Галина Дробященко
Экологический проект старшего дошкольного возраста «Проблема мусора и «вторая жизнь» использованных вещей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога и воспитанников за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Публикация «Экологический проект старшего дошкольного возраста „Проблема мусора и „вторая жизнь“ использованных вещей“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель проекта : воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
развивать умения видеть экологическую проблему и находить пути ее решения;
дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах;
учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы;
развивать логическое мышление, речь, кругозор;
развивать творческие способности детей в изготовлении поделок и коллекций из бросового материала;
формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе;
вовлекать родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, обогащая детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Предполагаемый результат:
Дети будут понимать важность проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней;
Повысится уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
Подготовительный этап:
составление плана проекта;
Погружение в проблему :
Однажды мы гуляли по нашей площадке и обнаружили среди кустов мусор (пакеты от чипсов, сухариков, грязные бумажки). Дети стали задавать вопросы: «Как мусор попал к нам на участок? Кто его оставил здесь? Почему люди бросают мусор на землю? Почему так много мусора вокруг? Что нужно сделать, чтобы его стало меньше? Можно ли дать мусору «вторую жизнь»?».
Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Проблема мусора и «вторая жизнь» использованных вещей».
Модель «Трёх вопросов» :
Что мы знаем?
Что наши дворы и село замусорены.
Что мусор бывает разный.
Что мусор отвозят на свалку.
Что мы хотим узнать?
Почему люди бросают мусор?
Что нужно сделать, чтобы его стало меньше?
Как можно использовать мусор?
Что сделать, чтобы узнать?
Спросить у других людей.
Посмотреть в книгах.
Посмотреть по телевизору (видеофильм).
Понаблюдать.
Провести эксперимент.
Основной этап:
Реализация мини – проекта :
Погружение в тему
Беседа «Беседа о мусоре, и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше»
Чтение детям художественной литературы «Нет места мусору»
Рассматривание и обсуждение иллюстраций «Мусор вокруг нас»
Опытническая деятельность «Бумага» (метеостанция)
Беседа «Земля наш общий дом»
Опытническая деятельность «Резина» (метеостанция)
Дидактическая игра «Собери мусор правильно»
Чтение детям художественной литературы «Сказка про хранилище - окаянище»
Опытническая деятельность «Стекло»
Консультация для родителей
«Экологическое воспитания детей»
Беседа «Такой интересный мусор»
Опытническая деятельность «Пластамасса»
Показ презентации «Проблема бытового мусора»
Дидактическая игра «Сортируем мусор»
Опытническая деятельность «Резина» (метеостанция)
Наблюдение «Как ветер разносит мусор» (метеостанция)
«Новая жизнь ненужных вещей»
(работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала)
Продуктивная деятельность «Мусор земле не к лицу»
Чтение детям художественной литературы
«Сказка про то, как Чистота Мусор победила»
Трудовые поручения
«Уборка прогулочного участка от мусора
Трудовые поручения
«Помощь малышам в уборке участка от мусора»
Продукты проектной деятельности :
Картотека опытов (см. Приложение)
Выставка «Вторая жизнь мусора».
Результаты реализации:
Заключение
Подводя итог, можно отметить следующее: проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности.
Приложение
Опытническая деятельность
Опыт № 1 «Ознакомление со свойствами бумаги»
Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги, познакомить детей с видами бумаги.
Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, оберточная, газетная, для рисования);
Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).
Опыт № 2 «Изготовление новой бумаги»
Оборудование: емкость, вода, старая бумага, полиэтилен.
Последовательность выполнения:
Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой.
Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
На второй день взбить бумажную массу, добавить в нее белила, немного клея и процедить получившуюся смесь.
Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке.
Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
Через два-три дня бумага высохнет, и будем на ней рисовать.
Опыт № 3 «Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: познакомить детей с пластмассой, учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).
Опыт № 4 «Ознакомление со свойствами металлических предметов»
Цель: познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).
Рассматривание металлических предметов;
Рассказ взрослого о разных видах металла;
Опытно-практическая деятельность:
металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера, притягивается магнитом.
Опыт № 5 «Ознакомление со свойствами резины»
Цель: познакомить со свойствами резины.
Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);
Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);
Опыт с воздушным шаром
- не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.
Д/и «Найди игрушки из резины».
Опыт № 6 «Ознакомление со свойствами стекла»
Цель: познакомить детей со свойствами стекла:
прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.
Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:
рассмотреть изделия из стекла;
найти стеклянные предметы в группе;
экспериментальным путем изучить свойства стекла.
Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).
Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)
Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»