Оксана Родькина
«Наш дом — Земля». Экологический проект в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Наш дом Земля»
«Природу не уродуй, природу не обидь -
Родился человеком, таким и надо быть….»
Э. Мошковская
МДОУ № 3
Воспитатель: Родькина О. А.
Актуальность:
2017 год объявлен В. В. Путиным «Годом экологии» так как,
Темочки:
- Планета Земля - наш дом
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
экологическая обстановка в современном мире с каждым годом
ухудшается. Воздействия человека на природу достигают той черты, при
которой, природа теряет способность к самовосстановлению. Страшно
осознавать, что от невежественного вмешательства человека в дела природы
исчезают с лица земли реки, загрязняются моря, вырубаются леса. Главное
действующее лицо в природе – человек. От личной ответственности каждого
за здоровую биосферу, за сохранность природы зависит, каким станет «лик»
Земли и где будет находиться человечество – в начале или конце своего
путешествия в будущее.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость
просветительской работы по формированию у населения экологического
сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в дошкольном учреждении – первом звене непрерывного образования.
Наблюдения за поведением детей в природе, на улицах, анализ
знаний детей, ответы родителей на вопросы анкеты показали, что
необходима планомерная работа по развитию познавательного интереса к
миру природы, обучению и закреплению у детей первоначальных умений и
навыков экологически грамотного в природы.
Теоретическое обоснование:
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека,
его ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается
позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и
окружающим людям. Именно поэтому так важно начать работу по
экологическому воспитанию детей с самого раннего возраста, а основная
задача взрослых – воспитание у дошкольников осознанно - правильного, эмоционально –
положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из
направлений познавательного развития, осуществляемых в дошкольных
образовательных учреждениях.
Вопросами формирования у детей дошкольного возраста элементарных
экологических знаний занимались такие современные педагоги, как
С. Н. Николаева, Т. И. Попова, Н. А. Рыжова, Л. С. Журавлева, О. Ф. Горбатенко и
др.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый
садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о
воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине.
…Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок
начинается видеть, познавать, оценивать окружающий мир».
(В. А. Сухомлинский). Постановка проблемы:
Традиционная работа по экологическому воспитанию не дает ожидаемых
результатов. Необходимо построить работу так, чтобы впечатления ребенка
были как можно ярче, ведь в силу возраста эмоции запоминаются ребенком
лучше, чем слова. Более всего насыщена эмоциями активные формы работы
с детьми, такие как праздники, игры, акции, совместная деятельность с
родителями, походы, трудовые десанты – все это помогает лучше усвоить
навыки бережного и заботливого отношения к объектам природы, развивает
познавательный интерес к окружающему миру.
В связи с этим возникло противоречие между необходимостью
осуществления экологического образования дошкольников и отсутствием
активных формы его организации в детском саду.
Отсутствие активных форм организации экологического образования в
детском саду препятствует обеспечению более эмоционального, а значит
более качественного усвоения экологических знаний.
Цель:
Способствовать систематизированию, обобщению и закреплению элементарных экологических знаний детей, сформировать начала экологического сознания у дошкольников.
Задачи:
- Уточнить, обобщить и углубить знания детей по экологии через использование активных форм работы с детьми: нод,, викторины, экскурсии, праздники, трудовые десанты;
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное и заботливое отношение к миру природы;
- Развивать наблюдательность, любознательность, интерес к миру природы.
- Активизировать позицию родителей по экологическому воспитанию дошкольников.
Ожидаемый результат:
Результатом этой работы должно стать повышение познавательного интереса
к окружающему миру и формирование первоначальных умений и навыков
экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка
поведения.
Сроки реализации проекта :
Февраль – апрель 2017 года.
Участники:
Дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Внешние связи проекта :
- Экскурсии в библиотеку, в парк, на водоём (разное время года).
Внутренние связи проекта :
- Выставка детских рисунков «Птицы наши друзья» ;
- Конкурс знаков «Правила поведения в природе» (совместное творчество детей и родителей);
- Оформление стенда: «Берегите природу».
- Собрать копилку дидактических игр экологической направленности.
- Собрать комплект наглядного материала экологической направленности.
- Изготовить домино «Овощи» и домино «Фрукты».
- Оформление стенда «Сохраним родную природу».
- Оформление цикла консультаций для родителей.
- Праздник «День Земли», викторина «Мы друзья природы».
- Составить картотеку опытов и экспериментов по экологии.
- Составить картотеку загадок о природе и природных явлениях.
- Оформить фотовыставку " В гармонии с природой".
- Подготовить детей к конкурсу чтецов " К природе сердцем прикоснись".
