Кристина Бельтюкова
Экологический проект «Наш дом Земля»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Елгань Унинского района
Природоохранная акция
«Наш дом - Земля»
Подготовила: Бельтюкова К. А воспитатель 2014г.
Паспорт проекта.
Тип проекта : информационно-исследовательский Участники: дети от 3 до 5 лет, родители воспитанников, воспитатели.
Срок выполнения проекта : май – июнь. Проблемные вопросы:
Почему нужно беречь природу? Какие правила нужно соблюдать в отношении с природой? Кто такой бережливый человек?
Публикация «Экологический проект „Наш дом Земля“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: углубить представления детей о том, что Земля – огромный шар, воспитывать бережное отношение к Земле.
Задачи:
Познание:
• Учить детей объяснять экологические зависимости, стимулировать поисковую деятельность.
• Расширять представления детей о различных природных объектах
(вода).
• Поощрять инициативность к экспериментальной деятельности. Труд:
• Деятельность трудовая на участке (уборка территории от мусора). Коммуникация:
• Развивать умения общения детей со взрослыми и друг с другом. Художественное творчество:
• Способствовать умению реализовывать свои впечатления в художественно-эстетической деятельности, развивать воображение.
Социализация:
• Развивать игровую деятельность детей.
Актуальность проекта.
Научить детей любить природу - это одна из значимых проблем дошкольного образования на современном этапе. Именно дошкольное детство является периодом, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, к природе родного края. Дети узнают об экологических нормах и правилах поведения в природе, учатся отношению к природе. В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Ожидаемые результаты: Формируется чувства сопереживания, дети станут добрее,
возникнут добрые чувства к природе, углубят знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный:
• Сбор литературных источников, изучение опыта.
• Составление плана работы.
• Подбор дидактического материала.
• Разработка консультаций родителям.
2. Реализация проекта :
• НОД «Волшебница Вода» (приложение №1)
• НОД «Наш дом – планета Земля»
• Самостоятельная деятельность детей.
1. Беседа: «Кому нужна вода?» (приложение №1) 2. Беседа: «Помогите природе».
3. Чтение художественной литературы: o Пословицы и загадки о земле.
o А. Блок «На лугу»
o С. Городецкий. «Весенняя песенка» o В. Жуковский. «Жаворонок»
o Ф. Тютчев. «Весенние воды»
o М. Зощенко «Великие путешественники o К. Коровин «Белка»
o С. Алексеев «Первый ночной таран o Н. Телешов «Самое лучшее»
o Ю. Коваль «Русачок-травник» o Ю. Коваль «Стожок»
o Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» o Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
o Я. Тувим – «Овощи»
o К. И. Чуковский «Ежики»
o Б. Заходер «Мохнатая азбука»
o И. Токмакова «Деревья в стихах» o В. Бианки «Мастера без топора» o В. Степанов «Птицы в стихах»
o Ю. Энтин «О многих шестиногих» o А. С. Пушкин «Зимнее утро»
o С. Баруздин «Сказка о трамвае» o В. Степанов «Назови профессию» o Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
o М. Дружинина «Что на нашей улице»
o В. Пальчинскайте «Гороховый домик» o С. Михалков «Сладкоежки»
o С. Маршак «Стихи про кошек» o Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
4. Информационное «Солнышко добрых дел» (приложение №4)
5. Экспериментальная деятельность: «Вода» (приложение №6)
6. Выставка поделок из утилизированного материала: «Мусорная фантазия» (приложение №5)
Взаимодействие с родителями:
1. Консультации для родителей (приложение №2)
2. Творчество родителей и детей: «Мусорная фантазия».
3. Анкетирование (приложение №3)
3. Заключительный
Презентация проекта
Вывод:
В ходе реализации проекта дети узнают, что Землю нужно беречь и охранять. Дети старались совершать добрые дела, которые отмечались в «солнышке добрых дел». Дети с удовольствием проявляли интерес к творческой и экспериментальной деятельности.
Родители активно участвовали в проекте, у них повысился интерес к проекту. Выставка совместного творчества: «Мусорная фантазия».
Приложение № 1
КОМУ НУЖНА ВОДА
(проблемно-этическая беседа)
З а д а ч и: способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.
Ход занятия 1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т
В группу приходит кукла Маша, вся испачканная.
2. Б е с е д а «Что нужно для чистоты». В о п р о с ы:
– Что нужно сделать, чтобы кукла опять была чистой? (Умыть, искупать).
