Ирина Тимощенко
Экологический проект «Березка» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 3 «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Проект «Берёзка»
Тип проекта – познавательно - исследовательский.
Вид проекта – групповой.
Срок реализации - среднесрочный.
Участники – дети группы «Пчелка», воспитатели, родители.
Авторы проекта – Тимощенко И. В., Лунина Н. С.
г. Белая Калитва
Проект «Березка»
для детей среднего дошкольного возраста
в группе «Пчелка»
Авторы: воспитатели Тимощенко Ирина Владимировна, Лунина Наталья Сергеевна.
МБДОУ ДС № 3 «Красная Шапочка», г. Белая Калитва.
Актуальность проекта:
Публикация «Экологический проект „Березка“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Актуальность экологических проблем в настоящее время вызвана необходимостью организации работы по формированию культуры природопользования и экологического сознания в обществе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Если мы научим детей бережно относиться ко всему живому, нас окружающему, то экологических кризисов в будущем будет в разы меньше.
Красавицей русских лесов называют березку. Нет другого дерева в России, которому бы посвещалось столько произведений в литературе, музыке, изобразительном искусстве.. Поэтому и возникла мысль создать проект с детьми средней группы именно о березе. Береза, благодаря особенному белому стволу с черными полосками, выгодно отличается от других деревьев. С нее, наряду с елью и дубом, начинается близкое знакомство детей в детском саду с деревьями. Березы растут на территории детского сада, что позволяет детям наблюдать за деревом в разное время года.
Проблема: недостаточность знаний у дошкольников о березе, о ее эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека.
Постановка проблемы: - Что мы знаем о берёзе?
Цель проекта: воспитание бережного, уважительного отношения к березе со стороны детей.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с березой, ее особенностями через игровую, творческую, познавательную и исследовательскую деятельность.
2. Расширить представления детей об образе берёзы в литературе, музыке, изобразительном искусстве.
3. Обогатить словарный запас детей, развивать диалогическую и монологическую речь, память, мышление, мелкую моторику рук.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе родного края.
Тип проекта – познавательно - исследовательский.
Вид проекта – групповой.
Срок реализации - среднесрочный.
Участники – дети группы «Пчелка», воспитатели, родители.
Предварительная работа:
- определение объекта изучения;
- постановка цели и разработка содержания учебно – воспитательного процесса в рамках проекта;
- сбор информации, иллюстративного материала, подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания наизусть, подбор музыкального материала, игр, составление конспектов для НОД.
Формы проведения проекта: НОД, беседы, наблюдения, исследования; дидактические игры, подвижные, образные, музыкальные игры; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, прослушивание аудиозаписей, рассматривание иллюстраций.
Этапы выполнения проекта:
1 этап – подготовительный. Выявление проблемы, разработка цели и задач, подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта, привлечение родителей к участию в проекте.
2 этап – основной (творческий). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Реализация проекта
Виды деятельности:
1). Экскурсия к березе на участке детского сада.
Задачи: познакомить с деревом, ставшим символом России, учить отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
2). Наблюдение за берёзой весной.
Задачи: познакомить детей с изменениями, происходящими с деревом весной, с явлением сокодвижения. Активизировать в речи понятия, связанные со строением дерева. Развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.
3). Игровая ситуация «Полечим зайке лапку»
Задачи: рассказать детям о целебных свойствах березовых листьев.
4). Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Сережки и почки березы»
Задачи: дать детям потрогать веточки, сережки, почки березы, с помощью лупы подробнее рассмотреть строение сережек и почек березы.
- «Кора березы - какая она?»
Задачи: обогатить представление детей о коре березы – бересте, рассмотреть ее под лупой, выявить особенности строения коры.
5). Лепка «Сережки у березки».
Задачи: закреплять знания о составляющих частях березы (ветви, сережки, листья); развивать умение отображать увиденное с помощью лепки; развивать чувство композиции; воспитывать эстетический вкус.
6). Аппликация с элементами рисования «Береза весной».
Задачи: закреплять знания о составляющих частях березы (ветви, сережки, листья); развивать умение резать бумагу прямыми движениями по образцу (расчерченным линиям; развивать чувство композиции; воспитывать эстетический вкус.