Этапы реализации проекта :
- Подготовительный этап : подбор необходимой методической литературы, дидактических игр, загадок, опытов, экспериментов по экологии,
подбор консультаций для родителей,
подбор наглядного материала,
анализ работы по данному направлению,
подбор пособий, организационная работа.
- Основной этап: реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.
- Заключительный этап: подведение итогов, организация презентации проекта.
- Вывод: дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет, широкие возможности, для экологического воспитания, кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим миром, неотъемлимой частью которого является мир природы и среда созданная человеком.
Представляемый проект позволяет решить задачи ФГОС в области экологического воспитания через интеграцию пяти образовательных областей, в различных видах детской деятельности. Экологическое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует накоплению у детей конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознанного обобщения, привидения в систему, раскрытие причин взаимосвязей существующих в природе. В результате чего дети начинают понимать что:
- объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно меняется.
- Итог создания и внедрения проекта :
- Подборка дидактических игр:
«Чей это домик?», «Мои домашние животные», «Береги живое», «Зелёный город», «Кто где живёт, «Времена года», «Дикие животные», «Угадайка», «Расти малыш», «Чей малыш».
Лото «Собери урожай», «Жители Африки», «Грибы», «Насекомые».
Изготовление домино «Овощи» и «Фрукты».
- Подборка наглядного материала: «Морские обитатели», «Арктика и Антарктида», «Насекомые», «Времена года», «Птицы», «Животные средней полосы», «Как избежать неприятностей на природе», «Природные погодные явления», «Сохраним родную природу».
- Картотека опытов и экспериментов по экологии в подготовительной группе.
- Картотека загадок о природе и природных явлениях.
- Оформление фотовыставки " В гармонии с природой".
- Конкурс знаков " Правила поведения в природе. "
- Подготовка детей к конкурсу чтецов " К природе сердцем прикоснись".
Формы работы с детьми по реализации проекта :
- нод,
- беседы,
- экскурсии,
- решение экологических ситуаций- игровая деятельность,
- изобразительная деятельность,
- чтение художественной литературы,
- тематические конкурсы рисунков,
- дидактические игры,
- загадывание загадок,
- праздники и развлечения,
- трудовой десант,
Формы работы с родителями:
- консультации;
- совместная творческая деятельность;
- участие в трудовых десантах;
- совместное с детьми родительское собрание ;
Программно – методическое обеспечение:
Методическая литература:
1. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания
дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
2. Николаева С. Н. Статьи в журнале «дошкольное воспитание» :
1988г. ,№№ 2, 8, 12; 1996г., с №7 по 1998г., № 1.
3. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду.
4. Рыжова Н. А. Волшебница – вода.
5. Рыжова Н. А. Не просто сказки.
6. Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому
образованию дошкольников. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
7. Николаева С. Н. Юный эколог.
8. Вахромеева М. Г., Павлов В. Н. Растения Красной книги СССР: Береги
природу! – М. : Педагогика, 1990.
9. Журнал Управление ДОУ 2005г. № 2; 2007г. № 3.
10. Журнал Ребенок в детском саду 2004г. № 3, 2005г. № 2, 2006г. № 5, 2008
№№ 4, 8.
10. Ганул Е. А. Правила поведенияя в природе.
Детская художественная литература:
Рассказы:
В. Степанов. Живая азбука.
А. Тамбиев. Кто на болоте живёт?
К. Ушинский. Как рубашка в поле выросла.
Атлас «Человек и природа».
Загадки, пословицы и стихи о временах года.
Стихи и рассказы о природе.
Н. Сладков. Птицы.
Г. Скребицкий. На лесной полянке; Раненые деревья; Берегите птиц.
В. В. Бианки. Голубые лягушки; Муравейник зашевелился; Приключения
муравьишки; Чей нос лучше.
К. Ушинский. Пчелки на разведках.
Е. Тимошенко. Елочки-метелочки.
В. Александров. Август, август. Раненые деревья. Сказка. Ежинька и белочка.
Стихи:
А. Яшин. Покормите птиц зимой.
Б. Заходер. Все на свете нужны.
Е. Евтушенко. Берегите эти земли.
Г. Горбовский. Мертвый лес.
М. Агашина. Любуйтесь цветами, не рвите.
М. Дудин. Берегите землю.
Наглядно – дидактические пособия:
Познавательные энциклопедии серии «Хочу все знать», атласы: «Мир вокруг
нас», «Растительный мир в картинках», «Животный мир в картинках»,
«Атлас животных», пособие «Экологическая мозаика», плакаты «Сохраним
родную природу», альбомы, дидактические игры по экологии.
