Екатерина Данилина
Экологический проект «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Старшая группа № 10
Воспитатель : Данилина Е. В.
Проект : «Домашние животные»
Тип проекта : информационно-практический, среднесрочный (1 мес. май - июнь).
Целевая аудитория: дети 5-6 лет.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Публикация «Экологический проект „Домашние животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Актуальность проекта : мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними.
Анализ проблемы: дети, в основном знакомы (имеют в своих семьях) с такими представителями домашних животных как – кошка, собака, попугай. А какие еще есть домашние животные? Для решения данной проблемы возник проект «Домашние животные».
Цели проекта :
1. Формирование, расширение и обобщение знаний детей о домашних животных.
2. Формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
3. Развитие интереса детей к окружающему миру.
Задачи проекта :
1. Воспитывать гуманное отношение к животным.
2. Уточнить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят?
3. Развитие речи, мышления, воображения, любознательности, обогащение словарного запаса детей.
4. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
5. Совершенствование навыков рисования и творческой деятельности у детей.
6. Создание у детей зрительного образа, вызов эмоционального отклика.
Предполагаемый результат: обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения; знакомство с правилами ухода за домашними животными.
Продукты проекта :
1. Изготовление стенгазеты «Домашние животные».
2. Создание в группе уголка «Друзья наши меньшие».
3. Создание экологического уголка «Домашние животные».
Таб. 1. Интеграция образовательных областей
Образовательная область
Организованная образовательная, самостоятельная деятельность детей
Познание - Просмотр презентации «Домашние животные».
- Животные, проживающие в деревне и в городе.
- Беседа-обсуждение «Ставим проблемные вопросы» (смотри ход проекта).
- Беседа «Во что одеты животные?».
- Дидактические игры: «Узнай животных по описанию», «Кто где живет?», «Кто какую пользу приносит?», «Чьи это детки?», «Кто я и как я кричу?».
- Наблюдение за собакой на прогулке.
- Игра в настольное лото по тематике «Домашние животные».
- Работа с макетом «Домик в деревне».
Коммуникация - Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи следы?».
- Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная лечебница», «Доктор Айболит».
- Беседа «Как животные приспосабливаются к окружающим условиям? Поведение человека с животными».
- Рассматривание альбома «Домашние животные» и состав детьми описательного рассказа по иллюстрации с опорой на схему.
Социализация - Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».
- Дидактическая игра «Помоги животным найти свой дом».
- Приобщение детей к общению друг с другом в совместной деятельности.
Чтение художественной литературы - Рассматривание книг о животных.
- Чтение стихов В. А. Степанов «Животный мир России».
- Чтение русской народной сказки «Кот - серый лоб, козел да баран».
- Чтение К. Ушинский «Спор животных», М. Пришвин «Жулька».
- Выставка книг «Животные в сказках».
- Загадывание загадок о домашних животных.
- Чтение пословиц и поговорок о животных.
Художественное творчество - Лепка: «Кошки и собаки – наши друзья», оформление уголка группы «Наши верные друзья».
- Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».
- Совместный труд детей и педагога – изготовление макета «Домик в деревне».
Музыка - Музыкальная игра «Угадай животное».
- Разучивание песни «Цап-царап», муз. С. Гаврилова, сл. Р. Алдониной.
Труд - Беседа об уходе за домашними животными (как чистить клетку, кормить, необходимость ухода, независимо от своего настроения).
- Дежурство в книжном уголке и уголке природы.
Здоровье - Беседа «Что ведет к гибели зверей и болезням людей», «Гигиена животных».
- Сравнение человека и животного «Чем мы похожи и чем мы отличаемся?» Игра «У зверей и у людей» (с мячом).
- Беседы об умывании.
- Бодрящая гимнастика после сна (комплекс дыхательных упражнений).
Безопасность - Беседа «Встреча с незнакомыми животными», «Позаботься о безопасности своего организма после помощи животным».
Физическая культура - Зарядка «Не ребята, а зверята» ( упражнения: «Корова отгоняет мошек», «Идет коза рогатая», «Домашняя кошечка», «Конь бьет копытом», «Скачут зайки»).
- Физминутки: «Корова», «Кошка», «Котик».
- Пальчиковая гимнастика: «Козочка», «Покормим животных».
- Артикуляционная гимнастика: «Сердитая кошка», «Утиный клювик», «Лошадка».
- Подвижные игры: «Кролики», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес».
Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами:
- Беседы с родителями на тему «Есть ли в доме животное?».