7). Рисование «Веточка березы»
Задачи: развивать умение зарисовывать объект с натуры, передавая характерные черты, развивать аккуратность, творчество, воспитывать эстетический вкус.
8). Чтение художественной литературы «Почему береза белая?» Светлана Скрябина.
9). Разучивание песни-танца «Ай, да березка, белый ствол» (слова Ж. Агаджановой, музыка Т. Попатенко)
10). Разучивание образной игры по мотивам песни «Березка» (слова Т. Бойко, музыка Когана)
11). Слушание: «Ах ты, берёза» Раухвергера.
Задачи: учить детей внимательно слушать произведение, предложить детям охарактеризовать мелодию, отвечая на вопросы воспитателя.
12). Рассматривание иллюстраций «Берёза в разные времена года» (И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», Шишкин А. И. «Березовая роща»)
Задачи: обогащать знания детей о берёзе в разное время года, развивать умение описывать увиденное на картинке.
13). Беседы с детьми на тему: «Что я знаю о берёзе», «Берёза строить и жить помогает».
Задачи: побуждать детей строить короткие тексты-описания, развивать мышление, воображение, память.
14). Дидактические игры «Найди листок берёзы», «Найди пару», «Закончи фразу», "Найди по описанию".
Задачи: закреплять знания о березе, форме листьев березы, развивать речевую активность, быстроту мышления, обогатить словарный запас детей, активизировать прилагательные.
15). Работа с родителями: познакомить родителей с разнообразием различных техник изобразительного искусства, предложить изобразить березку, используя различные техники, материалы, оформление выставки работ родителей.
3 этап – заключительный. В форме презентации обобщить работу над проектом, оформить выставку детских работ.
Предполагаемые результаты:
- Воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как к живому объекту природы; умения видеть красоту дерева;
- обогащение словаря детей;
- развитие любознательности, наблюдательности, интереса к исследовательской деятельности.
Список использованной литературы:
1. Пономарёв Н. А. Берёзы СССР — М. :Гослестехиздат, 1932. — 247 с.
2. Вохринцева С. Окружающий мир «Деревья и листья» - Страна фантазий, 2003.
3. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» - Махаон, 2001.
4. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа» - ООО Фламинго, 2007.
Целевая прогулка «Наблюдение за березой»
Цель: наблюдения за проклюнувшимися почками березы, сережками.
Задачи: - продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года;
- воспитывать бережное отношение к деревьям.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Я раскрываю почки, в зеленые листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня (весна)
- О каком времени года говорится в загадке? (ответы детей)
- Перечислите признаки весны. (ответы детей)
- Наш маршрут увлекательного путешествия – к дереву. А к какому, вы догадаетесь, если правильно отгадаете следующую загадку:
Она весну встречает, сережки надевает,
Накинута на спинку зеленая косынка,
А платьице в полоску. Ты узнаешь … (березку)
(Воспитатель с детьми выходят на улицу и направляются к березе)
- Береза – очень нарядное, красивое дерево, ее все очень любят. Как называют березу? (ответы детей)
- Как можно назвать березку ласково? (ответы детей)
- Ей посвящено много песен, стихов, загадок. Давайте посмотрим на почки березки. Какого они цвета? (ответы детей)
- А почему они на конце зеленые? (ответы детей)
- Давайте посмотрим на сережки. Вы знаете, что сережки – это цветы березы? В них находятся семена березы. Где семена упадут на землю, там вырастут новые березки. Об этом даже загадка есть: «Стоит в белой одежке, свесив сережки», что это? (береза).
- Посмотрите, на что похожи сережки? (ответы детей)
- Посмотрите, на этой березе мокрая кора. Это течет березовый сок. Он вкусный и полезный. Его можно пить людям.
(Воспитатель предлагает детям придумать прилагательное для березы – какая она? (ответы детей)
- Молодцы. А теперь ответьте на вопросы. Но отвечайте так – «это я», если согласны, и «это не я», если не согласны:
- Кто природу обожает, весной деревца сажает? (Это я)
- Кто любитель отдыхать и поляну засорять? (Это не я)
- Кто желает помогать, деревца весной сажать? (Это я)
- Кто желает помогать, деревца, кусты ломать? (Это не я)
- Кто в любую непогоду любит матушку – природу? (Это я)
- Молодцы! Интересно было узнать новое о берёзке? (ответы детей)
Целевое наблюдение: «Березы в детском саду»
Цель: поближе познакомить детей с березами.
