Елена Мараховская
Экологический проект в подготовительной группе «Береги природу»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
«БЕРЕГИ ПРИРОДУ».
Разработали: Мараховская Е. С.
Волынкина Н. Н.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Публикация «Экологический проект в подготовительной группе „Береги природу“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В современное время проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой.
Продолжительность: длительный.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 9 месяцев.
]ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
2. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать эстетическое восприятие природы.
4. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе по её охране.
5. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
ПРОБЛЕМА:
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У ДЕТЕЙ:
- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- увидят взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- появится интерес к явлениям и объектам природы;
ПЕДАГОГИ:
- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- пополнится развивающая среда в группе;
- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
РОДИТЕЛИ:
- обогащение уровня экологических знаний родителей;
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
- возможность участвовать в совместных экологических проектах.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.
3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта на родительском собрании.
5. Разработка тематического планирования мероприятий.
1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап - практический
Сентябрь
Беседа: «Земля наш общий дом» Цель: способствовать формированию представления о том, что планета Земля– это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди); обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля; формированию представлений, что планета Земля сейчас в опасности; воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.
Физкультурный досуг «Здравствуй осень»
Октябрь
Беседы:
«Почему белые медведи не живут в лесу?», «Животные, которые впадают в спячку», «Как животные готовятся к зиме», Сравнение диких и домашних животных, «Лесные хищники», «Почему исчезают животные», «Заповедники Ставропольского края» «Почему исчезают животные»
«Что мы знаем о птицах Ставрополья?», «Каких птиц называют перелётными? Почему птицы выводят птенцов летом? Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? Каких перелётных птиц вы знаете?»
Экологические дидактические игры «Чьи припасы», «Чей хвост, чья голова», «У кого какой домик?»
Чтение художественной литературы: А. К. Толстой «Белка и волк», р. н. с. «Заяц-хваста», «Зимовье», Д. Мамин-Сибиряк «Медведко», «Лисичка сестричка и серый волк»,Кон «Гуси»
Экологические сказки: «Как обманули птиц», «Высотный терем», «Ветер, птичка и муравей», «Лесной доктор», «Как скворец себе дом выбирал», «Зайчик и медвежонок», «Маша и медведь»
Конструирование «Пушистые птицы Ставрополья»
Оригами «Кавказкая лесная кошка, занесенная в Красную книгу»
Занятие по развитию речи «Перелётные птицы. Знакомство с птицами Ставрополья.»
Занятие по ФЦКМ «Улетают журавли. Знакомство с птицами Ставропольского края.»
Лепка «Птица в гнезде»
Рисование «Стайка воробьёв», «В синем небе голосок, словно крошечный звонок.»
Уроки безопасности: Закрепить знания детей о многообразии грибов, совершенствовать умения различать и называть съедобные и ядовитые гриб.
Ноябрь
Беседы: Знакомимся с профессией лесника. Лес в жизни животных и птиц.
Беседа о «лесных этажа» Вторая жизнь дерева. Правила безопасного поведения в лесу.
Чтение художественной литературы: "Зелёная страна". Е. Серова, "Жизнь дерева". А. Лопатина, Пришвин «Откуда стол пришел?», С. Маршака «Праздник леса», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», К. Твардовский «Лес осенью».
Экологические сказки: «Заблуждение тополя», «Ворчливая берёзка», «Лесной гастроном», «Запущенный лес», «Как деревья поссорились»
Отгадывание загадок о деревьях.
Наблюдение за деревьями.
Выставка поделок из осенних листьев и плодов. (работа совместная с родителями)
Изготовление макета зимнего леса.
Экологические дидактические игры «Какие деревья растут в лесу», «С какого дерева листок», «Кто в лесу растёт, кто в лесу живёт?», «К дереву и кустарнику беги»
Составление детьми рассказов на тему «Дары природы».
Вечер развлечений «Викторина о лесе.»
Рассматривание пейзажных картин о лесе.
Конструирование «Осенняя картина Ставрополья» создавать картины из природного материала.
Занятие по ФЦКМ «Листопад, листопад - листья жёлтые летят…Листопад в Ставрополе.»
