Элина Лютоева
Исследовательский экологический проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект "Огород на окне"
Паспорт проекта :
Тип проекта : познавательно-информационный, творческо-исследовательский, с заданным результатом, групповой.
Длительность: средняя.
Сроки реализации : 5 месяцев – с мая по сентябрь.
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели.
Цель проекта :
Публикация «Исследовательский экологический проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.
Задачи проекта :
• Формировать представление о пользе для здоровья натуральных продуктов, выращенных самостоятельно.
• Расширять представления детей об окружающем мире;
• Обогащение и расширение представлений детей о растениях. Как можно вырастить лук на окне? Выяснить что нужно растениям для роста и развития.
• Учить правильно, ухаживать за растениями.
• Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
• Развивать познавательные и творческие способности детей.
• Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).
• Воспитывать любознательность и наблюдательность.
Актуальность проекта :
Эколого-развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности. Воспитывает любовь к природе.
На территории ДОУ есть мини-огород, который используется для экологического и трудового воспитания дошкольников. Трудовая деятельность может стать, с одной стороны, тем связующим звеном, которое обеспечивает взаимодействие человека с миром природы, а с другой – системообразующим началом при ознакомлении детей с окружающим миром.
Не все дети, проживающие в городах, выезжают на отдых в сельскую местность или на дачные участки. Часто дети имеют представления об экзотических фруктах, но не могут рассказать о том, как выращивают овощи и фрукты местности проживания детей. Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности.
Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками, воспитателем и родителями. Участие детей в экологическом проекте “Наш огород” позволило обогатить их знания и представления об овощах, их вкусовых качествах, развить поисковую, исследовательскую, трудовую деятельность и творческие способности.
Важно, чтобы дети чувствовали себя полноценными участниками проекта. Роль взрослых укрепить интерес детей, создать эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, подчеркнуть полезность осуществлённой работы. Участие детей в проекте значительно расширило диапазоны живого общения воспитанников с природой, открыло возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.
• Расширение кругозора (сформированное представление о разных овощах, условиях выращивания, сбора урожая, употребления).
• Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.
• Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
• В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям.
• Сплочение детей, родителей и воспитателей.
Этапы проекта
I этап – подготовительный.
Цели:
• Подготовка к реализации проекта, постановка целей, задач, планирование мероприятий.
• Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.
• Актуализация темы для родителей, заинтересованность идеей детей.
• Подготовка природного материала для деятельности детей.
• Приобретение семян овощей.
• Рассматривание семян различных овощных культур.
II этап – реализация проекта.
Цели: Формирование партнёрской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, определить причинно-следственные связи.
• Познакомить с полезными свойствами и вкусовыми качествами овощей. Развитие интеллектуальной активности.
• Подготовка почвы к посеву.
• Посадка семян на рассаду.
• Наблюдение за появлением всходов. Занесение результатов наблюдений в дневник (рисунки, фотографии).
• Практические действия по уходу за растениями (полив, прополка, рыхление посевов).
• Оформление альбома “Овощной марафон” (подборка материала из литературы о посаженных овощных культурах).
• Сбор урожая.
• Совместная деятельность детей и родителей по организации выставки урожая “Дары осени”, изготовление кулинарных блюд, дегустация.
• Изготовление поделок из овощей.
• Проведение развлечений и вечеров досугов об овощах.
• Творческие работы детей и родителей (рисунки,поделки из природного материала).
III этап – заключительный.
Цели:
• Формирование у детей чувства ответственности за результат выполненной работы, уважения к трудовой деятельности людей в природе.
• Развитие творческих способностей.
• Организация досуга “Праздник урожая”.
• Праздник “Осенние дары”.
• Создание альбома с фотографиями, рисунками, рассказами “Мы сажали огород” (о выращивании овощных культур).
Распределение деятельности по этапам проекта “Мы сажаем огород”
Этапы Деятельность детей Деятельность педагога Деятельность родителей
Подготовительный этап 1. Осознают и воспринимают проблему.
