Ольга Гречаная
Экологический проект «Берёзонька» для детей старшей логопедической группы
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету лучами тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
Актуальность проекта : Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет! У детей дошкольного возраста особое внимание уделяется развитию интереса ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях и на воспитание бережного отношения к ней, способности любоваться ее красотой. Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, но имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой. Учитывая интерес детей и то, что береза распространена на территории нашей страны, области, округа, было принято решение выбрать проект о березе, с целью углубления знаний детей о березе.
Публикация «Экологический проект „Берёзонька“ для детей старшей логопедической группы» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Проблема:1. Недостаточные представления детей о берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека. 2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта : Формирование основ экологической культуры, расширение системы знаний о растительном мире.
Задачи проекта :
Расширять представления детей о березе, ее удивительных особенностях, целебных свойствах, о березе как символе России.
Уточнять знания о взаимосвязи человека и природы, дать понять какую пользу береза приносит людям.
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
Воспитывать внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
Участники проекта - дети старшей логопедической группы ТНР, педагоги, родители.
Тип проекта : познавательно – творческий.
Продолжительность проектной деятельности : сентябрь-ноябрь.
Продукт проекта : выставка «Люблю березку русскую»
I этап. Подготовительный
1. Выявление проблемы, разработка цели и задач.
2. Составление плана работы над проектом.
3. Подбор необходимого материала для разработки проекта : иллюстрации, стихотворения о березе. Пословицы, поговорки, загадки о березе.
II этап. Основной
Задачи, которые были поставлены, реализовывались в различных видах детской деятельности. На этапе подготовки к реализации проекта, были подобраны игры, демонстрационный материал. Подобраны стихи, пословицы, загадки и оформлены в папку.
Реализацию проекта начали с бесед о лесе и организованной образовательной деятельности «Лес-наше богатство». Где с детьми узнали, какую пользу приносит лес человеку, вспомнили правила поведения в лесу.
Так же с детьми выяснили, кому нужны деревья в лесу, вспомнили «Деревья - живые или нет?»
Расширение знаний о березе мы начали с наблюдений за внешними признаками и отличительными особенностями березы. Дети могли подойти к березке, потрогать ее руками, полюбоваться ее стройностью и красотой. Рассматривали и сравнивали опавшие листья с деревьев на участке. Играли в игры «Найди такой же лист», «Кто быстрее найдет осину, ель, сосну, березу»
Во время прогулки по улицам города так же обращали внимание на деревья, растущие вдоль дороги.
Детям была показана презентация «Моя любимая береза». Дети расширили знания о полезных свойствах березы. О том, что кора березы отличный материал для изготовления корзин и других предметов быта. Узнали, что из березы изготавливают музыкальные инструменты. Презентация познакомила детей с репродукциями художников изображавших березу. Затем дети могли рассмотреть подборку репродукций картин с изображением берез: «Какие разные березы» в печатном формате.
Для того чтобы закрепить знания о том, чем полезна береза, с детьми посетили музей «Русская изба». Рассмотрели дрова, выяснили, что березой отапливают дома. Рассмотрели бересту. Вспомнили, какие предметы быта из нее делают. Нашли «лапоточки», пестерь, короб.
На занятиях продуктивной деятельности продолжали расширять знания о березе в разное время года. Рисовали березку осенью. Конструировали березу из конусов и выполняли обрывную аппликацию. На кружке оригами так же затронули данную тему.
В свободной деятельности дети раскрашивали раскраски с изображением березы и листьев. Затем вырезали раскрашенные листья.
С детьми рассмотрели спилы осины, березы, ели, пробовали посчитать кольца. Через лупу рассмотрели не только кольца, но и кору деревьев.
С помощью схемы ребята составляли описательный рассказ о березе и других деревьях.
Так же с детьми познакомились с различными видами березы. Дети с удивлением узнали, что бывают карликовая, повислая, вишневая, черная березы.
Поздней осенью на прогулке снова рассматривали березу, вспоминали, что происходило с березой ранней осенью. Для березы пели песню «Во поле береза стояла», водили хоровод.
Дети с удовольствием играют в настольную игру «Фотовикторина», игру «Назови, с какого дерева листочек».
В группе силами педагогов и родителей была организована выставка «Люблю березку русскую». Здесь были размещены короба из бересты, береста, спил дерева, чага, мыло дегтярное, березовый веник. Узнали, что из чаги можно заваривать напиток, который очень похож на чай. С детьми рассмотрели экспонаты, особое внимание уделили березовому венику. Выяснили, что березовый веник полезен для здоровья и используется в бане. Дети поделились собственным опытом применения веника.
Работая над данным проектом, мы сделали вывод, что детям интересна тема природы. Они стремятся расширять свои знания, проявляют интерес.