- Библиотека для родителей: книги о природе, животных, статьи о воспитании доброты в детях.
- Папка-передвижка «Дети и домашние животные».
Реализация проекта :
Первая неделя.
1. Мотивация выбора темы.
Цель: создать зрительный образ, вызвать эмоциональный отклик у детей, развитие речевой активности и мышления у детей.
Сообщение тематики проекта : «Домашние животные».
На одной из стен группы располагаются иллюстрации, изображающие различных животных. Воспитатель предлагает подойти детям к иллюстрациям и поиграть. Воспитатель называет животных, не предлагая никакой схемы ответа (ее устанавливают сами дети). Например: «Кошка», - а в ответ: «Мяукает», или «Полосатая», или «Рыжая» и т. д.
Далее следует дидактические игры: «Узнай животного по описанию», «Чьи это детки?» (используются наглядные пособия – плакат и альбом «Домашние животные»).
Дидактическая игра «Чьи это детки?»
После игр воспитатель предлагает детям составить описательный рассказ по иллюстрации с опорой на схему.
Далее проходит чтение русской народной сказки «Кот – серый лоб, козел, да баран».
После, дети дежурят в уголке природы.
В заключение утреннего сбора проходит подвижная игра «Пастух и овцы».
2. Комплекс утренней гимнастики: «Не ребята, а зверята» [15].
Цель: создать бодрое, радостное настроение; поднять мышечный тонус детей.
3. Гигиенические процедуры.
Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки у детей.
Умывалочка: «Кто такая пушка» [3,64].
4. Завтрак.
Цель: настроить детей на принятие пищи; формировать знания о культуре поведения за столом.
Дети садятся за столы. Совместно с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику, упражнения: «сердитая кошка», «утиный клювик», «лошадка» [6,57; 6,59].
Далее идет выполнение пальчиковой гимнастики «покормим животное» [13,58].
Воспитатель: «Мы животных покормили, а теперь должны покушать сами». Повторение правил поведения за столом:
Ложкой–вилкой не грохочем,
Не играем, не хохочем,
Мы на стульчике сидим,
Молча весело едим.
Мы ногами не болтаем,
И ворон мы не считаем,
Не глядим по сторонам,
Кашу кушать надо нам!
Дети принимают пищу. После еды воспитатель всех хвалит.
5. Чтение художественной литературы. Стихи В. А. Степанова [2], с показом иллюстраций животных.
Вторая неделя
1. Самостоятельная деятельность детей. Сюжетно-ролевые игры: «Ветлечебница», «Айболит».
Цель: учить детей самостоятельно распределять роли, понимая воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Развивать творческое воображение.
2. Тематическое занятие. Проводилось в рамках методического пособия Т. И. Гризик «Познавательное развитие детей 4-5 лет» [8,39].
Оборудование: фигурки домашних животных (собака, утки, индюк, овца, свинья с поросятами,петух, листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигурки животных, которые стоят на столе. Дети называют животных. Воспитатель: «А теперь поиграем, загадки отгадаем» (педагог загадывает загадки-описания, дети отгадывают (находят животных, показывают остальным) [3,17; 3,35; 3,47; 3,67].
Дети берут фигурки животных и проходит дидактическая игра «Кто я и как я кричу?» (фото 5, дидактическая игра «Кто я и как я кричу?»)
Далее воспитатель читает детям пословицы о животных [3].
Потом воспитатель проводит беседу-обсуждение, ставит проблемные вопросы:
- как мы бы жили без домашних животных,
- зачем человек приручил животных,
- живут в доме - значит домашние,
- зачем держать в доме животных,
- как ухаживать за домашними животными,
- какова роль домашних животных в жизни людей,
- учат ли животные и птицы своих детей,
- что мы можем дать домашним животным.
Проведение физкультминутки. Упражнения: «корова», «кошка».
Далее, совместно с воспитателем дети рассматривают макеты домашних животных.
Работа с макетами домашних животных
Изготовление стенгазеты «Домашние животные», где рассказываются интересные факты о животных.
Воспитатель интересуется, почему они все собрались на дворе, а не ушли в лес? Потому, что эти животные живут с человеком, который заботиться о них. Их поэтому и называют – домашние животные.
Далее воспитатель интересуется, какие домашние животные живут в семьях воспитанников. Раздает листы бумаги и проводит игру – задание «Нарисуй животное и составь рассказ о нем». Работа продолжается в свободной деятельности. Готовые работы в дальнейшем выставляются в уголке «Мои верные друзья».
