Санталова Олеся Ивановна
Экологический проект «Хотим всё знать о воде»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ :
«ХОТИМ ВСЁ ЗНАТЬ О ВОДЕ»
Выполнила:
воспитатель 1 квалификационной категории
Санталова О. И.
Паспорт проекта
Полное название проекта : «Хотим все знать о воде».
Автор проекта : воспитатель средней группы Санталова Олеся Ивановна
Тип проекта : средней продолжительности, познавательный.
Вид проекта : групповой, исследовательский, творческий.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель группы, родители.
Цель проекта : расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизни человека, роли в окружающем мире. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Актуальность: По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у нее свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде. Как важно её беречь.
Данный проект основан именно на приобретении детьми опыта по знакомству со свойствами простого и понятного для них вещества - воды.
Наблюдения и опыты развивают у детей любознательность, наблюдательность и эмоциональную отзывчивость, активизируют восприятие. Не стоит забывать о ведущем виде деятельности – игре. При проведении экспериментов и в процессе игры дети получают массу положительных эмоций, делятся друг с другом впечатлениями и приобретают опыт взаимодействия с водой, знакомясь с её свойствами. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать и ощущать – именно так они познают окружающий мир.
Именно поэтому важно дать ребёнку самому переливать воду, окрашивать её, наблюдать за испарением – это возможность для каждого из них познакомиться со свойствами воды, увидеть в таком простом и привычном для них веществе как вода массу интересных особенностей. Знания, полученные ребёнком в процессе собственной деятельности, а это его опыт, усваиваются прочно и надолго.
Цель проекта :
• расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизни человека, роли в окружающем мире.
• Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта :
• систематизировать знания детей о значении воды в жизни людей;
• умножить и расширить представления детей о воде как среде обитания для животных, птиц, растений;
• стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность;
• развивать любознательность;
• воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
• повысить воспитательную компетенцию родителей в экологическом образовании дошкольников;
Ожидаемые результаты.
Дети узнают:
• О свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки) и т. д.
• О роли воды в жизни человека и живых организмов.
• Узнают, что такое – круговорот воды в природе.
• Узнают о том, что воду загрязняют, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
• Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.
• Дети будут бережно относиться к воде.
Выполнение проекта.
Проект реализуется в три этапа.
I этап – подготовительный.
II этап – практический.
III этап - заключительный
Подготовительный этап проекта
• Определение направленности проекта, целей и задач;
• Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе;
• Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
• Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта;
• Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта
• Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте
• Беседы, консультации на протяжение всего проекта
Исследовательский (основной) этап проекта.
Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Хотим всё знать о воде» для детей среднего дошкольного возраста. Сроки: октябрь –декабрь
Беседы, рассказы
• «Что мы знаем о воде»
• «Важность воды для всех живых организмов»
• «Что такое осадки»
• «Водоемы»
• «Интересные факты о воде»
• «Загрязнение воды и как этого избежать»
• «Бережем воду вместе»
Опытно – экспериментальная деятельность
Опыты:
• «Вода – это жидкость»
• «Очищение воды»
• «Вода прозрачная»
• «Вода меняет цвет»
• «Вода – растворитель»
• «Лед»
• «Круговорот воды в природе»
• «Плавает – тонет»
• «Снег и лед. Цветные льдинки»
Наблюдения
• «Снег кружится»
• «Снег и птицы»
• «Следы на снегу»
• «Сосульки на крыше»
• «Гололед»
• «Морозные узоры на окне»
Познавательная деятельность
• ННОД «Синяя вода»,
• ННОД «Вода – растворитель»
• ННОД «Очищение воды»
Художественное творчество
• Аппликация «Снеговик»; «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Морковки из льда», «Капли воды».
• Рисование «Речные рыбки»; «Снежинки на окне».
• Конструирование из бумаги: «Снежинки»; «Круговорот воды в природе».
Работа с родителями
• Введение в тему проекта : рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой;
• Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта;
• Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;
• Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании).
Игровая деятельность
Подвижные игры:
• «Ручеек»
• «Караси и щука»
• «Море волнуется»
• «Тучка по небу ходила»
• «Снежки»
• «Лягушки и цапля»
Дидактические игры:
• «Какой бывает вода?»
• «Собери картинку»
• «Доскажи словечко»
• «Кто больше назовет»
• «Потому что…»
• «Кому нужна вода, а кому полянка»
• «Небо. Земля. Вода»
Трудовая деятельность.
«Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок».
Чтение художественной литературы
Рассказы и сказки
• «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
• «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
• Королева – вода Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
• «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;
• «Сказка о ручейке» Эстер Адам;
Стихотворения
• «Я по воде могу ходить» С. Олегова;
• «Ручеек и речка» С. Олегова;
• «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова;
• «Берегите воду» С. Олегова;
• «Разговор» С. Погореловский;
• «Ручеек» Т. Жиброва;
• «Дождик» В. Минькова;
• «Какой дождь» О. Григорьев;
• «Снежок и Алешка» Е. Андреева
Загадки, половицы и поговорки о воде.
Комплекс утренней гимнастики «Снежки»
Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки»
Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз»
Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»
Заключительный этап
Сроки - декабрь
• Выставка детских работ по проекту;
• Оформление уголка - выставки для детей и родителей «Волшебница вода»;
• Создание макета «Круговорот воды в природе»
• Оформление презентации о проделанной работе.
Анализ результатов диагностики дошкольников
Эколого-педагогическая работа с детьми в течение определённого периода даёт отчетливые результаты. Проведённая диагностика позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать уровень знаний, как в начале проекта, так и при его завершении. Таким образом, мы видим данные показатели в приведённой ниже опрос - таблице и на диаграмме.
Если на начало проекта дети имеют низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта вновь проведённая диагностика, показывает высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов.
Я считаю, что проект удался, т. к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях.
Список используемой литературы:
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М. : МОЗАИКА – СИТНЕЗ, 2012
• Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Книголюб, 2006.
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
• Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М. : Просвещение: Учеб. Лит. 1996.
• Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М. : ТЦ Сфера, 2009.