Задачи: - обратить внимание детей на березы,
- определить их количество на территории детского сада, расположение, примерный возраст,
- сравнить время их цветения с цветением других растений.
Ход:
- Ребята, давайте пройдем по территории детского сада и посмотрим, где у нас растут березы.
- А как вы угадаете, что перед вами береза? (ответы детей)
- Да. Только у березы ствол белый с черными полосками.
(Воспитатель с детьми проходят по территории детского сада в поисках берез)
- И что же мы увидели? Где растут березы? (ответы детей)
- Сколько берез? (ответы детей)
- Какие они – старые или молодые? (ответы детей)
- Как вы это определили? (ответы детей)
- Посмотрите, на березах появились сережки. А листья есть? (ответы детей)
- Сережки – это цветы березы. А какие цветы сейчас цветут? (ответы детей)
- А первыми расцвели подснежники или калужница? (ответы детей)
- Верно. Сначала расцвели подснежники, а потом калужница. Когда расцвела калужница, на березе появились сережки.
- А где сначала расцвели цветы – перед садом или за садом? (ответы детей)
- Теперь, выходя на прогулку, мы будем смотреть, когда же на березе появятся листочки.
Опытно-экспериментальная деятельность
Тема: «Сережки и почки березы»
Цель: обогатить знания детей об особенностях березы.
Задачи: - дать детям потрогать веточки, сережки, почки березы,
- с помощью лупы подробнее рассмотреть строение сережек и почек березы.
Материалы и оборудование: тарелочки с веточками березы, лупы – по количеству детей, влажные салфетки.
Ход:
(Дети сидят за столами, воспитатель ставит на столы тарелочки с веточками березы)
- Посмотрите, перед вами березовые веточки. Что вы видите на них? (ответы детей)
- Верно, почки и сережки. Посмотрите, почки приоткрылись и из них выглядывают маленькие зеленые листочки. Потрогайте их. Что вы чувствуете? (ответы детей)
- Да. Первые листочки липкие, как-будто их помазали клеем.
- Потрогайте сережки. Что вы чувствуете? (ответы детей)
- На что они похожи? (ответы детей)
(Воспитатель вносит лупы и раздает их детям)
- А теперь рассмотрите веточки, почки и сережки через лупу. Так стало лучше видно? (ответы детей)
- Да. В лупе есть увеличительное стекло. Оно увеличивает любой предмет)
-А вы знаете, что листья и сережки нельзя обрывать? (ответы детей)
- Конечно, ведь деревья – живые. Они пьют воду, растут, растят листья и плоды. Если у вас выдернуть волосок, будет больно? Так и дереву станет больно, если вы что-нибудь у него сорвете. А в сережках находятся семена березы. Если сережки оторвете, не вырастут новые березки. Будете обрывать с деревьев листья? (ответы детей)
- Молодцы. Растения нужно беречь.
Конспект НОД
по художественно-эстетическому развитию (лепка)
в средней группе
Тема: «Сережки у березки»
Цель: формировать умение изображать ветку березы с сережками в барельефной лепке.
Задачи:
- закреплять знания о составляющих частях березы (ветви, сережки, листья);
- развивать умение отображать увиденное с помощью лепки;
- развивать чувство композиции;
- воспитывать эстетический вкус.
Материалы и оборудование:
Досточки для пластилина, бумага для фона – на каждого ребенка, тарелочки с кусочками пластилина коричневого и зеленого цвета – одна на двоих, влажные салфетки, веточка березы, образец готовой работы.