– Чем? Где взять воду? (Дети моют куклу.)
3. Р а б о т а п о к а р т и н к е - с х е м е.
Кукла. Спасибо вам, ребята, я теперь не грязнуля, а снова чистюля. А вода только в кране бывает?
Дети рассматривают картинку-схему и рассказывают, где в природе бывает вода, кто, где ее видел. (На картинке изображены река, море и другие водоемы.)
Кукла. Я когда шла к вам в детский сад, то видела лужу, а когда буду идти назад, то попью воды из нее и еще раз искупаюсь.
Воспитатель. Дети, правильно ли поступит кукла? Дети решают ситуацию.
4. И г р а «Кому нужна вода». Кукла загрустила. Дети жалеют еe. Дети. Что случилось с тобой, кукла?
Кукла. У меня есть подружка, вот мы с ней поспорили, а я так и не знаю, кто из нас прав. Я считаю, что вода нужна только человеку, а подружка считает, что и растениям, и животным.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кому нужна вода».
О п и с а н и е. На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например
– стул, дерево, нужно выбрать нужную и прикрепить к стрелке.
Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Рассматривание иллюстраций о воде.
– Отгадывание загадок по теме.
– Проведение опытов с водой (вкус, запах).
Приложение №2
Консультация для родителей.
«В союзе с природой»
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане, Лес дремучий до свиданья! Защитил ты нас от зноя Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.
Замечали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от
вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.
Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно. Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать. Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.
«Наша планета Земля, Очень щедра и богата Горы, леса и поля Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету. Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю Землю садами, цветами, Такая планета нужна нам с вами».
Приложение №3
Анкетирование родителей.
Для более успешной работы воспитателей по вопросам экологического воспитания, просим Вас ответить на следующие вопросы (отвечаем «да», «нет»).
Цель анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные (кошки, рыбки, собака, хомячок и др.) .
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными ли растениями?
4. Что, делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, поливает или ничего не делает). Подчеркнуть или дописать
5. Есть ли у ребенка уголок природного материала?
6. Бываете ли с ребенком на природе?
7. Если да, то где?
8. С какой целью?
9. Снимаете ли вы фотографии на тему «природа»?
10. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
11. Считаете ли вы необходимым экологическое образование детей?
12. Считаете ли вы необходимым экологическое образование взрослых?
13. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?
Вывод: по результатам анкетирования мы видим, родители уделяют большое внимание вопросам экологического воспитания.
Предложение родителей создать фильм «Дети и природа».
Приложение № 4
Информационное «Солнышко добрых дел».
Цели: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивация детей на совершение добрых дел, во благо других людей.
Приложение №5
Выставка поделок из утилизированного материала.
Цели: формирование основ экологической культуры, нравственного поведения в природе. Привлечь внимание населения к проблемам загрязнения бытовым мусором окружающей среды.
Приложение №6
Экспериментальная деятельность: «Вода».
Цели: формирование представлений о свойствах воды.
Подготовила: Бельтюкова К. А
воспитатель
2014г.
Экологический проект «Наш дом земля».
Подготовила проект :
воспитатель Бельтюкова Кристина Анатольевна детский сад «Родничок».
Паспорт проекта.
Тип проекта : информационно-исследовательский Участники: дети от 3 до 5 лет, родители воспитанников, воспитатели.
Срок выполнения проекта : май – июнь. Проблемные вопросы:
Почему нужно беречь природу? Какие правила нужно соблюдать в отношении с природой? Кто такой бережливый человек?
Цель: углубить представления детей о том, что Земля – огромный шар, воспитывать бережное отношение к Земле.
Задачи:
Познание:
• Учить детей объяснять экологические зависимости, стимулировать поисковую деятельность.
• Расширять представления детей о различных природных объектах
(вода).
• Поощрять инициативность к экспериментальной деятельности. Труд:
• Деятельность трудовая на участке (уборка территории от мусора). Коммуникация:
• Развивать умения общения детей со взрослыми и друг с другом. Художественное творчество:
• Способствовать умению реализовывать свои впечатления в художественно-эстетической деятельности, развивать воображение.
Социализация:
• Развивать игровую деятельность детей.
Актуальность проекта.
Научить детей любить природу - это одна из значимых проблем дошкольного образования на современном этапе. Именно дошкольное детство является периодом, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, к природе родного края. Дети узнают об экологических нормах и правилах поведения в природе, учатся отношению к природе. В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Ожидаемые результаты: Формируется чувства сопереживания, дети станут добрее,
возникнут добрые чувства к природе, углубят знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный:
• Сбор литературных источников, изучение опыта.