2. Посещение овощного магазина.
3. Рассматривание семян различных овощных культур. 1. Формирует проблему.
2. Вводит в игровую ситуацию.
3. Определяет задачи.
1. Осознают и личностно воспринимают проблему.
2. Организация и проведение похода в овощной магазин.
Этап реализации 1. Сбор информации, рассматривание энциклопедий, вырезок из газет, открыток, подбор иллюстраций.
2. Подготовка семян к посеву.
3. Подготовка почвы к посеву семян.
4. Посадка семян овощных культур
5. Уход за рассадой 6. Наблюдение за всходами, рассадой и отметки в дневнике наблюдений.
7. Аппликация “Заюшкин огород”.
8. Лепка “Овощи для бабы Фёклы”.
9. Игра-драматизация «Чудо-овощи»
10. Высадка рассады в открытый грунт, посадка семян в грунт.
11. Составление рассказов “Я тружусь на огороде”.
12. Художественное творчество “Загадки с грядки” (раскрашивание раскрасок)
13. Подбор материала к альбому “Овощной марафон” (стихи, загадки, рассказы).
16. Совместное выполнение трудовых действий по уходу за посадками (полив, прополка, рыхление).
17. Конструирование “Корзина для овощей”.
18. Участие в вечере досуга “Ах картошка, ты картошка”.
19. Коллективный труд “Салат из овощей”.
20. Сбор урожая.
21. Изготовление поделок из овощей. 1. Подбор информационного материала по теме “Овощи”.
2. Изготовление дидактических игр об овощах.
3. Проведение цикла практических занятий по выращиванию растений от семени до плодов.
4. Изготовление дневника наблюдений за всходами семян.
5. Беседы “Незнайка пришёл в гости”, “Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?”.
6. Организация игр-драматизаций.
7. Проведение театрализованного занятия по сказке “Репка”.
8. Оформление альбома “Овощной марафон”.
9. Запись рассказов “Я тружусь на огороде”.
10. Организация спортивного досуга “Ах картошечка, картошка”.
11. Проведение коллективного труда “Салат из овощей”.
16. Сбор урожая.
17. Организация выставки “Дары осени”. 1. Подбор информационного материала о пользе овощей.
2. Приобретение или изготовление ящиков для рассады.
3. Приобретение инвентаря для работы на огороде (лопаты, лейки, грабли).
4. Приобретение земли для посева семян на рассаду.
5. Совместное творчество с детьми (придумывание загадок об овощах).
6. Подбор стихов, загадок, иллюстраций об овощах.
7. Перекопка земли на огороде.
8. Изготовление костюмов к развлечениям.
9. Изготовление декораций к развлечениям.
10. Разгадывание кроссвордов об овощах, составление семейных кроссвордов.
11. Помощь в изготовлении дидактических игр об овощах.
12. Подготовка овощей для приготовления салатов.
13. Изготовление поделок на выставку “Дары осени”.
14. Изготовление шапочек-масок овощей.
Обобщающий этап 1. Участие в досуге “Праздник урожая”.
2. Участие в празднике “Осенние дары”.
3. Участие в оформлении альбома “Мы сажали огород”. 1. Организация досуга “Праздник урожая” (с дегустацией овощных блюд).
2. Праздник “Осенние дары” (совместно с музыкальным руководителем).
3. Оформление фотоальбома “Мы сажали огород”.
4. Выпуск благодарственных листов активным родителям. 1. Приготовление блюд из овощей для дегустации.
2. Помощь в проведении праздника “Осенние дары”.
3. Оформление фотоальбома “Мы сажали огород”.
4. Награждение активных родителей (благодарственные листы).
Результаты проекта : проведение праздника «Осенние дары» ; Презентация фотоальбома «Мы сажали огород»; дегустация овощей, выращенных руками детей.
Вывод:
Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые/через детей/ поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.