Ход:
(Дети собрались на ковре, стали в круг)
- Отгадайте загадку: «Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит. И в один из теплых дней апрель сережки дарит ей» (ответы детей)
- Правильно, береза. Помните, мы рассматривали веточку березы через лупу? На что были похожи сережки? (ответы детей)
- Какого они были цвета? (ответы детей)
- А какого цвета сама веточка? (ответы детей)
- Сегодня мы будем лепить веточку березы с сережками из пластилина. Какого цвета нам понадобится пластилин? (ответы детей)
- Но сначала нам нужно размять наши пальчики, сделать зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять - (разжимаем по очереди пальцы)
Вышли пальчики гулять. (пальцы «шагают» по ладони»)
Раз – в ладоши хлопнули, (хлопаем)
Два – закрылись на замок, (сжимаем пальцы в «замке»)
Три – стучали в барабан, («стучим» указательными пальцами)
А четыре – как в баян (перебираем пальцами, как играем на баяне)
Пять – пошли играть. (сжимаем-разжимаем кулачки)
- Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат досточки, тарелочки с пластилином зеленого и коричневого цвета, бумага для фона.
- Сначала возьмем коричневый пластилин и скатаем длинную тонкую колбаску. Это наша веточка. Прикрепим ее к листу бумаги. Также из коричневого пластилина скатаем маленькие шарики – это почки. Прикрепим их по бокам веточки. Но почки начали раскрываться. На «почки» прикрепим еще меньшие шарики зеленого цвета.
- Для сережек возьмем зеленый пластилин. Скатаем две небольшие «колбаски» и прикрепим их на конец веточки. На сережках березы есть коричневые крапинки. Возьмем коричневый пластилин и прикрепим на наши сережки маленькие коричневые крапинки. Вот наши веточки березы готовы!
- Давайте встанем и пройдем вокруг столов, посмотрим, у кого какие веточки получились.
(Работы оформляются в выставку)
Конспект НОД
по художественно-эстетическому развитию
(аппликация с элементами рисования)
в средней группе
Тема: «Береза весной»
Цель: формировать умение изображать березу при помощи аппликации.
Задачи:
- закреплять знания о составляющих частях березы (ветви, сережки, листья);
- развивать умение отображать увиденное с помощью аппликации;
- развивать чувство композиции;
- воспитывать эстетический вкус.
Материалы и оборудование:
Листы голубого цвета, прямоугольники белой бумаги с расчерченными линиями, кожницы, салфетки тканевые и бумажные, кисточки, цветные карандаши черного, зеленого и коричневого цвета – на каждого ребенка, подставки для кисточек, баночки с клеем ПВА (одна на двоих, образец готовой работы.
Ход:
(Дети собрались в круг на ковре)
- Ребята, мне старичок-лесовичок прислал письмо – он жалуется, что в его лесу осталось мало берез. Как вы думаете, можем мы ему как-то помочь? (ответы детей)
- А я предлагаю вам изготовить березки своими руками с помощью аппликации. И наши березки отошлем по почте старичку-лесовичку. Он - волшебник, превратит наши березки в настоящие. И будут у него в лесу новые березки. Вот он обрадуется! Согласны? (ответы детей)
- Подготовим наши ручки к работе:
Сидит белка на тележке, (кулачки сжаты)
Продаёт она орешки: (разгибаем пальчики,
Лисичке-сестричке, начиная с большого)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
- Присаживайтесь за столы (дети садятся).
- Перед вами лежат листочки бумаги, видите, на них нарисованы линии? Нужно постараться разрезать бумагу точно по линиям, и у вас получатся заготовки для березки – самая широкая полоска – ствол, а узенькие полосочки – веточки (дети разрезают литы бумаги на полоски-заготовки для аппликации).
- Теперь можно собрать целое дерево. Скажите, а веточки у березы будут смотреть вниз или вверх? (ответы детей)
- Правильно – вверх. Перед тем, как приклеивать детали, разложите их на листе так, чтобы получилось дерево. Теперь приступаем к апплицированию. Сначала приклеим ствол, затем ветви. Не забывайте, что они тянутся вверх (дети приклеивают детали)
- Пока сохнут наши березки, давайте немножко отдохнём – встанем, споем песенку «Ай, да березка – белый ствол» (дети встают со стульев, поют, выполняют движения)
- Наши березки подсохли. Теперь приступим к рисованию. Нарисуйте небо и землю, березка ведь не растет в воздухе. А затем раскрасьте ствол березы. Он какой? (ответы детей)
- Верно – белый с черными полосками (дети рисуют)
- Какие красивые березки у вас получились! Старичку-лесовичку они очень понравятся. Он превратит ваши березки в настоящие. И будут у него в лесу новые березки.