Анна Шепелева
Экологический проект «Лук — полезный друг!»
▼ Скачать
Проблема:
У современных детей не часто бывает возможность тесно общаться с природой, так как не у всех семей имеются дачи и земельные участки. Дети не знают, как можно вырастить репчатый лук на перо в комнатных условиях. Многие дети не знают о пользе лука и его полезных свойствах.
Актуальность:
Публикация «Экологический проект „Лук — полезный друг!“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Умение вырастить на мини-огороде участка нашей группы овощи всегда вселяет в ребят чувство гордости и победы. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. Но мы не всегда задумывались, как именно растет лук, какие условия необходимы для его роста. Детям интересно узнать, как можно вырастить зелёный лук на подоконнике, что в нем полезного и как его можно применять еще.
Цель проекта :
- вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях
Задачи:
- расширить знания детей о сортах лука, условиях его роста, о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами;
- узнать больше о пользе лука;
- заинтересовать этапами проведения опыта;
- активизировать у ребят инициативу, внимание и память;
- обогащение словарного запаса детей;
- привлечь к работе проекта детей, воспитателей, родителей;
- воспитывать бережное отношение к природе, понимание необходимости её охраны через собственные наблюдения;
- научить детей видеть результаты своего труда.
Участники проекта : педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : средней продолжительности
Срок реализации: 1-1.5 месяца
Этапы реализации проекта :
1. Концептуальный - обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.
2. Подготовительный
а. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о луке)
б. Составление плана работы над проектом.
в. Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
г. Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемой теме.
д. Создание развивающей среды, подбор игр и оборудования по теме проекта
е. Привлечение родителей к посадке лука на перо и оформлению дневников наблюдений.
3. Формирующий - деятельность в соответствии с тематическим планированием.
4. Итоговый - оценка уровня усвоенных знаний о луке, формирования практических умений и навыков детей, их свободное применение в играх и творческой деятельности.
Конечный продукт: дневник наблюдений, обед с луком.
Содержание проектной деятельности
Беседы с детьми ознакомительного характера
В процессе работы над проектом сообщили воспитанникам новые знания об овощах, конкретно о луке:
- лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли.
- лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Его применяют при желудочно-кишечном расстройстве, сопровождающемся недостаточной двигательной и секреторной деятельностью желудка, при гипертонии, атеросклерозе, общей слабости и простудных заболеваниях.
- лук содержит: аллицин – природный антибиотик, аминокислоту – «гормон ночи», серотонин, серу – «гормон радости», кремний – сжигает жиры в организме, вырабатывает энергию;
- в медицине лук применяют в борьбе с цингой и как противоглистное средство. Свежий сок лука, смешанный с медом хорошее средство при лечении бельма глаз, бронхита, кашля и грибкового заболевания кожи.
Сок лука также рекомендуется при неврастении, бессоннице и ревматизме. Кашицу из свежего лука используют от гриппа, для лечения дерматитов, против укусов комаров, выпадения волос, для удаления мозолей и бородавок. Печеный лук прикладывают к фурункулам, а свеженарезанный - к вискам от головной боли.
- в луке порее витаминов больше, чем в репке. Лук-порей рекомендуется применять при ожирении, отложении солей и почечнокаменной болезни. Так же лук – порей устраняет синдром беспокойства.
2. Воспитание бережного отношения к растениям, как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны на собственных наблюдениях.
Рассматривание строения луковицы репчатого лука.
3. Проведение опытов, где дети наблюдают за ростом лука. Установление связей: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Фиксация результатов экспериментов в рисунках и на фото. Формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработка навыков посадки материала в грунт и воду.
4. В процессе исследований познакомить детей с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки, кроссворды. Рассматривание иллюстраций, картин на овощную тематику.
5. Привлечение к проектной работе родителей
- Подготовка консультации для родителей: «Лук – надежный друг»
- Оформление дневника наблюдений за луком, посаженным в домашних условиях.
6. Совершенствование практических умений и навыков детей, их свободное применение в играх и творческой деятельности.
Внедрение проекта по образовательным областям:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» :
Совершенствование умений видеть окружающую красоту природы и отражение увиденного и прочитанного в рисунках, аппликациях и работах по ручному труду.
Разучивание пословиц, загадок, поговорок о луке.
Чтение: Джанни Родари «Приключения Чиполлино», сказки «Аленький цветочек», лепка «Овощи на грядке»
Образовательная область «Физическое развитие» :
Формирование представлений о здоровом образе жизни.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе.
Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
Ожидаемые результаты:
- дети умеют создавать грядку на подоконнике и ухаживать за луком самостоятельно;
- имеют представление о полезных свойствах лука;
- дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники узнали сорта лука (репчатый, порей, сформировали навык работы с посевным материалом.
- дети самостоятельно рассматривали рост лука, отмечали его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
- расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
- словарный запас детей пополнился новыми словами «углубление», «рассада», «лук порей», «перо»;
- развитие сотрудничества родителей с детским садом;
- дети с огромным удовольствием употребляют продукт своего труда в пищу, рисуют и делают аппликации лука, совместно с родителями выполняют поделки из репчатого лука.
Прогноз возможных негативных последствий:
Луковицы репчатого лука не прорастают на перо, возможно, из-за некачественного материала (луковицы подморожены) заменить луковицы на более качественные;
Не все родители желают принимать участие в совместной работе по проекту заинтересовать родителей, объяснить важность совместной работы с детьми.
Список использованной литературы:
Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
3. Масленникова О. М. Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду»
4 Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в подготовительной группе».