Экологический проект
«Наш дом Земля»
«Природу не уродуй, природу не обидь -
Родился человеком, таким и надо быть….»
Э. Мошковская
МДОУ № 3
Подготовительная группа.
Воспитатель: Родькина О. А.
Актуальность:
2017 год объявлен В. В. Путиным «Годом экологии» так как,
экологическая обстановка в современном мире с каждым годом
ухудшается. Воздействия человека на природу достигают той черты, при
которой, природа теряет способность к самовосстановлению. Страшно
осознавать, что от невежественного вмешательства человека в дела природы
исчезают с лица земли реки, загрязняются моря, вырубаются леса. Главное
действующее лицо в природе – человек. От личной ответственности каждого
за здоровую биосферу, за сохранность природы зависит, каким станет «лик»
Земли и где будет находиться человечество – в начале или конце своего
путешествия в будущее.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость
просветительской работы по формированию у населения экологического
сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в дошкольном учреждении – первом звене непрерывного образования.
Наблюдения за поведением детей в природе, на улицах, анализ
знаний детей, ответы родителей на вопросы анкеты показали, что
необходима планомерная работа по развитию познавательного интереса к
миру природы, обучению и закреплению у детей первоначальных умений и
навыков экологически грамотного в природы.
Теоретическое обоснование:
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека,
его ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается
позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и
окружающим людям. Именно поэтому так важно начать работу по
экологическому воспитанию детей с самого раннего возраста, а основная
задача взрослых – воспитание у дошкольников осознанно - правильного, эмоционально –
положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из
направлений познавательного развития, осуществляемых в дошкольных
образовательных учреждениях.
Вопросами формирования у детей дошкольного возраста элементарных
экологических знаний занимались такие современные педагоги, как
С. Н. Николаева, Т. И. Попова, Н. А. Рыжова, Л. С. Журавлева, О. Ф. Горбатенко и
др.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый
садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о
воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине.
…Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок
начинается видеть, познавать, оценивать окружающий мир».
(В. А. Сухомлинский). Постановка проблемы:
Традиционная работа по экологическому воспитанию не дает ожидаемых
результатов. Необходимо построить работу так, чтобы впечатления ребенка
были как можно ярче, ведь в силу возраста эмоции запоминаются ребенком
лучше, чем слова. Более всего насыщена эмоциями активные формы работы
с детьми, такие как праздники, игры, акции, совместная деятельность с
родителями, походы, трудовые десанты – все это помогает лучше усвоить
навыки бережного и заботливого отношения к объектам природы, развивает
познавательный интерес к окружающему миру.
В связи с этим возникло противоречие между необходимостью
осуществления экологического образования дошкольников и отсутствием
активных формы его организации в детском саду.
Отсутствие активных форм организации экологического образования в
детском саду препятствует обеспечению более эмоционального, а значит
более качественного усвоения экологических знаний.
Цель:
Способствовать систематизированию, обобщению и закреплению элементарных экологических знаний детей, сформировать начала экологического сознания у дошкольников.
Задачи:
- Уточнить, обобщить и углубить знания детей по экологии через использование активных форм работы с детьми: нод,, викторины, экскурсии, праздники, трудовые десанты;
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное и заботливое отношение к миру природы;
- Развивать наблюдательность, любознательность, интерес к миру природы.
- Активизировать позицию родителей по экологическому воспитанию дошкольников.
Ожидаемый результат:
Результатом этой работы должно стать повышение познавательного интереса
к окружающему миру и формирование первоначальных умений и навыков
экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка
поведения.
Сроки реализации проекта :
Февраль – апрель 2017 года.
Участники:
Дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Внешние связи проекта :
- Экскурсии в библиотеку, в парк, на водоём (разное время года).
Внутренние связи проекта :
- Выставка детских рисунков «Птицы наши друзья» ;
- Конкурс знаков «Правила поведения в природе» (совместное творчество детей и родителей);
- Оформление стенда: «Берегите природу».
- Собрать копилку дидактических игр экологической направленности.
- Собрать комплект наглядного материала экологической направленности.
- Изготовить домино «Овощи» и домино «Фрукты».
- Оформление стенда «Сохраним родную природу».
- Оформление цикла консультаций для родителей.
- Праздник «День Земли», викторина «Мы друзья природы».
- Составить картотеку опытов и экспериментов по экологии.
- Составить картотеку загадок о природе и природных явлениях.
- Оформить фотовыставку " В гармонии с природой".
- Подготовить детей к конкурсу чтецов " К природе сердцем прикоснись".
