Абдрахманова Роза
Экологический мини-проект «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический мини- проект
2014 год
Аннотация
Актуальность
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Публикация «Экологический мини-проект „Осень золотая“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Практическая значимость: Данный проект может быть использован в работе с детьми 5-7 лет на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по изобразительной деятельности. Структура и содержание проекта отражает его познавательную направленность.
Инновационная направленность: Эффективнее изучать природу через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов - через прямой контакт ребенка с природой.
Степень распространения: Проект представлен на муниципальной методической выставке «Ступеньки в мир природы» (3 место)
Разработчик: Абдрахманова Р. И., воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Владимировский детский сад»
Тип мини-проекта : познавательно-творческий.
Характер мини-проекта : краткосрочный.
Сроки проведения: сентябрь-ноябрь.
Участники мини-проекта : дети старшей группы, воспитатель.
Цель мини-проекта : развитие интереса к изучению природы в осенний период времени.
Задачи мини-проекта :
Образовательные:
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Формировать у детей интерес к изучению природы в осенний период времени через различные виды деятельности:
-познавательную;
-чтение художественной литературы;
-коммуникативную;
-исследовательскую;
-трудовую;
-игровую.
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Основные направления работы с детьми:
- Совместная деятельность взрослых и детей;
-Организованные формы обучения в процессе НОД;
-Наблюдения, прогулки, беседы, праздники;
-Игра;
-Художественная деятельность.
Методический инструментарий:
-Конспекты занятий, экскурсий, бесед, прогулок, праздников;
-Подборка детской литературы по познавательному направлению;
-Методическая литература.
Этапы реализации мини – проекта.
№ п/п Содержание работы Сроки проведения
Подготовительный этап
1
1 Накопление информационной базы по изучаемой проблеме: изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду». Сентябрь
2
2 Подготовка литературы для детей об осени.
Сентябрь
3
3 Подготовка оборудования для оформления стенда «Золотая осень» (картинки с изображением растений, животных, природных явлений, которые можно наблюдать на участке детского сада).
Сентябрь
Основной этап
1
1 Проведение занятий по теме:
-НОД «Ранняя осень», «Природа и человек»;
НОД «Дары осени» (фрукты, овощи, «Листопад, листопад - листья желтые летят»;
«Улетают журавли», «Как звери готовятся к зиме» (см приложение №1);
Путешествие в осенний лес»
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
2
2 Дидактические игры и упражнения с природными материалами: «Раз, два, три к кустику беги!», «С какого дерева листок?», «Детки на ветке», «Найди такой же»,
«Мы - осенние листочки», «Летает – не летает», «Найди, что опишу» Сентябрь - ноябрь
3 Наблюдение во время прогулки:
- за живой и неживой природой осенью;
- за изменениями осенней погоды;
Сентябрь - ноябрь
4 Организация выставки творческих работ детей:
«Золотая осень»
«Дары осени» (см приложение №2) Сентябрь - октябрь
5 Чтение художественной литературы по теме:
Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени : Ю. Тувим «Овощи», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .
Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек» Сентябрь - ноябрь
6 Экскурсия в осенний парк (см приложение №3) Октябрь
7 Сбор семян растений и их листков для поделок Октябрь
8 Слушание: П. И. Чайковский «Времена года».
Разучивание песен об осени. Октябрь - ноябрь
Заключительный этап
1 Развлечение: праздник осени «Репка»(см приложение №4) Ноябрь
Предполагаемый результат:
- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Литература:
- Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников – Волгоград: Учитель, 2009. – 202 с.
- Нищева Н. В. Пректный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду – ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013. – 304 с.
- Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4 – 7 лет с окружающим миром – Издательство Мозаика – Москва, 2012