Надежда Изибаева
Проект с участием родителей «Цветочная и лекарственная фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект с участием родителей «Цветочная и лекарственная фантазия»
Выполнила:
Изибаева Надежда Валентиновна,
воспитатель
МБДОУ детский сад «Мишутка»
«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит
безопасность всего большого человечества
Феликс Адлер
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Проект с участием родителей „Цветочная и лекарственная фантазия“» размещена в разделах
Взаимодействие семьи и родителей детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий и от педагогов, и от родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Общение педагогов с родителями всегда было и остаётся актуальным вопросом. И здесь удачной находкой оказался метод проекта, направленный на работу с родителями детей. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями разработан экологический проект «Цветочная и лекарственная фантазия». Этот проект : во-первых, позволяет детям почувствовать себя исследователем. Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
На территории нашего детского сада произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому решением данной проблемы было принято вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства….
Всё лето участники проекта изучали растительный мир лекарственных растений, не только в детском саду, но и выезжая с родителями на природу.
Родители играют важную роль в воспитании своих детей, являются примером для подражания. Поэтому необходимо стремиться сделать родителей каждого дошкольника приверженцами экологической культуры и своими соучастниками. Для успешного привлечения всех детей к занятиям экологической направленности необходимо, прежде всего, убедить родителей в роли экологической культуры, показать им, что в круг задач входит и формирование привычки к работе, в частности учебной. Данный проект был разработан с целью привлечение родителей к совместной деятельности воспитатель-ребенок-родитель, воспитание у родителей и детей интереса к совместному проведению досуга, а также, укреплению дружеских отношений между семьями. Данный проект позволяет определить психолого-педагогические основы коммуникации воспитателя, родителя и ребенка базирующихся на принципах: сотрудничества, единства, сознательности, активности, доступности и посильности. Для выявления удовлетворенности родителей разработаны вопросы диагностики (Приложение 1). Вопросы задаются родителям воспитанников при интервьюировании.
В результате проведенного проекта воспитателю необходимо провести самодиагностику по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями. Для этого был разработан перечень вопросов для педагога (Приложение 2, результатом которого получится самоанализ проведенного проекта во взаимодействии с родителями.
На протяжении всего проекта используются методы обучения, которые помогают привлечь внимание воспитанников: словесный, наглядный, самоконтроль, рефлексия. Формирование положительного отношения и мотивации достигается за счет отбора материала, соответствующего возрастным, личностным, гендерным особенностям детей. При реализации проекта воспитатель выступает в роли ведущего-тьютора, который направляет, сопровождает и корректирует действия воспитанников.
Результатом работы является создание единого инновационного пространства, интерактивных форм работы, объединяющих педагогов и родителей. Родители становятся помощниками педагогов, не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Экологический проект «Цветочная и лекарственная фантазия» разработан на основе следующих документов:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
3. Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189 с изменениями и дополнениями.
4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986).
5. Приоритетные направлениях в ХМАО-Югре и государственную программу «Развитие образования в ХМАО – Югре на 2014 – 2020 годы».
6. Локальных актах ДОУ.
Цель проекта :
• развитие кругозора детей;
• совершенствование навыков коллективной деятельности детей и их родителей;
• развитие чувств солидарности, соперничества и соревнования;
• воспитание товарищества, взаимопомощи;
• воспитание у родителей и детей интереса к совместному проведению досуга;
• укреплению дружеских отношений между семьями группы и созданию положительного эмоционального настроя;
• создание условий для комфортной двигательной активности участников мероприятия;
• привитие интереса к целебным травам, правилам сбора и применения для оздоровления организма.
Задачи проекта.
• Формирование представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, о практическом применении.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
• Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
• Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
• Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада.
Проект познавательно-исследовательский, где дети и родители узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.
Участники проекта дети старшей группы, родители и воспитатели.
Сроки выполнения проекта май-август.
Методы исследования.
• Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения.
• Наглядные: тактильно-мышечная наглядность.
• Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
• Ароматерапия.
• Слушание музыки.
Ожидаемый результат.
• Осознанное правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
• Сформированные знания о лекарственных растениях, ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
• Сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
• Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры. Желание поделиться с коллективом своими знаниями и умениями.
В ходе работы над проектом под руководством воспитателей и родителей дети научились находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках лекарственных растений, использовали Интернет вместе с родителями, собирали и обобщали информацию о растениях. Эту информацию дети, родители и воспитатели использовали для изготовления игр, пособий, выпуска мини-энциклопедий, газет, буклетов, и всё это, несомненно, пополнило эколого-развивающую среду своей группы.