• Составление плана работы.
• Подбор дидактического материала.
• Разработка консультаций родителям.
2. Реализация проекта :
• НОД «Волшебница Вода» (приложение №1)
• НОД «Наш дом – планета Земля»
• Самостоятельная деятельность детей.
1. Беседа: «Кому нужна вода?» (приложение №1) 2. Беседа: «Помогите природе».
3. Чтение художественной литературы: o Пословицы и загадки о земле.
o А. Блок «На лугу»
o С. Городецкий. «Весенняя песенка» o В. Жуковский. «Жаворонок»
o Ф. Тютчев. «Весенние воды»
o М. Зощенко «Великие путешественники o К. Коровин «Белка»
o С. Алексеев «Первый ночной таран o Н. Телешов «Самое лучшее»
o Ю. Коваль «Русачок-травник» o Ю. Коваль «Стожок»
o Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» o Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
o Я. Тувим – «Овощи»
o К. И. Чуковский «Ежики»
o Б. Заходер «Мохнатая азбука»
o И. Токмакова «Деревья в стихах» o В. Бианки «Мастера без топора» o В. Степанов «Птицы в стихах»
o Ю. Энтин «О многих шестиногих» o А. С. Пушкин «Зимнее утро»
o С. Баруздин «Сказка о трамвае» o В. Степанов «Назови профессию» o Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
o М. Дружинина «Что на нашей улице»
o В. Пальчинскайте «Гороховый домик» o С. Михалков «Сладкоежки»
o С. Маршак «Стихи про кошек» o Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
4. Информационное «Солнышко добрых дел» (приложение №4)
5. Экспериментальная деятельность: «Вода» (приложение №6)
6. Выставка поделок из утилизированного материала: «Мусорная фантазия» (приложение №5)
Взаимодействие с родителями:
1. Консультации для родителей (приложение №2)
2. Творчество родителей и детей: «Мусорная фантазия».
3. Анкетирование (приложение №3)
3. Заключительный
Презентация проекта
Вывод:
В ходе реализации проекта дети узнают, что Землю нужно беречь и охранять. Дети старались совершать добрые дела, которые отмечались в «солнышке добрых дел». Дети с удовольствием проявляли интерес к творческой и экспериментальной деятельности.
Родители активно участвовали в проекте, у них повысился интерес к проекту. Выставка совместного творчества: «Мусорная фантазия».
Приложение № 1
КОМУ НУЖНА ВОДА
(проблемно-этическая беседа)
З а д а ч и: способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.
Ход занятия 1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
В группу приходит кукла Маша, вся испачканная.
2. Б е с е д а «Что нужно для чистоты». В о п р о с ы:
– Что нужно сделать, чтобы кукла опять была чистой? (Умыть, искупать).
– Чем? Где взять воду? (Дети моют куклу.)
3. Р а б о т а п о к а р т и н к е - с х е м е.
Кукла. Спасибо вам, ребята, я теперь не грязнуля, а снова чистюля. А вода только в кране бывает?
Дети рассматривают картинку-схему и рассказывают, где в природе бывает вода, кто, где ее видел. (На картинке изображены река, море и другие водоемы.)
Кукла. Я когда шла к вам в детский сад, то видела лужу, а когда буду идти назад, то попью воды из нее и еще раз искупаюсь.
Воспитатель. Дети, правильно ли поступит кукла? Дети решают ситуацию.
4. И г р а «Кому нужна вода». Кукла загрустила. Дети жалеют еe. Дети. Что случилось с тобой, кукла?
Кукла. У меня есть подружка, вот мы с ней поспорили, а я так и не знаю, кто из нас прав. Я считаю, что вода нужна только человеку, а подружка считает, что и растениям, и животным.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кому нужна вода».
О п и с а н и е. На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например
– стул, дерево, нужно выбрать нужную и прикрепить к стрелке.
Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Рассматривание иллюстраций о воде.
– Отгадывание загадок по теме.
– Проведение опытов с водой (вкус, запах).
Приложение №2
Консультация для родителей.
«В союзе с природой»
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане, Лес дремучий до свиданья! Защитил ты нас от зноя Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.
Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от
вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.
Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно. Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать. Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.
«Наша планета Земля, Очень щедра и богата Горы, леса и поля Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету. Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю Землю садами, цветами, Такая планета нужна нам с вами».