весенних цветах, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.
Цель проекта:Расширение представлений о ранних цветах – первоцветах. Развитие экологического и эстетического воспитания детей.
Задачи проекта:
Образовательные:
Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Обогащать словарный запас детей и их знаний о растениях.
Развивающие:
Развивать умение сравнивать и анализировать.
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Развивать умения и навыки работы с клеем, бумагой, пластилином.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Тип проекта:информационно – творческийВид проекта:краткосрочный (2 недели)
Сроки реализации проекта : с 11.04.22 по 25.04.22
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Ресурсное обеспечение проекта:
1.Технические (оборудование): Сеть Интернет для поиска необходимой информации (на базе детского сада или дома). Компьютер, фотоаппарат, проектор.
2.Кадровые: Воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физкультуре, дети группы их родители.
4.Программно-методические: Дидактические игры, загадки, пословицы, рассказы о весенних цветах. ; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки.
5.Материальные: Подручный материал, клей, ножницы (для выполнения аппликаций. Изготовления альбома, макеты, рисунки.
Этапы реализации проекта
1 этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Разработка плана работы над проектом.
Создание предметно-пространственной среды для реализации проекта.
Сбор материала необходимого для реализации проекта.
Изготовление дидактических игр и пособий.
2 этап - ОСНОВНОЙ ЭТАП РАБОТЫ
Беседы с детьми познавательного характера.
Внедрение в образовательный процесс методов и приемов по обогащению представлений детей о весенних цветах.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций о цветах.
Проведение дидактических игр.
Наблюдение за растениями на участке.
3 этап - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (подведение итогов)
Изготовление альбома: «Первоцветы»
Участие в творческих конкурсах:
-конкурс листовок «Защитим первоцветы»
- конкурс рисунков «Маленькие дети весны».
Схема реализации проекта:
1 этап: подготовительный. Подбор литературы и материалов для реализации проекта. Сбор и разработка методических материалов по проблеме проекта.
2 этап: основной
Форма работы и содержание деятельности
Рассматривание иллюстраций «Весенние цветы», «Подснежник». - Закрепить знания детей о весне и её приметах; расширять представления о весенних первоцветах; развивать речь детей. Познакомить детей с весенним цветком - подснежником.
НОД в средней группе «Первоцветы» - составление описательного рассказа о первоцветах. - Развивать умение описывать растение по определённому плану.
НОД в средней группе по конструированию из бумаги - «Цветы», «Подснежник».
НОД по познавательному развитию «Первые весенние цветы» - воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о них.
-расширить представления детей о характерных признаках весны;
-закреплять представление о цветах (стебелек, листочки, бутон) ;
-знакомить с растительным миром;
Занятие по изо «Первые цветы» -Учить передавать колорит весеннего цветка; совершенствовать умения и навыки детей в рисовании; развивать способность самостоятельно подбирать и рисовать цветы; закреплять знания цветов и умения аккуратного пользования гуашью,
Аппликация «Мать и мачеха»,-формировать у детей представление о первоцветах, закрепляя признаки ранней весны; познакомить детей с одним из первых первоцветов – «мать – и – мачехой», уточнить, из каких частей состоит растение. Учить создавать композицию из готовых деталей, наклеивая их на фон.
Познавательно-исследовательская деятельность
«В гости к первоцветам», «Весеннее путешествие»
Посадка цветов,
Наблюдение и уход за цветами, Экскурсия вокруг детского сада - Расширение знаний дошкольников о раннецветущих растениях, занесенных в Красную книгу Волгоградской области, воспитание ценностного отношения к природе и неприятия истребления редких и исчезающих видов цветов.
Развитие творческих способностей и познавательных интересов дошкольников.
Беседы:«Беседа о первоцветах»; «Что весной бывает?», «Зачем рвать цветы?», «Первые весенние цветы», «Важность растений ни с чем не сравнима», «Кто такой эколог», «Человек и природа», «Наша чистая природа», «Ребёнок сорвал цветок», «Красная книга»,
«Что растёт в лесу». - Учить детей различать и правильно называть первые весенние цветы, выделять характерные особенности, уточнить знания о значении их в природе. Воспитывать бережное отношение к Первоцветам, природе, помочь увидеть красоту. Обогащать активный словарь детей. Развивать творческие способности детей, речь, образное мышление, фантазию, умение грамматически правильно ее сформулировать;
активизировать словарный запас детей.
Чтение худ. литературы Э. Шим «Мать-и-мачеха, Ветреница, голубая Перелеска и Медуница», П. Соловьёва «Подснежник», В. Высотская «Одуванчик», В Катаев «Цветик -семицветик».Н. Усовой «Фиалка», «Ландыш».
Заучивание стихотворения : «Если я сорву цветок» Тим Собакин
Чтение художественной литературы: «Цветы в легендах»
Отгадывание загадок - Прививать любовь к чтению художественной литературы, познакомить с интересными произведениями
Дидактические игры: «Опиши цветок»;«Собери цветок»; "Сложи картинку", "Лабиринт","Найди тень", "Что изменилось".- Развивать умение описывать растение и находить его по описанию. Уточнить, из каких частей состоит цветок. Учить классифицировать, сравнивать, Уточнить и расширить знания детей о первоцветах, вызвать интерес к первоцветам,
упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов в заданном слове анализировать и делать выводы.
Подвижны игры: «Цветочки, бабочки»,«В поле выросли цветы»,
«Помоги бабочке добраться до цветка»,«Цветы и ветерки»,«Я садовником родился»,«Быстрее ветра»,«Займи место».
Физкультминутка «Цветы»
Пальчиковая гимнастика «Бегония» -Развивать выносливость, ловкость, быстроту.
Слушание: - П. И. Чайковский «Вальс цветов»,
- «Цветочная полечка» В. Шестакова,
- «Игра с цветами» музыка и композиция движений Г. Ф. Вихарева, Игра хороводная «Мы на луг ходили»- Развивать чувство ритма, сочетать движения со словами.
Просмотр презентаций: «Что такое красота?», «Первые цветы». -Воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание дарить радость.
Изготовление альбома: «Первоцветы» - Дети рисуют первоцвет для альбома со стихами о первоцветах.
Продукт проектной деятельности:
-Альбом «Первоцветы»;
- Памятка для родителей «Первоцветы рядом с нами!»;
-Фотопрезентация по проекту.
- Участие в природоохранной акции «Вестники весны»
Предполагаемый результат:
- У детей сформированы знания о первоцветах, устойчивый интерес к природе.
- Обогащение словаря детей.
- Развитие познавательной активности детей.
- Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.
- Умеют отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Риски и мероприятия по их снижению
- погодные условия могут помешать наблюдениям за цветами (тюльпаны) на прогулке.
Что бы восполнить утрату наблюдений, дадим домашнее задание детям и родителям «наблюдать за первоцветами на выходных на семейных экскурсиях в лес, парк.»
В остальном проект не имеет рисков.