Занятие по развитию речи: «Осень, осень в гости просим. Природа Ставропольского края»
Занятие по рисованию: «Лес, словно терем расписной», «Осенний букет в вазе»
Аппликация «Ваза для осеннего букета»
Консультация для родителей «Не всякий гриб в кузовок»
Декабрь
Беседа: «Какие животные живут зимой», «Животный мир полярных районов России», «Как животные зимой переносят холода и добывают корм», «Ластоногие обитатели крайнего севера.»
«Птицы зимой».
Чтение художественной литературы: Л. Кондрашенко «Следы на снегу»,
Соколов – Микитов «Зима в лесу», Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась», Соколов – Микитов «Дятлы», В. Бианки «Приспособился». Г. Снегирев «След оленя», «Песцовая земля», «Про пингвинов». Н. Сладков «Белая земля», Н. Нуждина «Пингвины», Б. Житков «На льдине».
Конкурс на изготовление кормушек.
Наблюдение за птицами у кормушки.
Дидактические экологические игры «Зимние гостьи» «Накорми птиц», «Верю – не верю», «Прилетели птицы»
Рассматривание альбома: «Зимующие птицы»
Наблюдение за вороной и воробьями.
Фотовыставка «Как мы птицам помогали».
Посадка и выращивание лука.
Занятие по формированию целостной картины мира: «Зимующие птицы»
Рисование «Белый медведь и северное сияние», «Моё любимое животное Крайнего Севера», «Экскурсия в зимний лес», «Дремлет лес под сказку сна». «Зимующие птицы Ставропольского края»
Конструирование оригами «Пингвин»
Январь
Посадка и выращивание лука. Наблюдение.
Экологическое познавательное развлечение «Мы знаем и любим природу»
Чтение экологических сказок: «Родник», «Дождевой червяк», «Маленькие путешественницы», «Кролик и зайчиха», «Как скворец себе дом выбирал», «Катя и божья коровка».
Экологические игры: «Польза – вред», «Юные экологи», «Путаница», «Полезные дела».
Рассматривание репродукций картин: Г. Низский «Зима», А. Пластов «Первый снег», И. Грабарь «Зимний пейзаж».
Февраль
Консультация для родителей на родительском собрании «О воспитании любознательности средствами природы». Изготовление коллажа с родителями на родительском собрании «Береги природу»
Наблюдение за появлением почек и листочков на веточке в комнатных условиях.
Март
Дидактические игры:
1. «Собери насекомое» из многоугольников;
2. «Четвёртый лишний»
3. «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)
- Муравей сидел около….
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
4. Составление описательных загадок про насекомых.
5. «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).
6. «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.
7. «Подбери признак»: бабочка какая? -, муравей какой? -, пчела какая? - …
Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».
Беседы с детьми: «Животные жарких стран», «Корабль пустыни». (Углубить представление о многообразии живых существ, населяющих нашу планету. Познакомить с верблюдом, как они приспосабливаются к условиям жизни, «Как животные жарких стран приспосабливаются к климату». (Познакомить с различными обитателями Африки, Индии, Австралии, рассмотреть иллюстрации животных. Почему они так отличаются от животных средних широт, «Животные разных стран». (сделать сравнительную характеристику животных в разных странах. Сравнить внешние особенности, способы защиты и маскировки, способы добычи пропитания., «Львиный прайд». (Рассказать детям о жизни львов в саванне: как они охотятся, чем питаются, какие у них есть враги, почему они живут группами? Кто такие львы одиночки? Что пом
«Кто такие насекомые? О многообразии насекомых», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Как насекомые переносят зиму?», «Насекомые в природе нашего края» Где можно найти насекомых? Чем они питаются? Посчитать сколько лапок, крыльев? Какого цвета у них голова, лапки, усики? Как приспосабливаются насекомые к окружающей среде? Как защищаются от врагов?
Чтение художественных произведений о насекомых: В. Бианки «Приключение муравьишки», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про козявочку», Р. Киплинг «Слонёнок», Л. Толстой «Лев и собачка», Э. Василевскай «Тигров племянник», В. Маяковский «Что ни страница, то слон, то львица»
Экологические сказки: «Катя и божья коровка», «Капустная бабочка», «Друзья леса», «Жёлтый, белый и лиловый»
Конструирование из бумаги «Бабочки», «Попугай»
Занятие по ФЦКМ: «Насекомые, земноводные и пресмыкающие», «Вот так Африка»
Занятие по развитию речи: «Зачем слону хобот»
Рисование «Стрекоза и муравей», «Царевна-лягушка», «Пушистые детёныши диких животных»
Аппликация «Бабочки – красавицы»
Лепка «Животные жарких стран. Лев»
Наблюдение на прогулке за насекомыми.
