Любовь Виноградова
Экологический проект «Капитошка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы говорим: она течет,
Мы говорим: она играет,
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает»
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : 1 месяц.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, учитель-логопед, родители.
Актуальность:
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.
Публикация «Экологический проект „Капитошка“» размещена в разделах
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.
Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни.
Проблема:
В настоящее время наблюдается низкий уровень личностной культуры человека по бережному отношению к воде в целом. Актуальна необходимость формирования в сознании детей бережного отношения к природе.
Неправильное поведение людей, из-за которого погибает растительный и животный мир, небрежное отношение к природе – все это подталкивает нас воспитывать экологически грамотных, культурных людей.
Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, о его будущем.
Мотивация:
Мальчик посмотрел дома мультфильм «Капитошка» и рассказал о нем друзьям в группе. Всех заинтересовал вопрос, кто такой «Капитошка», какая бывает вода, что с ней происходит в природе? Какими свойствами обладает волшебница – вода? Что нужно делать, чтобы она была чистой, как ее охранять?
Цели проекта :
Поиск и создания условий для развития личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы.
Формирование личности, видящей красоту окружающего водного пространства, стремящейся сохранять и оберегать водный мир, умеющей взаимодействовать с природой, соблюдая экологические правила.
Умение использовать полученные речевые знания, развивать речевую активность.
Задачи проекта :
Коррекционно-образовательные:
Способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; расширению кругозора о водном пространстве, о значении воды в жизни человека и живых существ.
Формировать экологическую культуру и познавательную деятельность детей.
Коррекционно-развивающие:
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, умение обобщать собственный опыт исследовательской работы.
Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями.
Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы.
Способствовать формированию всех компонентов устной речи детей, обогащать и активизировать словарь, развивать грамматический строй речи.
Развивать речевую активность детей, умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
Формировать навыки коммуникативного общения.
Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
Активизировать природоведческий словарь ребёнка.
Закреплять умения правильно произносить поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, формировать навык самоконтроля за речью; развивать навык фонематического восприятия и слуха.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать технику речевого дыхания в разных видах деятельности.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать любовь к родной природе.
Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, формировать умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
У детей:
-расширятся представления о воде, умение определять различные состояния воды и рассказывать о них
-будут бережно относиться к природным ресурсам
-сформируются элементы речевого общения: связная речь, умение общаться с детьми, взрослыми
-разовьется умение использовать в общении различные коммуникативные средства
-будут видеть и чувствовать красоту природы
У родителей:
-сформируется интерес к проблеме экологического воспитания детей.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологическое воспитание, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
В результате проведенной работы дошкольники поймут и осознают, насколько значима вода в природе, в жизни человека. А также познакомятся с художественными произведениями: рассказами, песнями, выучат стихи о воде.
Этапы реализации проекта :
I этап «Подготовительный»
- Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, энциклопедий, изготовление экологических пособий и игр.
- Подбор и составление бесед, конспектов и презентаций.
- Знакомство родителей с целями и задачами проекта.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды: изготовление и обновление наглядного и речевого материала (иллюстраций, стихов, загадок, подвижных, пальчиковых игр); материалов и пособий для экспериментирования; дидактических игр.
II этап «Информационно-творческий»
Мероприятия с детьми
Социально-коммуникативное развитие:
- Экологические беседы-обсуждения «Что такое вода?», «Где живет вода?», «Вода в жизни человека», «Как мы бережем воду дома», «О правилах поведения на воде».
-Соблюдение культурно-гигиенических правил, трудовые поручения (полив растений, мытье игрушек).
-Чтение книги «Познавательные путешествия Капельки».
-Сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Стирка».
-Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Возвращение Капитошки», «Федорино горе», «Мойдодыр».
-Рассматривание иллюстраций о воде, наблюдение за состояниями воды, рассматривание детских энциклопедий о водных обитателях и растительности в воде.
Познавательное развитие:
-Просмотр презентаций «Кому вода нужнее?», «Круговорот воды в природе».
-НОД «Чудо-капельки» (природные состояния воды).
-Дидактические игры: «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Воздух, земля, вода», «Хорошо или плохо», «Где живет вода», «Кто где живет?», «Живая и неживая природа»; изготовление театра для экологической сказки о капельке; музыка («Шум воды, моря, дождя, водопада», «Капель», «Ручей», песня Капитошка».
-Экспериментирование и игры с водой (не имеет цвета, запаха, вода-растворитель и т. д.).
- Измерение воды мерками.
-Наблюдения: дождик, туман, облака.
Речевое развитие:
-Пальчиковые и логоритмические упражнения по теме.
-Составление творческих рассказов, сказок о ручейке.
-Досуг «Встреча с водой».
-НОД «Приключения Маленькой Капельки Воды».
-Прослушивание, обсуждение и драматизация экологических сказок «Путешествие капелек», «Ручеек».
Художественно-эстетическое развитие:
- Знакомство с произведениями живописи, изображающими воду (моря, реки, водопады – Айвазовский, Левитан).
-Рисование «Тучка» (кляксография).
-Рисование рисунков в защиту ручьев и родников.
-Аппликация «Зонтики» (объемная)
-Лепка «Капелька»
-Слушание звуков воды в природе: шум дождя, ручейка,
Физическое развитие:
-Подвижные игры "Море волнуется раз", "Ручеек".
-Игры-импровизации «Я облако», «Дождик»
Мероприятия с родителями:
-Привлечение родителей к помощи детям в поиске источника ответа на вопросы, чтение рассказов, стихотворений, загадывание загадок, заучивание пословиц и примет о воде
-Альбом «Реки и каналы Санкт-Петербурга»
-Папка-передвижка «22 марта – Международный день воды»
Совместная деятельность детей и родителей
-Экскурсия в музей воды
-Конкурс семейных рисунков «С кем дружит Капелька»
-Придумывание сказок о капельке, ручейке или подводных жителях
-Разучивание стихотворений о воде
III этап «Заключительный»
Результаты проекта :
-В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о природе. Сформировалось бережное отношение к воде.
-Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
-Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой.
-Родители активно участвовали в оформлении фотогазеты, выставки рисунков и сказок детей.
Продукты проекта :
-Выставка творческих работ детей
-«Сказка о капельке, ручейке, подводных жителях» (дети и родители).
-НОД «Вода – источник жизни на Земле» (дети и родители).
-Фотовыставка
Литература:
1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
2. Алябьева Е. А. Грамматика для дошколят. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
3. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
4. Валюжинич Е., Зрюева Н. Познавательные путешествия капельки, или лесные забавы. – М. : изд-во Лада, 2010.
5. Веракса Н. Е. Примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
6. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. – Волгоград, 2008.
7. Зенина Т. Н. Экологические праздники для старших дошкольников. – М. : Педагогическое общество России, 2006.
8. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
9. Масленникова О. М., Филлипенко А. А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград, изд-во «Учитель», 2011.
10. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М. : Мозаика-синтез, 2010.
11. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. – Санкт-Петербург, изд-во КАРО, 2008.
12. Рыжова Н. А. Не просто сказки. – М. : Линка-пресс, 2002.
13. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет. – М., 2002.