Елена Козлова
Экологический проект для средней группы детского сада «Где прячутся листочки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Козлова Елена Викторовна
МБДОУ д/с № 486, город Новосибирск.
Время реализации проекта: весенний период.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный проект.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Публикация «Экологический проект для средней группы детского сада „Где прячутся листочки?“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Проблема: Тему проекта подсказали сами дети. С наступлением первого месяца весны - марта мы с детьми много говорили о приходе весны. Рассказывали детям, что скоро растает снег, прилетят птицы, появится травка, а на деревьях распустятся листочки. А ребята спросили: «А где сейчас находятся листочки?». Тогда мы и решили поторопить весну. Принесли и поставили в вазу с водой веточки деревьев и кустарников, которые растут на участке нашего сада. И стали за ними наблюдать.
Актуальность проекта:
В настоящее время все больше внимания в дошкольных образовательных учреждениях уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания и экологической культуры детей. Интерес к проблеме экологического воспитания не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него.
Наблюдая за детьми своей группы, отметила, что они проявляют большой интерес к растительному миру. Расспрашивают о деревьях и цветах, рассматривают книги о природе, делятся впечатлениями со сверстниками и взрослыми. Но к сожалению, имеют поверхностные знания о пользе деревьев, их взаимосвязях с живой и неживой природой.
Экологический проект «Где прячутся листочки?» позволяет каждому ребенку стать первооткрывателем, исследователем того мира, в котором он живет. Поможет воспитывать в детях способность понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Так же при ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического и нравственного воспитания. А непосредственное общение с объектами живой природы обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель проекта: Расширять знания детей о деревьях и кустарниках родного края. Способствовать повышению интереса к наблюдению и исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
1. Расширять знания детей о березе, тополе и сирени.
2. Дать представления о значении деревьев в жизни человека (оздоровительном, хозяйственном, эстетическом).
3. Формировать у детей представления о том, что дерево – живой организм.
Для его существования в природе необходимы условия: вода, свет, тепло.
4. Развивать наблюдательность, способность исследовать какой либо объект, делать умозаключения.
5. Активизировать и обогащать словарь детей.
6. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
7. Привлечь родителей к проектной деятельности, показать значимость наблюдений детей в природе в развитии познавательных способностей, любознательности.
Ожидаемые результаты:
1. Расширятся знания детей о растительном мире родного края – деревьях и кустарниках.
2. Дети в процессе исследования и наблюдений усвоят значение воды, света и тепла для распускания листьев на деревьях.
3. Пополнится словарный запас по данной теме.
4. Родители приобретут знания, которые помогут воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней.
Этапы реализации:
1 этап - организационный: выбор темы и подбор методической литературы по теме проекта, отбор наглядного материала, изготовление дидактических игр по теме, подбор материалов для творческих работ, составление плана,организация уголка наблюдений, привлечение родителей к реализации проекта.
2 этап - познавательно – практический: проведение тематических бесед, наблюдение, ведение календаря наблюдений, дидактические, словесные и подвижные игры, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, лепка, рисование, предоставление родителям консультаций.
3 этап - заключительный: анализ полученных результатов, презентация проекта.
Риски: непостоянный состав детей; слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
План реализации проекта
1 неделя:
Беседа «Какие бывают деревья?» (Приложение 1)
Наблюдения: «Деревья и кустарники нашего участка», «Рассматривание веток тополя, березы, сирени». (Приложение 2)
Рассматривание альбома «Деревья родного края», «Гербарий».
Чтение художественной литературы: рассказ К. Д. Ушинского «Спор деревьев». (Приложение 3)
Художественное – эстетическое развитие (Рисование): «Большое дерево».
Дидактическая игра «Детки и ветки».
Словесные игры: «Назови ласково», «Какая? Какой?». (Приложение 4)
Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги». (Приложение 5)
Мини – этюд «Я — листочек». (Приложение 6)
Работа с родителями: Консультация «Природа как воспитатель». (Приложение 7)
2 неделя:
Беседа «Для чего нужны деревья?» (Приложение 1)
Наблюдения: «Знакомимся со строением почек», «Наблюдение за почками тополя». (Приложение 2)
Рассматривание альбома «Тополь».
Чтение художественной литературы: Чтение стихотворений А. Черный
«Hа могучем тополе.», О. Вербицкая «Тополиный белый пух …». (Приложение 3)
Художественное – эстетическое развитие (Лепка): «На тополе появились листочки».
Дидактическая игра «С какого дерева лист?».
Словесные игры: «Посчитай», «Сравни». (Приложение 4)
Подвижная игра «Найди такой же листочек». (Приложение 5)
Мини – этюд «Тополиные пушинки». (Приложение 6)
Работа с родителями: Предложить родителям вместе с детьми рассмотреть деревья, растущие возле их дома.
3 неделя:
Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?». Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?». (Приложение 1)
Наблюдения: «Наблюдение за проклюнувшимися почками», «Наблюдение за распускающимися листьями». (Приложение 2)
Рассматривание альбома «Береза».
Чтение художественной литературы: рассказ Г. Снегирева «Рассказ о берёзе», стихотворение И. Агеевой «Белоствольная береза». (Приложение 3)
Художественное – эстетическое развитие (Рисование): «На березе распускаются листья».
Дидактическая игра «Деревья, плоды, листья».
Словесные игры: «Один - много», «Есть - нет», «Четвертый лишний». (Приложение 4)
Подвижная игра «Кто быстрей найдет березу, ель, рябину и т д.» (Приложение 5)
Мини – этюд «Березка». (Приложение 6)
Работа с родителями: Предложить родителям вместе с детьми найти предметы в доме, сделанные из дерева.
4 неделя:
Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой». (Приложение 1)
Наблюдения: «Наблюдение за цветением березы», «Наблюдение за ветками сирени. (Приложение 2)
Рассматривание альбома «Сирень».
Чтение художественной литературы: стихотворение А. Рысакова «Сирень», рассказ К. Д. Ушинского «Спор деревьев». (Приложение 3)
Художественно – эстетическое развитие (Аппликация): «Ветка сирени».
Дидактическая игра «С какого дерева лист?».
Словесные игры: «Что растет в родном краю», «Чьи плоды?», «Угадай, про какое дерево я говорю?». (Приложение 4)
Отгадывание загадок. (Приложение 8)
Подвижная игра «Мяч бросай и деревья, кустарники называй».
(Приложение 5)
Мини - этюд «Из семени в дерево». (Приложение 6)
Работа с родителями: Предложить родителям выучить с детьми загадку, о каком либо дереве, и загадать ее детям в группе.
Вывод
Проект «Где прячутся листочки?» построен на основе интегрированного подхода, с применением исследовательской деятельности, наблюдений, познавательных бесед и обучающих игр.
Проект позволил детям расширить знания о природе родного края и о пользе деревьев для человека. А так же способствовал развитию мышления, памяти, речи дошкольников и способности делать умозаключения.
Дети получили ответы на интересующие их вопросы и сделали вывод, что для распускания листьев необходимы вода, свет и тепло.
Перспектива
Считаю целесообразным продолжить работу по формированию основ экологической культуры дошкольников. Особое внимание обратить на природоохранную деятельность человека и правила поведения его в природе.
Используемая литература
1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры повидения у детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (02).
2. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4 – 5 лет. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2012. – 48 с., цв. вкл.
3. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 64 с. - (Путешествие в мир природы. Развитие речи.)