1 этап подготовительный
• Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап исследовательский
• Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3 этап обобщающий
• Обобщение результатов работы.
Работа с детьми.
• Беседы «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Что где растёт, когда цветёт». Цель: обогащать детей знаниями, побуждать в детях желание беречь природу.
• Опыты, эксперименты. «Ищем полезные растения», «Где лучше посадить растения?» Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путём.
• Наблюдения «Наблюдаем как растёт подорожник», «Высадка мяты»
• Дидактические игры «Узнай по описанию», «Найди, о чём расскажу», «Садовник у нас на участке», «Бал цветов», «Мама, папа и я – цветочная семья». Цель: уметь находить лекарственное растение по описанию.
Игры с ИКТ «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом»
«Съедобное - несъедобное». Цель: закрепить знания о съедобных и ядовитых растениях.
«Чудесный мешочек». Цель: узнать лекарственное растение по запаху.
• Чтение сказок, легенд, стихов, загадок, пословиц о лекарственных растениях.
«Сказка о лекарственных растениях» с применением ИКТ.
• Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на другую планету». Проходили обследовательские действия на планете. Всё живое погибло на планете: необходимо найти воду, землю, посадить растения.
• Сюжетно-ролевая игра «Поможем тому, кто в этом нуждается». Цель: уточнить представление о знакомых лекарственных растениях.
• Открытие зелёной аптеки в группе. Цель: знакомство с правилами сбора лекарственных трав.
• Викторины
Работа с родителями
• Консультации, беседы
• Составление гербария
• Выпуск буклетов «Зелёный доктор», «Берегите Землю», «Растения – наши лекари».
• Выпуск газет «Жалобная книга природы», «Прикоснись к природе сердцем».
• Плакат
• Составление кроссвордов.
• Книги о лекарственных растениях. Дети совместно с родителями собирали информацию во время выезда на природу.
• Рисунки совместно с детьми.
• Викторина «Зелёная аптека».
• Презентация проекта.
Опыт работы показал: Используя активные и интерактивные методы работы с родителями нам удалось затронуть все виды работы проводимые с родителями. В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании.
Родители активно участвовали в озеленении оформлении участка детского сада, регулярно участвуют в конкурсах и мероприятиях детского сада и группы.
Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.
И завершилась работа над проектом презентацией. В группе был открыт фитобар «У Мухи-Цокотухи».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФИТОБАРА «У МУХИ - ЦОКОТУХИ»
Цель.
Развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых.
Задачи.
• Уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях.
• Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.
• Учить вежливо общаться, развивать умение употреблять слова приветствия, благодарности.
• Активизировать родителей на участие в совместных играх и конкурсах.
• Развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.
• Воспитывать любовь и уважение друг к другу и окружающим людям, чувство коллективизма, умение дружить.
Материал.
• Электронное учебное пособие
• Мешочки с сухими лекарственными травами
• Иллюстрации с изображением лекарственных трав
• Оборудование для приготовления салата, чая, посуда.
В группу входят гости-родители, их встречают дети.
Дети - Здравствуйте, гости дорогие, мы вас очень ждали, проходите, пожалуйста. Рассаживайтесь, всем хватит места.
Муха–Цокотуха - Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости. Вы узнали меня? Совершенно верно, я Муха – Цокотуха, которая однажды по полю пошла и … правильно, денежку нашла. Хорошее было время… Но с тех пор мне как – то ничего не попадается. Вот я с детьми решила собственный бар открыть, да не простой, а фито! Кто знает. Что это значит? Даю подсказку: «фито – означает растение» Так что в моём баре будут разные напитки из целебных трав. Нынче это модно. А ещё модно проводить презентации. Нужно начинать именно с этого мероприятия. А ещё нужна реклама.
Муха–Цокотуха - И сейчас я объявляю -
Конкурс «Лучшая реклама фитобара»
- Пожалуйста, гости дорогие, как бы вы прорекламировали в устной форме наш фитобар?
• «Посещайте фитобар, будете здоровы».
• «Кто попил напитков в фитобаре – тот никогда не заболеет».
• «От болезней и мучений нас спасут плоды растений!»
• «Царство лекарственных растений».
- Молодцы. Хорошая реклама нашего фитобара.
Муха–Цокотуха - Отлично! А теперь приглашаю всех посетить наш фитобар.
Позвольте начать нашу презентацию.
Появляется клоун в марлевой повязке, обвешанный чесноком.
Клёпа - Где, где президент?
