Марина Тарасова
Экологический проект «Дом, в котором мы живём» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Дом, в котором мы живём».
Для детей старшего дошкольного возраста.
Проект разработан воспитателем по познавательному развитию Тарасовой М. В. "МБДОУ Детский сад"Семицветик" г. Нарьян-Мар.
Публикация «Экологический проект „Дом, в котором мы живём“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
«Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Именно в дошкольном возрасте у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культура.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.
Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут : открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
В. А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Долгие годы человечество использовало природные ресурсы без учета экологических законов. Это привело к значительному истощению некоторых из них и обширному загрязнению всей окружающей среды.
Мы живём рядом с источниками экологической опасности : выращиваем овощи рядом с автострадами, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, сами создаём свалки рядом с нашими домами.
Назрела острая необходимость изменить сознание людей, отношение к окружающей среде и природоохранной деятельности. Именно детский возраст является самым благоприятным для формирования экологического сознания и навыков рационального природопользования. Дошкольным учреждениям и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы повысить экологическую культуру воспитанников, что невозможно без экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире природы.
Одной из самых актуальных в последние годы форм работы с детьми считается проект. Этот вид деятельности позволяет ребёнку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, что способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности.
А взаимодействие с семьей позволяет повышать экологическую культуру членов семьи детей, а также добиваться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Цель: формирование основ экологической культуры у детей и их родителей через расширение представлений о разных формах жизни, понимании того, что человек – часть природы, что в природе всё взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды
Задачи:
1. Ввести детей в проблемную ситуацию: узнать, что дети знают о природных объектах ближайшего окружения, и что ещё хотели бы узнать.
2. Расширять и закреплять представления детей о многообразии природы.
3. Развивать интерес у дошкольников к природе через разные формы познавательной деятельности.
4. Расширять кругозор детей на основе материала о природе доступного их пониманию в соответствии с возрастом.
5. Развивать у детей навыки экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе.
6. Развивать положительный опыт эмоционально – чувственного восприятия природы, эстетического видения ее.
7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений о многообразии природы.
8. Развивать самостоятельность, коммуникативные умения и навыки, память, мышление, творческое воображение.
9. Продолжать знакомить детей с различными источниками получения информации.
10. Обогащать развивающую среду в области экологического развития.
11. Создать в детском саду условия, способствующие эффективному общению детей – родителей – педагогов.
Формы работы с детьми, педагогами и родителями: общение, чтение художественной литературы, журналов о природе, детских энциклопедий, просмотр презентаций, фильмов о природе, акции, выставки, конкурсы, экологические праздники, консультации, наглядная агитация и т. п.
Субъекты проекта :
Педагоги.
Дети 5-7 лет.
Родители.
Предполагаемый результат:
1. Повышение интереса у дошкольников к природе.
2. Овладение детьми навыками правильных действий в природе, их отработка до автоматизма.
3. Осознанное выполнение правил поведения в природе.
4. Изменение отношения родителей к проблеме целесообразного поведения в природе.
5. Создание вариативной развивающей среды для экологического образования детей в детском саду (игры, картины, плакаты, экологические сказки, коллажи, экологическая тропа).
Этапы проекта
I. Подготовительный
1. Консультация для педагогов: знакомство с целью, задачами, этапами проекта, обсуждение перспективного плана по проекту, рекомендации по реализации проекта
2. Работа с детьми: беседы, вопросы, обговаривание, где можно найти информацию по интересующим вопросам (энциклопедии, телепередачи, интернет, художественная литература, журналы о природе, родители и т. п., разработка маршрута, оформление маршрута проекта
3. Знакомство родителей с целью и маршрутом проекта
4. Разработка положения к конкурсу «Экологическая сказка»
II. Исследовательский
Мини проекты
Сентябрь.
«Деревья – наши друзья»
Наблюдения за деревьями и кустарниками ближайшего окружения
Беседа «Деревья – зелёные легкие Земли»
Игры, чтение, продуктивная деятельность, составление гербария и т. п.
Экскурсия в мини музей «Чудо – дерево»
Тема «Есть у нас такое дерево»
Оформление экологической тропы
Октябрь
«Самый чистый город» (проблемы мусора, загрязнения воздуха, воды и их решение)
Экскурсии, наблюдения, беседы, общение, дискуссионный клуб, просмотр презентаций, фильмов, чтение экологических сказок и т. п.
«Город моей мечты» выставка плакатов (рисунок, фото, коллаж ит. п.)
Наглядная агитация «Охрана окружающей среды» - стенд
Акция «Посади дерево» с родителями
Ноябрь - декабрь
«Кто они такие» (животные разных природных зон)
Игра – путешествие «С севера на юг».
Составить маршрут на ватмане: Арктика, тундра, тайга, лес, степь, пустыня, тропики, горы, Антарктида. На каждой остановке – знакомство с новым животным. Дать задание детям: вместе с родителями подготовить небольшое сообщение (рассказ, презентация, слайд-шоу) о каком-то животном, дать детям возможность выбрать животное самостоятельно. Дети сами представляют своё животное.
Экскурсия в мини музей «Чудо – дерево»
Тема «Кто с деревом дружит»
Знакомство родителей с положением о конкурсе «Экологическая сказка»
Январь
Конкурс «Экологическая сказка» - презентация сказок родителями и детьми (чтение, рассказывание, сценка и т. п.)
Подведение итогов конкурса.
Акция «Помоги птицам»
Изготовление кормушек, наблюдение за птицами зимой
Результат наблюдений - рисунки
Февраль
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Буклеты «Если хочешь быть здоров»
Развлечение в рамках кружка по валеологии "Если хочешь быть здоров"
Март
«Бабушкина аптека» (лекарственные травы)
Посадка лука, семян укропа, петрушки, цветов.
Наблюдение, фиксирование результатов в виде рисунков, схем
Продуктивная деятельность
Апрель
«Кто они такие?» (птицы)
Наблюдение за птицами весной
Результат наблюдений – рисунки
Сравнить с результатами зимними
Коллаж «Весна в лесу»
Тематический день «День Земли»
Май
«Кто они такие?» (рыбы)
Составление коллажа «Морское (речное) дно»
Июнь
«Кто они такие?» (насекомые)
Наблюдение за божьей коровкой
Коллаж «На лугу»
Экологическая тропа – защита видовых точек.
III. Обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы, их анализ.
Праздник лета
Общая презентация по итогам проекта.
Выставка работ за год «Дом, в котором мы живем»