Апрель
Загадывание загадок, пословицы и поговорки о воде.
Беседа: «Берегите воду», «Значение воды в жизни всего живого» Беседа о воде. Решение проблемных вопросов о воде: Кому нужна вода, Где мы встречаем воду в природе? В каком состоянии бывает вода? Какую воду нужно пить? Как вода попадает в городские квартиры? Почему воду называют питьевой и технической? Где вода соленая: в реке или в море? Почему землю называют «голубой планетой»?
Экологические сказки: «Сон о золотой рыбке и зелёном лесе»
Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», «Земля, вода и воздух», «Море волнуется»
Игра-беседа «Капля, лед и пар – вода, это будем знать всегда!»
Чтение художественной литературы: Бальмонт К. «Росинка», Токмакова И. «Ручей», «Туман», Новиков В. «Мокрая песенка» (языковая игра, Е. Пермяк «Первая рыбка»
Экологические сказки: «История одной капли», «Как тучка была в пустыне», «Сила дождя и дружбы», «Разве озеро – свалка?», «История маленького лягушонка»
Дидактические игры: «Где живёт вода?», «Воздух, земля, вода», «Тонет - не тонет», «Растворится – не растворится»
Занятие по ФЦКМ: «Воды и рыбы»
Занятие по ФЦКМ: «День Земли» Знакомить с законами Земли.
Занятие по развитию речи : «Сказки, найденные в траве»
Рисование «Морские пейзажи Айвазовского», «Рыбки играют. Рыбки сверкают»
Лепка «Царство золотой рыбки»
Май
Беседы: Цветы на нашей клумбе, Весенние цветы, Сезонные изменения в природе с приходом весны (Обогатить словарный запас о временах года) Красная книга – сигнал опасности. (развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.)
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Три весны», И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Сутеев «Весна», М. М. Пришвин»Весенние миниатюры», Соколов - Никитов «Звуки весны»
Составить Красную книгу своего округа, выяснить, какие растения и животные являются редкими в нашем округе, какие растения произрастают в нашем округе, официально включенные в Красную книгу.
Дидактические игры. «Найди растение», «К названному растению беги», «Какого цветка не стало?», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Украсим комнату», «Найди растение по названию», «Экологический светофор»
Сюжетно-ролевая игра: Магазин «Цветы»
Загадывание загадок. Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.
Коллаж «Цветочное царство». Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности, упражнять в умении создавать коллаж.
Путешествие царство комнатных растений.
Уголок природы. Уход за растениями. Мытье комнатных растений.
Поливка комнатных растений.
Занятие по ФЦКМ: «Царство растений: травы и цветы.»
Занятие по ФЦКМ: Уголок планеты – город, где мы живём.
Рисование «Расцвели красивые цветы», «Пчёлка на цветке черёмухи» Конструирование из природного материала «Букет»
Занятие по развитию речи: «Весна в изображении художников (описательный характер)»
Мини-развлечение.
Цель. Позабавить, повеселить детей, доставить радость от совместной деятельности; закрепить знания детей о цветах.
Содержание:
1. Конкурс «Кто быстрее соберет и красивее составит букет из искусственных цветов».
2. Конкурс «Кто интереснее и необычнее составит композицию из цветов на полу».
3. Чтение стихов о цветах.
4. Складывание цветов из элементов.
Наблюдение за одуванчиком.
Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).
Чтение. Стихи о цветах, Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг», Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова, Ж. Санд. «О чем рассказали цветы, Дмитриев Ю. Хоровод лепестков, Габе Д. «Желтый, белый, лиловый»,А, Блок «На лугу»
Самостоятельная игровая деятельность детей. Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.
Раскрашивание цветов в раскрасках.
Консультация для родителей на родительском собрании. «Экологическое воспитание в семье» Анкетирование.
Заключительный этап. КВН «Знатоки природы»
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.