Этапы реализации проекта :
- Подготовительный этап : подбор необходимой методической литературы, дидактических игр, загадок, опытов, экспериментов по экологии,
подбор консультаций для родителей,
подбор наглядного материала,
анализ работы по данному направлению,
подбор пособий, организационная работа.
- Основной этап: реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.
- Заключительный этап: подведение итогов, организация презентации проекта.
- Вывод: дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет, широкие возможности, для экологического воспитания, кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим миром, неотъемлимой частью которого является мир природы и среда созданная человеком.
Представляемый проект позволяет решить задачи ФГОС в области экологического воспитания через интеграцию пяти образовательных областей, в различных видах детской деятельности. Экологическое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует накоплению у детей конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознанного обобщения, привидения в систему, раскрытие причин взаимосвязей существующих в природе. В результате чего дети начинают понимать что:
- объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно меняется.
- Итог создания и внедрения проекта :
- Подборка дидактических игр:
«Чей это домик?», «Мои домашние животные», «Береги живое», «Зелёный город», «Кто где живёт, «Времена года», «Дикие животные», «Угадайка», «Расти малыш», «Чей малыш».
Лото «Собери урожай», «Жители Африки», «Грибы», «Насекомые».
Изготовление домино «Овощи» и «Фрукты».
- Подборка наглядного материала: «Морские обитатели», «Арктика и Антарктида», «Насекомые», «Времена года», «Птицы», «Животные средней полосы», «Как избежать неприятностей на природе», «Природные погодные явления», «Сохраним родную природу».
- Картотека опытов и экспериментов по экологии в подготовительной группе.
- Картотека загадок о природе и природных явлениях.
- Оформление фотовыставки " В гармонии с природой".
- Конкурс знаков " Правила поведения в природе. "
- Подготовка детей к конкурсу чтецов " К природе сердцем прикоснись".
Формы работы с детьми по реализации проекта :
- нод,
- беседы,
- экскурсии,
- решение экологических ситуаций- игровая деятельность,
- изобразительная деятельность,
- чтение художественной литературы,
- тематические конкурсы рисунков,
- дидактические игры,
- загадывание загадок,
- праздники и развлечения,
- трудовой десант,
Формы работы с родителями:
- консультации;
- совместная творческая деятельность;
- участие в трудовых десантах;
- совместное с детьми родительское собрание ;
Программно – методическое обеспечение:
Методическая литература:
1. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания
дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
2. Николаева С. Н. Статьи в журнале «дошкольное воспитание» :
1988г. ,№№ 2, 8, 12; 1996г., с №7 по 1998г., № 1.
3. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду.
4. Рыжова Н. А. Волшебница – вода.
5. Рыжова Н. А. Не просто сказки.
6. Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому
образованию дошкольников. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
7. Николаева С. Н. Юный эколог.
8. Вахромеева М. Г., Павлов В. Н. Растения Красной книги СССР: Береги
природу! – М. : Педагогика, 1990.
9. Журнал Управление ДОУ 2005г. № 2; 2007г. № 3.
10. Журнал Ребенок в детском саду 2004г. № 3, 2005г. № 2, 2006г. № 5, 2008
№№ 4, 8.
10. Ганул Е. А. Правила поведенияя в природе.
Детская художественная литература:
Рассказы:
В. Степанов. Живая азбука.
А. Тамбиев. Кто на болоте живёт?
К. Ушинский. Как рубашка в поле выросла.
Атлас «Человек и природа».
Загадки, пословицы и стихи о временах года.
Стихи и рассказы о природе.
Н. Сладков. Птицы.
Г. Скребицкий. На лесной полянке; Раненые деревья; Берегите птиц.
В. В. Бианки. Голубые лягушки; Муравейник зашевелился; Приключения
муравьишки; Чей нос лучше.
К. Ушинский. Пчелки на разведках.
Е. Тимошенко. Елочки-метелочки.
В. Александров. Август, август. Раненые деревья. Сказка. Ежинька и белочка.
Стихи:
А. Яшин. Покормите птиц зимой.
Б. Заходер. Все на свете нужны.
Е. Евтушенко. Берегите эти земли.
Г. Горбовский. Мертвый лес.
М. Агашина. Любуйтесь цветами, не рвите.
М. Дудин. Берегите землю.
Наглядно – дидактические пособия:
Познавательные энциклопедии серии «Хочу все знать», атласы: «Мир вокруг
нас», «Растительный мир в картинках», «Животный мир в картинках»,
«Атлас животных», пособие «Экологическая мозаика», плакаты «Сохраним
родную природу», альбомы, дидактические игры по экологии.
" Огород на подоконнике".
Занятие по экологии " В у феи Природы. "
Экологическая акция по уборке парка.