Наталья Киселева Тоймурзина
Экологический проект «Пчелка»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
Тип проекта: информационно - познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный – 1 месяц.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность
Пчелы - самые известные и трудолюбивые насекомые. Опыляя растения, они увеличивают богатство растительного мира. Являются производителями питательных продуктов, используемых в медицине, в быту и на производстве.
Публикация «Экологический проект „Пчелка“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Содержание проекта направлено на расширение и углубление экологических знаний у детей, воспитание экологической культуры и потребности принимать личное участие в охране окружающей среды, сообщение новых знаний и представлений о живом объекте – пчеле. На изучение вопросов, связанных с жизнью пчел, их привычек и повадок, продуктов их жизнедеятельности. Начиная с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с процессом получения меда в условиях естественной среды живой природы и его лечебных свойствах, что особенно важно для жителей Башкортостана. Формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму. Изучение меда, как ценного продукта питания и выявление полезных свойств меда в лечении многих заболеваний.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Наша задача – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных, нетерпимо относиться к бессмысленному их уничтожению. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир пчел.
Проблема:
Во время прогулки дети увидели пчелу. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить пчелу. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о пчелах очень скудные.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта.
Познакомить детей с башкирской пчелой и продуктами её жизнедеятельности.
Задачи:
- Приобщать к традициям и обычаям башкирского народа;
- Углублять знания о башкирском пчеловодстве;
- Познакомить детей с пчелиным царством;
- Расширить знания детей о продуктах пчеловодства (мед, прополис, воск, их полезных свойствах и использовании человеком;
- Дать представление о работе пчеловода и поведении на пасеке;
- Определить с детьми, какой мед на вкус, и чем он для них является: лакомством или лекарством;
- Выяснить с помощью опытов натуральный мёд или нет;
- Формировать проектно-исследовательские умения и навыки;
- Развивать творческое мышление, воображение, память;
- Совершенствовать связную речь, обогащать словарный запас (улей, дупло, соты, нектар);
- Учить подбирать слова, обозначающие вкусовые качества меда;
- Способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта;
- Развивать воображение и творческие способности детей;
- Развивать коммуникативные навыки, формировать навыки исследовательской деятельности.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
Ожидаемые результаты:
- У детей сформируются элементарные представления о жизни пчелы (особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком);
- Активизируется словарь детей: трудолюбивая пчела, улей, нектар, опыление, пасека, прополис, воск, соты, пчеловода;
- Дети научатся, определять натуральный мёд или нет;
- Узнают о пользе мёда;
- Познакомятся с художественной литературой по теме;
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
- Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта; - Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями; - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических); - Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых; - Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы, аудио и видеоматериалов, презентаций. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Основной этап В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта
Работа с детьми
Познавательное развитие:
- Виртуальные экскурсии «Увлекательное путешествие в мир пчеловодства»;
«Трудолюбивая пчела»;
- Беседы: «Правила поведения на пасеке», «Как растения привлекают пчел», «Роль насекомых в природе. Охрана насекомых», Рассказ-беседа «Пчелка — трудолюбивое насекомое», «Мед – источник здоровья и красоты» (с врачом);
- Просмотр видеофильмов «Заповедные места Башкортостана», «Башкирский мед»;
- Рассматривание: репродукций, иллюстраций, картинок, фотографий по теме;
- ОЭД «Натуральный мёд или нет»;
- Вечер загадок: «Чудесный сундучок»;
- Викторина «Знатоки пчеловодства».
Речевое развитие
- Составление творческих рассказов «Если бы я был пчелой»;
- Чтение и пересказ рассказов К. Паустовского «Муха и пчела», «Паук и пчела»;
- Чтение и обсуждение башкирской сказки «Медведь и пчелы», Г. Тукая «Шурале»;
- Чтение и заучивание стихотворений башкирских поэтов Р. Тимершина «Пчела», М. Гафури «Пчела»;
- Инсценировка: «Медведь и пчелы» (по мотивам башкирской сказки)
Художественно-эстетическое развитие
- ООД (рисование) «Пчёлка»;
- ООД (лепка): «Чак – чак» - башкирское национальное блюдо;
- Творческая мастерская: Коллаж «На пасеке» (коллективная работа) «Пчёлка на лугу;
- Слушание аудиозаписей: Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»; звуки природы: рой пчел.
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Пчёлы и цветы», «Рассади пчёл по ульям», «Назови, одним словом», «Что лишнее?», «Пчеловод и его инструменты», «Кто больше назовет продуктов пчеловодства», «Растения-медоносы», «Четвёртый лишний»;
- Игры-импровизации: «Полет пчелиного роя», «Мы - пчёлы»;
- Пальчиковые игры: «Пчелки не ёлке», «Цветочек», «Пчела».
- Сюжетно-ролевые игры: «Пасека», «Пчелиная семья»;
- Подвижные игры: «Дикие и домашние пчелы», «Медведь и пчёлы», «Поймай пчелу».
Работа с родителями
- Использование раздаточного, наглядного материала, в соответствии с темой проекта;
- Изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;
- Участие в создании мини – музея «Пчелиное царство»;
- Папка передвижка: «Всё о пользе мёда»;
- Консультация: «Оказание первой помощи при укусах пчелами»;
- Изготовление книжек-малышек о пчелах, сборника башкирских и русских сказок.
Заключительный этап
На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы. - Книжки – малышки: «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Стихи», «Интересные факты о пчелах»; - Оформлен мини-музей «Пчелиное царство»; - Презентация проекта.
Вывод
В ходе проекта, дети убедились в том, что пчёлы наши лучшие друзья. Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое удовольствие, счастье быть здоровым. Они самые известные и самые уважаемые насекомые. Пчелы единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу. С давних пор пчела служит символом трудолюбия. Значение пчёл в нашей жизни неоценимо велико не только потому, что опылительной деятельностью они сохраняют и увеличивают богатство растительного мира, не только потому, что они сами являются производителями питательных высококачественных продуктов, несущих здоровье, но и потому, что само их общественное устройство вызывает у нас большой интерес.