3. Подготовка к прогулке. Беседа «Во что одеты животные, а во что одевается человек?» Цель: совершенствовать умение быстро одеваться в определенной последовательности.
Работа в книжном уголке – выставка книг с иллюстрациями животных.
4. Прогулка. Цель: оздоровление и закаливание детей на свежем воздухе.
Подвижные игры: «Кролики». Цель: учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, развивать ловкость, уверенность [11,47].
«Наседка и цыплята». Цель: учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожными и внимательными; приучать детей действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им [11,48].
Далее идет наблюдение за собакой [10,101]. Цель: формировать у детей представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.
Далее воспитатель проводит беседу об уходе за домашними животными.
Далее воспитатель предлагает детям разучить песенку «Цап-царап» (муз. С. Гаврилова, сл. Р. Алдониной).
После этого педагог организовывает самостоятельную деятельность детей на прогулке:
- игры с выносным материалом;
- катание на качелях, каруселях, «мыльные пузыри»;
- кормление птиц на участке.
Третья неделя
1. Возвращение с прогулки, работа перед сном.
Воспитатель помогает детям раздеться.
Далее следуют гигиенические процедуры. Дети вспоминают вместе с воспитателем золотое правило «Руки мой перед едой, грязные руки грозят нам бедой».
Далее педагог проводит беседу «Что ведет к гибели зверей и болезням людей», «Гигиена животных».
Дети садятся за столы и проходит пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Козочка» [9,3]. Артикуляционная гимнастика. Упражнение: «Утиный клювик», «Лошадка» [6,59].
2. Чтение К. Ушинский «Спор животных», М. Пришвин «Жулька».
3. Бодрящая гимнастика после сна.
Дыхательная гимнастика. Цель: повышение общего жизненного тонуса детей, сопротивляемости и устойчивости организма заболеваниям дыхательной системы; развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы. Упражнения: «Петушок» [12,26], «Гуси летят» [12,28], «Насос» [12,26].
Закаливающие процедуры: ходьба босиком по массажной дорожке (изображаем кошку – пластические этюды).
4. Самостоятельная деятельность детей.
Лепка. «Кошки и собаки – наши верные друзья». Оформление в группе уголка «Друзья наши меньшие» (фигурки и рисунки детей).
Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи это следы?»
Четвёртая неделя
1. Дидактическая игра «Помоги животному найти свой дом».
2. Вечерняя прогулка.
Подвижная игра «Лохматый пес». Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться [11,44].
Далее воспитатель проводит беседу с детьми «Встреча с незнакомыми животными».
Дидактическая игра «У зверей и у людей» (с мячом). Сравнение человека и животного. Чем мы похожи и чем мы отличаемся?
4. Уход детей домой.
Воспитатель проводит беседы с родителями. Дети уходят домой, рассказывая родителям о том, с чем они познакомились сегодня в саду.
Подведение итогов.
В рамках проекта «Домашние животные» были созданы: экологический уголок «Домашние животные», стенгазета «Домашние животные», дидактические игры, картотека загадок и пословиц о животных, уголок «Друзья наши меньшие».
Таким образом, ознакомление детей с миром домашних животных имеет большое значение в системе знаний детей об окружающем мире. Благодаря проведенной работе дети приобрели уверенность в своих способностях, повысили свою самостоятельность, отмечались положительные изменения со стороны эмоционально- волевой сферы, зрительного внимания, речи, артикуляционной и общей моторики. Совместная деятельность детей и воспитателя помогла развития познавательного интереса детей, мышления. Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.
Список используемой литературы:
1. Гризик Т. И. Пособие «Интересен мир вокруг нас» для детей 4-5 лет.
2. Степанов В. А. Животный мир России. Серия «Учебник для маленьких». – М., 2002.
3. Синицына Е. Н. Умные загадки. – М., 1997.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
5. Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1998.
6. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – М., 2007.
7. Свирская Л. В. Утро радостных встреч. – М., 2010.
8. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 4-5 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М., 2010.
9. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М., 2013.
10. Кравченко И. В., Долгова Т. А. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: методическое пособие. – М., 2009.
11. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. – М. ,1986.
12. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград, 2009.
13. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
14. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. ,2007.
15. Интернет ресурсы. Разработка комплексов утренней гимнастики для детей средних возрастных групп (4-5 лет). Автор: Сенченко О. В. – инструктор по физкультуре МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Радуга», г. Подольск.
16. Журнал «Дошкольное воспитание».