Муха-Цокотуха - К нам едет президент! Это весьма кстати! Хотя ничего удивительного – такой замечательный детский сад, какая красивая группа, такой великолепный фитобар! Такая приятная хозяйка. Прихорашивается.
- Так, где же твой президент?
Клёпа. - Почему мой? Это ж вы только что сказали – «президент».
Муха-Цокотуха - Фу, какой глупый, я-то думала… А говорила я о презентации. Так в наше время называется праздничное открытие чего угодно, например, фитобара!
Клёпа - А разве разрешается открывать бар в детском саду?
Что-то я сомневаюсь. Ребята, а вы как думаете?
Муха-Цокотуха - Такой – можно. Здесь взрослые и дети смогут насладиться чашечкой целебного чая, чтобы укрепить своё здоровье.
Клёпа - Ой, тогда я с вами дружу! Всем известно, как я забочусь о здоровье. Вот повязку ношу, чтобы никто не начихал на меня, и чеснок - он всех убивает, то есть микробов я хочу сказать. Так что обязательно пойду на эту вашу, как её …ну, которая на президента похожа.
Муха-Цокотуха (с сомнением) - Я, конечно, любому гостю рада, но всё же не мог бы ты представиться?
Клёпа - Я – Клёпа, клоун славный,
Весёлый и забавный,
Всех ребят я веселю,
С ними песенки пою.
Ни за что не отвечаю.
Наливайте фиточаю!
Муха-Цокотуха - Подожди, Клёпа, не торопись. До чаю ещё дело не дошло.
Для проведения нашей презентации не хватает важных гостей – бабушки Дарьюшки и деда Матвея. Это они нам травы целебные из своего леса поставлять будут.
Клёпа - А где они живут? Может оттуда долго ехать?
Муха-Цокотуха - Да уж не близко, на лесной опушке. И мы решили, в поход идём, но во время похода нужно выполнить несколько заданий бабушки-травницы.
Задание 1. Проблемная ситуация. Во время похода бывают разные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. И вот задание для родителей : Отберите травы, которые можно использовать при порезах (листья крапивы и чистотела).
Для детей: Отберите травы, которые могут помочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листья подорожника).
Молодцы! Помощь оказать вы сможете.
Задание 2. Из предложенного материала (живые растения) отобрать съедобные виды растений и разложить в соответствии с карточками-символами: салатника – травы, из которых готовят салат, чайника – травы, из которых заваривают чай.
Задание 3. Расшифруй лекарственное растение. Перед вами на доске зашифрованы названия лекарственных растений – они состоят из первых букв предметов изображённых на картинках.
- Апельсин. Мяч. Танк. Якорь. (МЯТА)
- Обруч. Экскаватор. Лопата. Акула. (Алоэ)
Молодцы! Все справились с заданием! Давайте все вместе отправимся в гости.
Муха-Цокотуха - Что за гости в лес спешат?
Десять маленьких ребят!
Становитесь вот сюда: «Все на месте?»
Дети отвечают - да, да, да.
Встали друг за другом, руки положили на плечи.
Игра «Сороконожки».
Шла сороконожка
По сухой дорожке (все идут паровозиком пружинящим шагом, держась за плечи друг друга).
Вдруг закапал дождик Кап!
Ой, промокнут сорок лап. (Останавливаются)
Насморк нам не нужен
Обойду я лужи (Идут высоко поднимая колени)
Грязи в дом не принесу (Остановка и трясут правой ногой)
Каждой лапкой потрясу (Трясут левой ногой)
И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром (Идут топающим шагом)
Включается запись звуков природы: шум ветра, голоса птиц.
Подходят к избе Дарьюшки и деда Матвея.
Муха-Цокотуха - Ну вот мы и пришли, смотрите, к нам навстречу идут и бабушка Дарья и дедушка Матвей.
(Из избы выходят бабушка Дарья, дед Матвей, с лекарственными травами).
Бабушка - Дарьюшка
- В нашей лесной аптеке
Нет йода и касторки
Зато есть мёд пчелиный
И мятная настойка.
Приходите все, кто болен
Вам я травки подберу,
От любой болезни, хвори
Моментально излечу.
Дед Матвей
- Есть листики, травинки
На дне моей корзинки.
Здесь зверобой и мята,
Всех вылечу, ребята.
Бабушка Дарьюшка и дед Матвей (Фото2)
- Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, наши внучата и внученьки! Здравствуйте гости дорогие! И вас, Муха – Цокотуха и Клёпа приветствуем в своей избушке. С чем пожаловали, гости дорогие?
Муха-Цокотуха - Дорогая, бабушка Дарьюшка, дедушка Матвей, мы ведь вас на презентацию - открытие нашего фитобара приглашаем. Наслышаны о волшебстве ваших лекарственных трав, которые людям силу и здоровье дарят.
