Юлия ВЛАДИМИРОВА
Экологический проект «Цветочная радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Цветочная радуга».
Проект :
Познавательный. Творческий. Экологический. Среднесрочный.
Период проведения с мая по июль 2013г.
Обоснование. Актуальность.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Публикация «Экологический проект „Цветочная радуга“» размещена в разделах
- Проекты
- Радуга, радужные идеи
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Цели проекта :
- создание проекта цветочной клумбы на территории детского сада;
- обогащение знаний дошкольников о цветах;
- развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых.
Задачи:
1. Какую клумбу мы хотим создать на территории детского сада.
2. Выбор растений для будущей клумбы.
3. Расширять и систематизировать знания детей о садовых цветах.
4. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих в лесах и на лугах.
5. Познакомить детей с садовыми цветами. Дать элементарные знания селекции.
6. Продолжать работу по обогащению природоведческого, обществоведческого словаря детей. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
7. Учить отображать в продуктивной деятельности знания, полученные на занятиях и наблюдений.
8. Воспитывать любовь к труду и желание ухаживать за растениями.
9. Развивать мелкую моторику, учить аккуратному выполнению работ.
10. Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста.
11. Включить родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
12. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
13. Учить устанавливать связь между состоянием растения и условиями окружающей среды.
14. Продолжать формировать представление об основных жизненных функциях и биологических потребностях и циклах растений как живых организмах: растут,
питаются, передвигаются, дышат и т. д., и различии в проявлении этих функций.
15. Продолжать расширять представление о разнообразии внешнего вида основных органов и частей растения, взаимосвязи между строением и органов и их функциями.
16. Формировать конкретные и обобщенные представления об основных потребностях различных растений учебно-опытного участка: влага, тепло, свет и способах их удовлетворения.
17. Формировать представление замкнутости сезонной жизнедеятельности растений: осенью зреют семена, которые дадут жизнь новым растениям весной.
18. Формировать умение использовать наблюдение как способ познания: принимать или самостоятельно ставить цель, выдвигать предположения, планировать ход исследования, делать выводы.
19. Учить моделировать характерные и существенные признаки, частные и общие связи растений, отражать их в дневниках наблюдений.
20. Совершенствовать трудовые действия по уходу за растениями клумбы:
поливать, рыхлить, пропалывать, выкапывать клубни, луковицы, корневища,
корнеплоды. Размножать растения семенами, рассадой, луковицами и т. д.
Методы:
• - диагностика: «Развитие творческих способностей детей»; «Уровень овладения детьми изобразительной деятельностью»; «Уровень познавательных возможностей детей»;
• - наблюдения за самостоятельной художественно-творческой деятельностью детей;
• - практические навыки по уходу за растениями;
• - сравнение;
• - анализ;
• - прогнозирование результатов;
• - обобщение опыта работы.
Участники проекта : воспитатели группы, дети подготовительной и старшей группы, родители.
Условия:
Материальные:
наличие семян, грунта, емкостей для рассады, оборудования по уходу за растениями: лейки, рыхлители, фартучки, резиновые перчатки
Педагогические:
наличие загадок, стихов, дидактических и пальчиковых игр; экологические сказки, иллюстрации, альбомы, открытки.
Содержание проекта. План проекта.
I этап. Подготовительный.
- беседы: «Труд садовода», «Когда цветут цветы»;
- рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
- чтение художественной литературы: «Золотой луг» М. Пришвин, «Желтый, белый и лиловый» Н. Павлова, «В живой комнатке» Н. Павлова;
- заучивание стихов и загадок о цветах.
II этап. Содержание проекта.
1. Экскурсия по территории детского сада (выбор места для новой клумбы).
2. Выбор растений для клумбы (примула, виола, дицентра, календула, бархатцы, георгины однолетние, астры).
3. Труд. Работа по посадке и уходу за цветами.
4. Наблюдение за растениями сада.
5. Художественная деятельность. Образовательная деятельность и самостоятельная продуктивная деятельность. Групповой рисунок «Наша клумба».
6. Продуктивная деятельность. Аппликация групповая «Георгины». Аппликация «Цветы маме».
7. Продуктивная деятельность. Конструирование из бумаги «Цветы для мамы», «Ромашки для воспитателей». Конструирование из природного материала «Букет роз» из кленовых листьев.
8. Ознакомление с художественной литературой. Стихи о цветах. Загадки о цветах
9. Игры и беседы по экологии.
10. Опыты и исследовательско-поисковая деятельность «Где лучше растут растения?», «Влияние солнца и полива на рост растений».
11. Слушание музыки. Разучивание песен и хоровода про цветы.
12. Коммуникация. Занятия по составлению описательных рассказов детьми.
13. Познание. Знакомство с цветами леса, поля, сада. Рассказ воспитателя о лекарственных растениях, о растениях, занесенных в Красную книгу.
14. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Цветок-имя», «Бал цветов», «Садовники на участке», «Узнай по листику» и другие.
15. Наблюдения и уход за цветами в течение всего проектного периода, отражение изменений в дневниках наблюдений.
III этап. Итог.
- организация выставки детских рисунков «Мои любимые цветы»;
- итоговое открытое занятие «Цветы нашего сада»;
- развлечение с участием воспитателей, родителей и детей: «Праздник цветов».
Работа с родителями.
Знакомство родителей с проектом. Оформление мини-докладов «Мои любимые цветы», «Как я ухаживаю за цветами дома». Проведение совместного развлечения «Праздник цветов».
Предполагаемый результат:
- Участие в проектной деятельности станет для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
- Ценностно-ориентированная деятельность поможет детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получат не только новые знания, но и приобретут
навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
- Совместная проектная деятельность поможет родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
Список использованной литературы:
Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
Цветы. Какие они? Т. А. Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
Юный эколог. С. Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика - Синтез» 2002.
Методика экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
Зеленая тропинка. А. А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
Учим детей наблюдать и рассказывать. Н. В. Елкина, О. В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О. А. Скорлупова Москва 2006
Прогулки в детском саду. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009