Бабушка Дарьюшка - За приглашение спасибо. А в гости придём.
А наш лес так и манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок…
Клёпа - А я вот так не думаю. Красота, прохлада – это, верно, только никаких загадок нет. Всё давно известно: кусты, цветы, деревья.
Муха-Цокотуха - А мы приготовили ЗАГАДКИ (Приложение)
- Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?
Под сугробом он растёт.
Снеговую воду пьёт (Ландыш)
• Он и мачеха, и мать,
Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха)
• Если я отправлюсь в путь,
Он посмотрит на меня
И шепнё т мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовётся … (Незабудкой)
• Прячет цветок сладкий.
И в названье мёд таится
Узнаёте? (Медуница)
• В белой шапке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет! (Одуванчик)
• На каком цветке гадают
Лепесточки обрывают? (Ромашка)
• Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок,
Смотрит в небо (Василёк)
• Золотист, красив на вид –
Для коровок ядовит… (Зверобой)
• Только тронь - отдёрнешь ладонь.
Обжигает травка прямо, как огонь. (Крапива)
Бабушка Дарьюшка – Молодцы! Знаете лекарственные травы. Мои волшебные лекарственные растения дают силу только тем, кто любит природу.
Тренинг
Встанем в круг, поднимем руки к солнышку. Оно согревает наши ладошки, как будто иголочки дотрагиваются до окончания пальцев. Давайте скажем волшебные слова: «Небо, солнце, природа! Дайте здоровья мне, мои друзьям и родным – нашим дорогим родителям, бабушкам и дедушкам.
А теперь закроем глаза и представим, что мы на разноцветном лугу. Постоим так немножко, подышим свежим воздухом - сделаем глубокий вдох.
Молодцы, детки, вы стали здоровее.
А у нас есть к вам ещё задание. Узнайте лекарственное растение по запаху и найти его на карточке-картинке или в гербарии. В мешочек заглядывать нельзя!
Игра «Чудесный мешочек»
Бабушка Дарьюшка и дед Матвей - Мы вам на открытие фитобара дарим травы:
«Каждая наша травинка, цветочек, листик вобрали в себя силы целебные Земли - Матушки, Солнышка Красного. Берите их, заваривайте чай и пейте на здоровье».
(Дают мешочки с травами)
Родители с детьми дарят рисунки.
Муха-Цокотуха - Спасибо вам, Дарьюшка, дедушка Матвей.
Давайте отдохнём, ведь путь обратный далёкий. Пока отдыхаем, выполним задание.
Викторина «Зелёная аптека»
1. Ты натёр ногу в пути. Какое растение может облегчить боль? (ПРИЛОЖИТЬ ЛИСТ ПОДОРОЖНИКА)
2. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах и укусе насекомых? (ПОДОРОЖНИК)
3. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха?
(ОТВАР ИЗ СУХИХ ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ – ХОРОШЕЕ СРЕДСТВО ОТ КАШЛЯ)
4. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания (ЧИСТОТЕЛ)
5. Какое растение помогает от кашля? (РОМАШКА)
6. Какие растения помогут укрепить волосы (КРАПИВА, ЛОПУХ)
- Да, вы знакомы с названиями лекарственных трав, умеете различать, много знаете об их свойствах, способах применения с целью оздоровления организма. Но самое главное, вы научились бережно относиться к природе родного края, видеть его красоту. Я рада, что у «растений-целителей» есть такие заботливые и верные друзья, как вы ребята.
Муха-Цокотуха - День сегодня необычный,
День сегодня непростой.
Собрались на праздник дети,
Самовар здесь золотой
Ребёнок - Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного крутого,
Самоварного чайку.
Ребёнок - Хорошо чайку попить,
Обо всём поговорить.
Муха-Цокотуха - У нас открылся фитобар
У нас открылся фитобар
Дети - Закипел наш самовар, проходите в фитобар.
Муха-Цокотуха - Ну что же, наша презентация прошла отлично, правда. Клёпа
Клёпа - Правда- то, правда, но когда же мы по-настоящему чай пить будем?
Муха-Цокотуха - Сейчас, сейчас, всех обслужим. И не только сегодня. Добро пожаловать в наш фитобар, в любой день и в любой час.
Дети заходят в фитобар, обслуживают всех гостей по правилам этикета в общественных местах.
(Чай, напитки из трав, морсы - печенье, фрукты)
…Давайте пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- Давайте всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашего края. Приглашаем вас к столу!